22 мая - память пророка Исаии

Галина Николаевна Николаева
      Святой пророк Исаия, происходивший из колена Вениаминова, родился около 760 г. до Р. X. Происходил из царского рода. Отец Исаии, Амос, воспитал сына в страхе Божием и в законе Господнем. Достигнув зрелого возраста, пророк Исаия вступил в брак с благочестивой девицей-пророчицей (Ис.8,3) и имел сыновей (Ис 8,3).
     Местом постоянного жительства святого Исаии был Иерусалим – столица Иудейского царства. На годы сознательного детства и отрочества пророка падает славное правление мудрого и доброго царя Озии; это царствование без сомнения имело благотворное религиозное и политическое влияние на душу будущего пророка.
     К пророческому служению святой Исаия был призван Богом в царство Озии, царя Иудеи, и пророчествовал около 60 лет при царях Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии.
     Ничего неизвестно о днях ранней юности святого Исаии, но явление ему славы Господней и избрание его Господом на великое служение дают непререкаемое свидетельство о благочестии пророка и в это время жизни; о том же говорят и его пророческие речи, из которых видно прекрасное знание им священных книг своего народа.

     На пророческое служение святой Исаия был призван в год смерти царя Озии (в 737 г.) особым видением.
     Однажды он присутствовал в храме за Богослужением; пред глазами его находились двор священников и святилище. Взирая молитвенно к святилищу, святой Исаия вдруг увидел, что храм стал раздвигаться; пред его духовными очами открывается внутренность святилища, затем исчезает завеса, скрывавшая таинственное святое святых, где изумленному и потрясенному пророку является торжественное видение Владыки неба и земли, «сидящего на престоле высоком и превознесенном», – стоящем как бы между небом и землею; края царственных риз Божиих наполняли храм. Вокруг Господа «стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Вся земля полна славы Его!» От громогласного славословия серафимов «поколебались верхи врат и храм наполнился курениями».
     Святой Исаия пришел в ужас и испуганно воскликнул:
     – Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами3, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
     Тогда к смятенному пророку прилетел один из серафимов, державший в руке горящий уголь, взятый клещами с жертвенника, т.е., как объясняет святой Василий Великий, – с «небесного алтаря». Он коснулся уст пророка со словами:
     – Вот, это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен.
     Тотчас же за этим пророк услышал таинственный глас Иеговы, вопрошающий:
     – Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?
     Исполненный священной уверенности, святой Исаия выступил с выражением желания принять на себя ответственную и тяжелую обязанность быть проповедником воли Божией для «жестоковыйного» еврейского народа:
     – Вот я, пошли меня, – сказал он.
     Господь не отверг предложения святого Исаии и изъявил Свое согласие в таких словах:
     – Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их (гл.6)
     Исаия спросил Господа: долго ли народ будет пребывать в таком нравственном огрубении, и получил от Него в ответ страшное откровение о грядущих бедствиях, имеющих поразить Израиля:
     – Доколе не опустеют города и останутся без жителей и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет (Ис.6:1–11)
     Видение окончилось, и на святом Исаии почил Дух Божий, открывавший перед ним таинственное и отдаленное будущее как настоящее и укреплявший его в трудной борьбе с нравственными настроениями среди родного народа.

     При царе Езекии, отличавшемся благочестием, пророк Исаия стал советником и близким другом царя. Благодаря влиянию пророка Исаии, Езекия восстановил храмовое богослужение (2 Цар. 29, 3-36), уничтожил остатки идолопоклонства (4 Цар. 18, 4). При Езекии особенно ярко проявилась сила молитвы святого пророка Исаии. Так, по его заступничеству, ангел истребил в одну ночь 185 тысяч воинов армии ассирийского царя Сеннахирима, угрожавшего захватить Иерусалим (4 Цар. 18-49; 2 Пар. 32, 20).
     Когда царю Езекии угрожала смертельная болезнь, и он молился Богу о выздоровлении, пророк Исаия возвестил царю, что он проживет еще 15 лет и что Господь дает ему знамение в свидетельство исполнения его просьбы – солнечная тень возвратится на десять ступеней назад (4 Цар.20,8-11).
     В своих пророчествах пророк Исаия, в виду развращения народа израильского, угрожает ему судом Божиим, исполнителями которого должны выступить языческие народы, предрекает опустошения земли Израильской и изгнание из нее евреев (Ис.4, 11-13;5,13;17,9), довольно ясно говорит и о взятии Иерусалима врагами (Ис.2,15; 3,8,16-25;22,5;30,13-16;32,13-19), о скором падении Самарии (гл. 28), о вавилонском пленении иудеев (Ис.34,5-17).
     Прежде чем Иудея сделалась Персидскою областью, или прежде чем два колена были отведены в плен в Вавилон, пророк Исаия прямо изрек пророчество с указанием даже имени Кира, как будущего освободителя евреев от семидесятилетнего плена Вавилонского: «Который (т.е. Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!» (Ис.44,28). Это было предсказано Исаиею за 140 лет до разрушения храма.

     Особенным изяществом и чистотою речи отличается книга пророка Исаии, которого поэтому называли «царем пророков», а по ясности пророчеств eгo о жизни и страданиях Иисуса Христа и Его Царстве, его называют также ветхозаветным евангелистом, пророком-евангелистом.
    У этого великого, ветхозаветного пророка находим подробно начертанный образ Грядущего Мессии:
     предваренный пришествием Предтечи (Ис.40,3), происходя по человечеству от рода Иессеева (Ис.11,1-2), родится от безмужней Девы (Ис.7,14), будет преисполнен Даров Святого Духа (Ис.1,2), и носить имена, с несомненностью указующие на Его Божественное достоинство (Ис.9,6). Смиренный и кроткий Раб Божий, возлюбленный Господом и призванный Им для возвещения народам истины, Мессия «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», проявляя в то же время великую силу в водворении на земле Своего Царства (Ис.9,-4).
     Но наступлению этого Царства должны предшествовать уничижение, страдания и смерть Мессии за грехи людей.
     Средоточным пунктом, к которому обращено внимание пророка, является личность Раба Иеговы или Мессии, Страдания Которого за грехи людей пророк изображает здесь с поразительной силой и ясностью (гл.49-57). Далее (гл.58-66) пророк изображает прославление этого Великого Страдальца. Раб Иеговы здесь является как первосвященник, царь и пророк в одно и то же время. Он творит суд над миром и созидает новую лучшую жизнь, т.е. пророк предвещает, что сначала Сион подвергнется опустошению, но потом восстанет во славе, и все народы устремятся к этой горе, признавая за нею право всеобщего руководительства (Ис.2,1 и след. 25, 6-12) и, наконец, о водворении на земле Царства Божия.
     Он же возвещает о чудесах, которые сотворит Спаситель: «Он придет и спасет нас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис.35,4-6).
      В царствование нечестивого царя Ахаза, в минуту крайней опасности для страны, когда Иерусалиму угрожали войска Сирии и Самарии; пророк Исаия успокоил Ахаза тем, что род Давида сохранится до пришествия Мессии, и изрек знаменитое пророчество о рождении Спасителя от Девы: «се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил  (Ис.7,14).
     Сердцу каждого христианина понятны и близки слова из книги пророка Исаии:
     «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко» (Ис.55,6).
   
     Святой пророк Исаия имел также и дар чудотворения. Так, когда во время осады Иерусалима врагами осажденные изнемогали от жажды, он своей молитвой извел из-под горы Сион источник воды, который был назван Силоам, т. е. "посланный от Бога". На этот источник впоследствии Спаситель послал умыться слепорожденного, которому Он возвратил зрение.
     При преемнике Езекии – царе Манассии, святой пророк Исаия претерпел мученическую кончину. Он обличал царя и его вольмож за их нечестие, за это Манассия преследовал его. Пророк скрылся, по преданию, от преследований царя в дупле большого дуба, но был обнаружен и вместе с дубом перепилен деревянной пилой.
     Пророк погребен был недалеко от Силоамского источника.
      Впоследствии мощи святого пророка Исаии были перенесены царем Феодосием Младшим в Константинополь и положены в храме святого Лаврентия во Влахернах.
     В настоящее время часть главы святого пророка Исаии хранится на Афоне в Хилендарском монастыре.
     О времени и событиях, происходивших при жизни пророка Исаии, говорится в 4-ой книге Царств (гл.16,17,19,20,23 и др.), а также во 2-ой книге Паралипоменон (гл.26-32).

     «Среди удивительных пророчеств Исаии есть одно, стоящее особо, которое потрясает своей бездонной глубиной, - говорит митрополит Антоний (Паканич). - Оно вмещает в себя настолько масштабное и грандиозное содержание, наполнено таким количеством смыслов, знаков, значений, скрытых и проговоренных прямо, что не хватит человеческой жизни и разума для вмещения всего сказанного.
     Пророчество, произнесенное Исаией именем Господа, касается главного Закона бытия, и для невыполняющего его звучит как приговор, как страшное напоминание о неминуемой расплате.
 
     Это притча, или печальная Песнь о винограднике, изложенная в 5-й главе (1-7).
     Слова притчи предназначались для иудеев, с отсылкой к историческим событиям тех времен, но они в то же время обращены и к каждому из нас. Это слова, пронизывающие сердце, пробуждающие разум, вдыхающие новую жизнь.
     Впервые в Ветхом Завете Бог показан как Садовник, Труженик, заботливо ухаживающий за Своим садом и ждущий от него добрых плодов:
   
     «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У   Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды»
     В этих словах, параллельно с описанием всех забот по защите виноградника, желания ему доброго плодоношения, звучит горестное разочарование от несбывшихся надежд. Не принес виноградник добрых плодов, только дикие ягоды.
     Говорится в данной притче о человеческой душе – душе каждого из нас. Несмотря на все милости Божии, все старания и усилия, все Его слова и советы, мы не слушаемся и продолжаем действовать по своему разумению, забывая, что мы ничто без Бога, мы бессильны без Него, все наши потуги и рассуждения смешны и бессмысленны.
     Наша сила в Его силе, Его мудрости, Его любви.
     Разрывая отношения с Богом, мы самовольно выбрасываемся за борт корабля в бушующем море, подвергая себя неминуемой гибели.
     Мы этого не осознаем, а Господь знает! Потому и горечь в Его словах, и глубочайшее
сострадание. Но Он не желает нас заставлять, Он дает каждому человеку право выбора: быть с Ним или без Него. Он хочет добровольной любви, а не должной повинности.

     И вот в словах пророка Исаии звучит приговор Садовника непослушной душе:
     «Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем».
     Что это значит?
      Господь не будет защищать, оберегать, утешать того, кто не нуждается в Нем, кто не слушает Его слов, кто не кается в своих немощах и грехах.
     А что человек без Божией защиты? Ноль. Немощное существо. Он так же слаб и пуст, как отцветший одуванчик: любое дуновение, и он осыпется.

     Далее следуют уже слова самого Исаии, они звучат как грозные предупреждения Иудее. Пророк этим закрепляет, как печатью, сказанное ранее Господом. Состоят слова из шестикратного «горе» (гл.5, 8-24):
     «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, как что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (8-10).
   
     Здесь говорится о жадности, сребролюбии, жажде мирского богатства любой ценой. И неминуемое наказание за данные страсти – голод.
     Перед нами первый приговор пророка, и все обязательно сбудется, не надо себя обманывать и тешить надеждой, что это произойдет с кем угодно, но не со мной. Обещанное Господом исполняется.
     Если человек жаден и занят обогащением нечестным путем, за счет других, то голод обязательно придет в его дом, возможно, не сам человек, но его дети, внуки будут голодать. Закон может быть смягчен только в случае искреннего раскаяния и сознательной перемены.

     Второе предупреждение гласит нам:
     «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячат себя вином; и цитра и гусли, тимпан, и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (11,12).
   
     Напоминание о том, что распущенность, пьянство, разгул, необузданность будут наказаны жесточайшим пленом со всеми сопутствующими ему страданиями, обращено к народу иудейскому, но касается всех людей.
     Плен – это страсти, которые делают человека своим заложником, пленником, держат его в своей греховной темнице без Божьего света. Жизнь такого человека и его близких уже на земле превращается в ад, сопровождается ужасными мучениями.
     Служащий своим страстям уже не может служить Богу, он сам наказывает себя вечным пленом и вечной темнотой.

     Третье воззвание святого пророка звучит так:
     «Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности и грех – как бы ремнями колесничными; которые говорят: ;пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святого Израилева, чтобы мы узнали!”» (18,19).
   
     Здесь говорится о самонадеянности, оправдании своих грехов и пренебрежении Божиими милостями, любовью, справедливостью. Речь идет о самой страшной вещи неблагодарности.
     Люди, требующие ежечасно доказательств от Бога Его мощи и силы, ждущие постоянных чудес, демонстрируют самолюбие и гордыню. Они как бы говорят: «Я лучше, я сам все прекрасно знаю и во всем сам разберусь».
     Таковых ждет печальное будущее. Неблагодарность и гордыня сводит людей с ума. Многие гордецы заканчивают жизнь сумасшествием в той или иной степени. Это страшная расплата за свою самоуверенность.

     Следующим, четвертым, предупреждением стали слова:
     «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким!» (20).
   
     Имеется в виду смешение понятий добра и зла, порока и добродетели, черного и белого.
     Это было актуальной проблемой более двух тысяч лет назад, актуально и сегодня. Человек не меняется, меняются декорации вокруг. Страсти, пороки, грехи, сопровождающие человека – те же во все времена.
     Сегодня большинство средств массовой информации, защищая интересы определенных групп, предлагают нам называть черное – белым, зло – добром.
     Идет подмена идейных и ценностных понятий, размываются границы между пороком и добродетелью, ложь возносится на пьедестал. Когда люди дезориентированы, беспринципны, ими легче управлять. Поэтому большинство власть имущих и стремится вырастить недумающего потребителя, готового чему угодно верить и все предложенное потреблять.
     Истину нельзя ничем запятнать, а вот от лжи отмыться очень тяжело, а порой и невозможно.

     Пятый призыв из уст пророка Исаии звучит так:
     «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (21).
   
     Автор указывает в этих строках на самодовольство как на путь духовной деградации человека.
     Человек, не видящий своих ошибок, не кающийся в своих грехах, восхваляющий себя и свои достижения, становится глух к правде и красоте. Он обнуляется духовно, все его достижения исчезают, меркнут, он, словно мыльный пузырь, лопается при соприкосновении с истиной: надутый и бесполезный человек.
     Чем больше нам дано, тем больше с нас спросится. Наличие благ или талантов – это не повод кичиться ими, а серьезная ответственность перед Богом, людьми, своей совестью.

      И последнее, шестое, предупреждение относится к нарушающим земные законы и
правосудие:
     «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!» (22).
     Нарушителей законов земных ждет также неминуемая расплата за безответственное отношение к своим полномочиям и их превышение: когда невиновные несут наказание и виновные продолжают творить беззакония на свободе.
   
     И далее горячо и эмоционально говорится о каре, которую понесут все, кто нарушил законы Господни:
     «За то, как огонь съедает солому и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святого Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его…» (24).

     Чиста совесть, трезв ум, и нет страхов у любящего Бога. Даже когда случается упасть ему, он слезно кается и просит о прощении и помощи Отца Небесного, потому что осознает, что он, грешный и немощный, не в состоянии двинуться в верном и спасительном направлении сам, без Его благодатной помощи, не способен сам преобразить свое сердце – только в Свете Господнем и Его безконечной любви это возможно.
     Нам следует непрестанно взывать ко Господу, молить Его о помиловании и смягчении нашего сердца, испрашивать сил в соблюдении заповедей Божиих – и тогда наша жизнь будет торжеством радости и любви, наполнится светом Христовым и Его благодатными милостями.
     Счастливее всех тот, кто больше любит Бога».

     Тропарь, глас 2
     Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

     Кондак, глас 2
     Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие Богопроповедниче, всем изъяснил еси вочеловечение Господне, возгласив велегласно концем: се Дева во чреве приимет.

     Величание
       Величаем тя, пророче Божий Исаие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Святыи пророче Исаие, моли Бога о нас





Источник:
http://www.wco.ru/biblio/books/proroki/H02-T.htm
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij
/zhitija-svjatykh/404
https://pravlife.org/ru/content/6-groznyh-
preduprezhdeniy-proroka-isaii-kotorye-
neobhodimo-znat-slova-probuzhdayushchie