Книжная полка-21. Макс Фрай. Лабиринты Ехо

Единомышьленники
Мышалет приветствует любителей чтения. Наша книжная полка пополняется прочитанными хорошими книгами. Авторы эссе приглашают к дискуссии.

Сегодня слово Натико, которая поделится впечатлениями от цикла произведений
Макс Фрай, "Лабиринты Ехо".
Страница автора тут: http://stihi.ru/avtor/natikos

**************************

"В действительности всё не так, как на самом деле..."
Это выражение уже стало крылатым и ушло в современные цитатники. Во всяком случае, я столкнулась с ним вне книги, а потом с удивлением обнаружила героя, который, по сюжету, его произнёс.
Откуда оно?
Из "Лабиринтов Ехо".
Вообще я, конечно же, немножечко жульничаю. Мышалет разрешил и приветствовал рецензию на одну книгу, а я пишу на целый цикл. Поскольку "Лабиринты Ехо" - это последовательность из восьми книг, когда каждая книга представляет собой отдельное приключение, но при этом есть некий общий сюжет, который, вместе с героями, объединяет книги в единое целое. Следующая череда историй - "Хроники Ехо" - является не столько продолжением, сколько преамбулой, поскольку герои первого цикла встречаются в таинственном и нейтральном месте между мирами, переворачивают песочные часы, чтобы потекло "другое время", и делятся своими воспоминаниями. Рассказ - плата за удивительно вкусное кофе, и эта цена всех устраивает. Такой вот сиквел-приквел в одном наборе.
Но вернёмся в самое начало - в "Лабиринты Ехо". Автор - Макс Фрай, и не случайно имя автора совпадает с именем главного героя - сэра Макса, Вершителя, Ночного Лица господина пааааачтеннейшего начальника Малого Тайного Сыскного Войска. Сэр Джуффин Халли, этот самый паааачтеннейший начальник - персонаж очень неоднозначный, умный, хитрый, знающий - и настоящий маг в нём нередко побеждает настоящего друга. Со временем сэр Макс, перебравшийся в Ехо - Сердце Мира - на необычном трамвае, станет таким же по мастерству, и даже круче, но до этого ещё далеко. Пока сэр Джуффин знакомит его с новыми правилами игры, пытаясь, по самоироничному наблюдению самого Макса, выдавать его "хотя бы за городского сумасшедшего", а сам сэр Макс между тем знакомится с другими героями, с которыми ему предстоит пережить не одно приключение.
Чем отличается эта книга от массы книг о "попаданцах", наводняющих жанр фэнтези? Обратите внимание - кто бы куда бы ни попал, он, как правило, вырывается из тяготящей его рутины и скуки, но, оказавшись "по ту сторону" мира, делает всё возможное и невозможное, чтобы отыскать волшебника Гудвина и вернуться домой, в знакомый до последней досточки домик на колёсах. Как правило - потому что есть исключения. И сэр Макс - одно из них. Никто его "там", в оставленном мире, не ждёт. И даже когда случай и таинственные законы новой реальности выбрасывают его обратно, в наше время, он рвётся назад, и не потому, что там он волшебник, окружённый друзьями, готовыми угостить его кружкой камры и парочкой-другой тайн и секретов, а здесь - просто обычный парень. Хотя - почему обычный? Пережитой опыт ведь не спрячешь. И тем не менее - нет, не поэтому. Просто его место - не здесь, просто так правильно, и сердце осталось там, оно прикипело к цветной мозаике старинных улочек Ехо, его забегаловкам и мостам, магазинчикам и самому зданию "тамошней" полиции, которое для него стало чем-то гораздо большим, чем просто управление правопорядка. Итак, мы имеем дело с героем, который рад и счастлив улизнуть от рутины, обживается и даже неплохо устраивается в новой реальности, на ходу приспосабливаясь к тому, что вещь можно сделать очень маленькой и упрятать в щепотке, а в нужный момент достать, что по городу бегают аэромобили на кристаллах, а не машины на бензине, что здесь не пьют кофе или чай, предпочитая камру, и, наконец, к тому, что за каждым углом его подстерегает тайна.
Составленное как череда приключений (в каждой книге - несколько частей с исчерпывающим сюжетом), творение авторов Светланы Мартынчик (позже она работала над продолжением серии одна) и Игоря Стёпина гораздо сложнее, чем просто сказка про волшебников. И не только построением, которое критики называют "полифоническим", а журналисты - "психоделическим", но и содержанием. Пересказывать которое я, разумеется, не буду. Но, опять-таки, цитируя критика - не каждая книга содержит примерно такую вот первую фразу: "Утро началось с того, что на пороге спальни я споткнулся о собственный труп". Нет, это не "Лабиринты Ехо" и даже не "Хроники Ехо" - это уже "Сновидения Ехо", новый цикл приключений героя. За кажущейся иронией - неожиданная глубина, там, где ожидаешь встретить "мечи и магию" - экскурс в человеческую душу, а там, где думаешь найти любовь на все века и времена, вмешивается судьба, которую, впрочем, сотворили сами же герои, и, значит, когда-нибудь они будут в силах сами и распутать этот клубок.
Итак, приятного прочтения для тех, кто решит прокатиться вместе с грозным сэром Максом на ночном трамвае по Зелёной улице. Впрочем - почему грозным? Он разный, и всегда одинаковый. Как такое может быть? Сэр Макс, как и любой главный герой книги "с продолжением", не может, конечно же, не измениться от приключений, встреч и впечатлений. И он меняется, растёт, становится мудрее, он как бы набирается знаний и открывает для себя какие-то истины, но в глубине души остаётся всё тем же удивляющимся всему и вся, только что прибывшим в город своих снов путешественником. Главное - не перевернуть песочные часы раньше времени.