Поэтические алмазы и стихотворные кирпичи

Игорь Деордиев
Поэтические алмазы и стихотворные кирпичи…

Кто из нас не писал на день рождение друга или сослуживца поздравительных открыток, с обязательным использованием следующих словосочетаний: поздравляю – желаю; чтобы не на сдачу – удачу; весельем – новосельем и т.д. Общие штампы, бедная рифмовка, обычные пожелания, лежащие на поверхности разглагольствований… Однако, многие, поработав в данном жанре, на благо квартиры, цеха, завода, колхоза, - начинают мнить себя опытными поэтами? Надо сказать, что данному свойству во многом способствуют ещё и некоторые «обожатели таланта» из окружения пишущего.

Ещё более усугубляет ситуацию: лёгкая возможность при наличии денег увековечивания себя в книжечке, источающей типографский запах и приносящей триумфатору славу местного значения… Общаясь с такими горе-авторами, часто от них слышишь высказывания подобные этому: «А мои стихи любят и ценят товарищи по кубрику или торговой точке, или скамейке в парке… Вы же мои стихи просто не понимаете…» Что же ответить на данную реплику? Конечно, хорошо, что люди в свободное время не пьют горькую, не дебоширят, а рифмуют слова… Хотя, зачастую, данная работа к поэзии не имеет никакого отношения.

Резкое падение культурного образовательного уровня авторов и заблуждение некоторых любителей застольной поэзии в последнее время всё чаще приводит к перекосам и переоценкам значения многих стихотворцев на фоне истинной поэзии. Ежегодно появляются сотни новых сборников стихов, в которых с трудом можно отыскать пару-другую удобоваримых строчек, написанных авторами, скорее, случайно, т.к., обычно, они сами не понимают того, что сочинили, и считают наиболее удачными совершенно другие строки. Что можно сказать о среднестатистическом стихотворце, который не всегда попадает в ритм, постоянно теряет логическую нить рассуждений, если таковая имеется, плохо рифмует, бездуховен и т.д.

А глубины его философии и размышлений, обычно, не заходят дальше садового участка, квартиры или учебника по естествознанию для пятого класса. Не думаю, что у кого-то хватит смелости сесть за выведение какой-либо тригонометрической формулы, если у него нет основы знаний. Однако, в поэзии, сплошь и рядом, появляются стихоплёты, проявляющие вопиющее неуважение к такому прекрасному виду искусства, как поэзия. Почему, при написание стихов, авторы берут на себя смелость, не зная поэтическую «таблицу умножения», создавать ритмические конструкции. Хотя, большинству культурных людей известно, что написание стихов имеет свои неукоснительные правила, требования и законы, придерживаться которым должен – каждый, занимающийся стихотворчеством.

Ещё в период появления книжного дела стали возникать всё более жёсткие правила и упорядочение форм написания стихов. В Италии и Франции делался акцент на силлабические стихи, повторяющие блоки с одинаковым числом слогов. Притом, что скандинавская и древнегерманская поэзия была с уклоном аллитерационных сочинений, зачастую повторяющих в начале слов анафорические фонемы. В странах Востока, особенно в Китае, главенствовала интонационная конкретность.

В России восемнадцатого века, основоположниками стихотворной тонической конструкции можно считать Тредиаковского и Ломоносова, которые делали основной акцент на количество ударений в строке. Если техника учитывала ударные и безударные слоги, то образовывалась силлабо-тоническая конструкция, учитывающая расположение ударений в строгом порядке. Размер стихов варьировал и мог быть двухсложным (хорей – стопа с ударением на первом слоге и ямб – стопа с ударением на последнем слоге) и трёхсложным (дактиль – стопа с ударением на первом слоге, амфибрахий – стопа с ударением на среднем слоге и анапест – стопа с ударением на последнем слоге). Стопою является ударный слог со всеми безударными, сопутствующими ударному слогу. Количество стоп в строке определяет размер: одностопный, двухстопный, трёхстопный и т.д. Опираясь на данный принцип систематизации размера, авторы создают поэтическую конструкцию. Чтобы легче было представить вышесказанное, приведу пример четырёхстопного амфибрахия:

«Про сОлнце забЫли, про хОлод узнАли,
ДерЕвья застЫли, шептАть перестАли.
Дар рЕчи отнЯли метЕли урОки,
И в крОнах застрЯли печАльные стрОки…»
(Д.Игорев)

Теперь сделаем попытку продолжить вышеприведённое четверостишие о зимнем лесе, со следующей импровизацией:

«ВетрАм косИть, онИ острЫ,
СпешАт гасИть листвЫ кострЫ..»

Не нужно быть знатоком поэзии, чтобы понять невозможность подобного продолжения стихотворения «Зимний лес», т.к. предложенные нами строчки, хотя и соответствуют четырёхстопному размеру, однако, написаны не амфибрахием, а – ямбом, что разрушает созданную уже поэтическую конструкцию и делает стихотворение не читаемым. Данный пример приведён мною намеренно. Он показывает, что нельзя мешать в одном стихотворении разные размеры, путая хореи с ямбами, дактили - с амфибрахиями… Стихотворение должно быть строго выдержано в одном размере, если не требуется искусственного нарушения для усиления какого-то образа или события в стихах.

Стихотворная речь развивалась и постепенно вышла на общие значительные ограничения в написании стихотворных конструкций, учитывающих внутреннее сочетание звукописи с чётким знанием правил синтаксиса. Однако, внутри конструкций значительно возросли технические возможности, не выходящие за рамки правил стихописания, позволившие поднять внутреннюю динамику и энергетику строк, несущих широкую информацию, обладающих мелодичной звукописью, но жёсткой формой.

На современном этапе развития поэзии, сочинение стихов требует ювелирной работы над строкой, логичной постановки сюжета, вплетённого в жёсткую систему, образующую рифмованную конструкцию. Метрическое построение строк – напрямую зависит от содержания и композиции стихотворения. Стилистика определяется смысловой основой стиха и не может путаться и перетекать из одного характерного оттенка в иной, что нарушит единый избранный стиль и испортит впечатление от произведения. Стилистически стихи следует выдерживать с определённым звучанием оттенков: письменный, разговорный, научный, торжественный, гражданственный, деловой, интимный и т.д. Каждый из этих оттенков необходим для развития сюжета конкретной идеи стихотворения. На берёзе не могут произрастать еловые ветки. Так, и стиль требует единства: от первой – до последней строки стихотворения. Чёткое применение всего технического и художественного арсенала, позволяет создать стихи ритмически правильные, окрашенные именно в те интонационные тона, которые своим настроем соответствуют сюжету, легко произносятся и запоминаются. Данным качествам произведения также помогает точная рифма, играющая большую роль в организации стиха, подчёркивании и гранении ритмики. Рифмы бывают разнообразные и делятся на: парные, смежные, перекрёстные, опоясные, охватные и др. Отталкиваясь от звукописи, рифмы делят на правильные (точные) и неточные (ассонансы – одинаковые гласные звуки, диссонансы – одинаковые согласные звуки).

Идея произведения, зачастую, несёт в себе тон и суть, личностных характеристик автора, носителя опыта, интуиции, миропонимания, духовности, информативного багажа и таланта, позволяющих создать цельное и умное произведение со своей музыкой и образностью, чётко расставив все ряды замысла в гармоническом соответствии с композицией. Нарушение развития сюжета сродни огромной ветке нижнего яруса ёлки, торчащей на вершине дерева, и портящей естественный вид пейзажа. Единство формы и содержания – основной критерий оценки истинного произведения!

Использование автором всего набора технических поэтических средств и основополагающих теоретических понятий, помогающих профессионально выстраивать стихотворение, позволит создать настоящие стихи. Чем богаче арсенал используемых методов при написание творений, тем более многогранно и разнообразно поэтическое полотно. Особую эстетическую ценность, изящество, глубину, внутренний смысл и духовность приобретают стихи, если поэт, при написании строк, активно пользуется художественными приёмами: определениями, эпитетами, аллегориями, гиперболами, олицетворением, инверсией и пр. Правда, не секрет, что наличие иголок, спиц, пряжи и ниток – ещё не даёт гарантии, что будет связана модная кофточка или сшито красивое платье… Без таланта закройщика и модельера, пошивщика и вязальщицы, скорее всего, получится очередная тряпка. Так и в поэзии ещё недостаточно окружить себя учебной литературой, зазубрить правила стихосложения… Вполне вероятно, что в результате будет испечён очередной поэтический кирпич, который даже при очень сильной раскрутке никогда не заиграет гранями алмаза, возникающего, обычно, в результате приложения к вышеперечисленному арсеналу теоретико-технических средств стихописания - всего авторского интеллекта и души, образованности и вдохновения, духовности и главное – ТАЛАНТА! Только тогда стихотворная конструкция приобретёт единство формы и содержания, когда безукоризненная техника поэта войдёт в равновесие с внутренним миром произведения, насыщенного художественными средствами, логикой и интересной информацией при необходимой свежести строк и их духовной силе.

Несомненно, на определённом этапе творческой опытности автора, он уже мало задумывается над техническими премудростями стихотворчества, т.к. всё происходит на уровне подсознания и интуиции. Любая неточность мгновенно улавливается и устраняется путём поиска лучших вариантов, выравнивающих стихотворную конструкцию.
Полная техническая оснащённость автора должна быть естественной и обязательной. Однако, на мой взгляд, особо важным в работе поэта можно считать созидание сюжета и построение композиции.

Профессиональный поэт умело расставляет по тексту основные смысловые узлы сюжета, используя в ключевых местах образы первого порядка значимости, а также, раскрашивая чувственные оттенки в соответствующие тона и краски. Композиция должна быть равновесна и последовательна, что интуитивно ощущает любой настоящий литератор.

Использование всех технических и художественных средств, при написании стихов, способствует появлению собственного авторского стиля и самобытной звукописи, что особенно важно для каждого творца, желающего стать значимым и запоминающимся.

В заключение статьи приведу несколько примеров мастерской работы поэтов – современников, пишущих профессионально, умело и интересно, информативно и тонко, свежо и талантливо. Считаю большой удачей знакомство с творчеством прекрасного петербургского поэта Адриана Протопопова, пишущего в традиционной манере, но самобытно и глубоко философично. Тематическое разнообразие его стихов во многом связано с богатой внутренней культурой и Высоким интеллектом автора. Вот, например, четверостишие из стихотворения «Болдинская осень»:

«Ещё скрипеть колёсам по песку,
И петь возку несмазанною осью,
Но чиркнет по стеклу, как по виску,
Набрякшей веткой Болдинская осень…»

Не буду говорить о технической стороне строк, написанных в высшей степени качественно и красиво. Скажу о том, как поэт, путём вплетения в сюжет нескольких образов и действий, достигает аромата соответствующей эпохи, настроения пушкинской поры… Использованные слова и словосочетания – весомы и точны, практически незаменимы, образы стилистически работают на сюжет и помогают ему раскрываться. Лёгкие намёки или штрихи, расставленные по своим местам, умелой рукой поэта, позволяют уловить полноценную идею произведения. Всего несколько строк, а как много стоит за ними?

Известный петербургский поэт Сергей Макаров неподражаем в своей звукописи, удивляет глубина его познаний в истории нашей Родины, детальна точность событий разных времён. Автор умело переплетает судьбы людей с природой, оживляет строки высокой человеческой духовностью, находя удивительные образы, щедро проявляя свои чувства и вкладывая душу:

«Бору часы предрассветные любы!
Звёзды из неба – в объятия сосен
Выпали, словно молочные зубы
Из розоватых младенческих дёсен…»

В этих строчках ощущается богатейший Мир поэта, его восхищение происходящим, некоторая ирония и мудрый оптимизм, человеческая доброта и неподдельный талант художника. Строчки выписаны мастерски, под своим углом зрения и с великой свежестью ощущений. Завораживает звукопись и игра стихописания.

Приятно отметить, что профессионально работающих поэтов-современников достаточно много. И всё же, лишь единицы способны создать незабываемые произведения со свежим восприятием прошлого или сегодняшнего дня, непохожие на море созданных стихов, притягательные и необходимые, умные и талантливые.

В заключение ещё раз напомню то, что соблюдение всех правил стихописания является обязательным условием создания профессиональных произведений. Технические тонкости, чётко используемые автором при работе над творением, способствуют достижению выверенной конструкции стиха с идеальной ритмикой и легко запоминающимся текстом, а изобразительные средства позволяют раскрасить строки, влить в них душу и глубокий смысл, что приведёт к достижению того эффекта, которого ждут от нынешних творцов многочисленные любители поэзии.

Игорь Деордиев