размышление о цифровой эпохе и её искусстве - 9045

Август Май
размышление о цифровой эпохе и её искусстве
04:23
Публикация номер - 9045

современникам всегда собственное время представляется особенным.
тем не менее, можно найти вполне определённые черты наступающей эпохи, делающей её достаточно отличной от не просто прошлого, двадцатого века, не только противопоставляющей себя Новому времени и Новейшему, как, скажем "Сверхновое",  способное даже в буквальном смысле взорвать планету, пусть не в масштабах физической сверхновой, но для планетарной цивилизации катастрофической, но и начинающему следующую уже тысячелетнюю эпоху, противопоставляющую себя Новому и Новейшему временам, как Конечновековью, что ли, с его наивными научными открытиями и парадигмами, техническими достижениями, социальными иллюзиями и искусством, заглядывающим в будущее.

пожалуй, даже то, что цивилизация себя не уничтожила, имея для того и полные технические возможности, и незрелость социального устройства, - уже намекает, что предстоящая эпоха столь же будет отличаться от эпохи государства, сколь та отличается от первобытной истории.

конечно, эти социальные "рудименты" - начиная с государств и заканчивая социальной дифференциацией, классами, вернее - наличием правящего класса, всячески себя пытающегося под маской демократии и либерализма замаскировать под массы, - ещё значительное время будут определять "правила игры", прежде всего сохраняя угрозу самоуничтожения человечества как последнее радикальное средство сохранения для узкого социального слоя неограниченных возможностей иметь привелегии и управлять обществом, лишь поддерживая иллюзию определённого контроля масс.

нам уже сегодня следует понять, что мы вступаем  в эпоху "Третьебытную", то есть преодолеваем "Второбытную", которая сменила известную Первобытную.

это понимание не просто имеет значение удовлетворения нашей любознательности, но без неё движение невозможно, эпоха, когда цивилизации развивалась спонтанно, проходит, последние столетия внутрицивилизационных коллизий определённо говорят о том, что Третьебытная эпоха вполне может и не наступить, и узнают ли более разумные цивилизации из других миров о нашей истории - очень большой и трудный вопрос - космическая археология может вполне не заметить того, что пылевое облако на месте системы звезды по имени Солнце хранит молекулярные следы погибшей человеческой земной цивилизации - даже если элиты сбегут в космос и сохранятся - это будет для разумной вселенной лишь мумия разума, даже для исследования годящаяся очень ограниченно, поскольку осколок человечества будет крайне искажённым - элита без масс есть некий паразит, находящийся вне эволюции, самопаразит.

надо признать, что иллюзии создания некоего идеального общества без эксплуатации, со свободами, без государства как монополиста управления обществом, - уповающие на революционизм и терроризм - они похоже становятся фактором глобального риска не меньше, чем жадность и тупость властных элит, в международном масштабе напоминающих средневековую региональную борьбу за власть, и доверить будущее государству, правителям, или революционерам и террористам - глупо, хотя очевидно и то, что предстваить себе либо сознательную деятельность масс либо третью силу - невозможно.

Замечу, что если вчера международная жизнь представлялась  скопищем шаек и банд, сегодня ведущие западные государства преобразуются в террористические структуры, одно их тупое поддерживание натурального фашизма в ряде стран стоит признать аморальным твёрдо, так что я всерьёз убеждён, что такие социальные аутсайдеры, как Россия и Китай, наши элиты, просто вытесняются из бандитского поля западных террористов, пусть наши и мечтали бы так же, как америка, безобразничать на планете, им приходится подобно уличным жертвам, лишь уповать на правду, - что весьма морально привлекательно, несмотря на то, что наши элиты в отношении своих масс менее изощрены.

и здесь можно каким-то образом объединить реализм и идеализм, представив довольно на первый взгляд ещё менее убедительную модель управления обществом, нежели религиозная, как управление невластное, управление масс посредством таких эфемерных сил, как знание, нравственность, духовность - что крайне нелепо в сравнении с господствующей сегодня идеей, считающейся абсолютной истиной - о том, что обществом управляет "материальная база" - начиная с экономики.

стоит взглянуть на то, что сегодня представляется фантазиями и утопиями художников и учёных, что разум есть кауза финале общественного управления, - и этой идее предстоит стать доминирующей и определяющей конкретные планы стратегии развития человечества как единого социума.

однако инерция вляиния элит и государств сегодня и достаточно долгое время далее делает необходимым включение в процесс переосмысления - элит, государств, - как конструктивных факторов - в отличие от революционизма и терроризма, которые есть просто неверно направленные провоцированные государством компенсационные реакции на межгосударственные и внутригосударственные противоречия элит, способные уничтожить человечество.

конечно, вряд ли сегодня можно представить некую общественную организацию, которая способна не превратиться в очередной интсрумент влияния элит на массы, но что попытки таковых были - к примеру, в появлении религиозных конфессий - очевидны;
как ни пронизаны все формально внегосударственные организации влиянием государств и элит - их формальный статус уже есть некий демарш элит, лишь мнящих, что массы можно обмануть - все тайны касаются лишь эпизодов, а стратегия элит для масс  всегда наглядна и прозрачна.

таким образом, здесь намечен абрис социального аспекта разговора о месте искусства - в том числе и словесного - в осознании актуальной истории человечества, которая реально должна начинать быть знанием не о прошлом а о времени.

      31 мая 2021 года примерно 05:25

***