Рассказы о войне. Людмила Халаимова Красночуб

Окраина Клуб
Из жизни «детей войны»

Мне было три года, когда началась Великая Отечественная война. Отец сразу ушёл на фронт, а мы с мамой эвакуировались в Сибирь. Обстановка была – растерянности,  страха, ожидания чего-то плохого.
Эвакуированные ехали семьями в вагонах-телятниках, спали в основном на полу. Дорога была долгая и трудная. Чтобы добыть кипяточек для чая, нужно было выскочить из вагона, добежать до вокзала – и там стояли бачки с кипятком для эвакуированных, а когда посчастливится, удавалось добыть какого-то супчика и других продуктов.
И вот в один из таких дней мама и ещё несколько женщин побежали за кипяточком для чая. И вдруг поезд тронулся и поехал. Я поняла, что осталась без мамы, моё сердечко обуял ужас. Я стояла около широкой двери вагона-телятника, держалась за дверь, плакала и звала маму. Тем временем женщины направились к начальнику вокзала, он организовал другой товарный поезд, и этот поезд догнал наш. Радость, когда я увидела маму, невозможно описать словами.
И вот мы приехали к месту назначения. Это в Тюменской области – небольшой городок Ялуторовск, а кругом тайга. Разместились, мама стала работать, а я вместе с детьми в основном была во дворе.
Однажды дети постарше собрались в лес и меня взяли с собой. Но случилось так, что я подвернула ножку и мне было трудно идти. Девочки посадили меня в волчью яму, а сами побежали звать взрослых, но заигрались и забыли про меня.
Пришла мама с работы, а меня дома не было. Она стала расспрашивать девочек, и они ей всё рассказали.
Собрались люди с факелами и пошли в лес меня искать. Я сидела в яме, было уже совершенно темно, и вся я была скована ужасом. И вдруг я увидела вдалеке огни и услышала крики людей. Я расслышала голос мамы и стала кричать изо всех сил, чтобы меня нашли. Это счастье, которое я испытала, когда увидела маму, не поддаётся никакому описанию.
В 1943 году советские войска освободили Воронеж, и мы уехали в родной город. Воронеж лежал в руинах. Мы поселились в пригороде. Обстановка была тяжёлая: голод, холод, неустроенность, на улицах много искалеченных людей. Мама работала, а я занималась козой: кормила, поила, пасла, забирала из стада. В то время именно она, коза, спасла нас с мамой от голода.
Весь народ работал изо всех сил, не считаясь ни с какими трудностями, чтобы поднять из руин нашу Родину.
В 1945 году я пошла в школу, и в том же месяце, в сентябре, в Румынии погиб мой отец, кадровый военный, гвардии майор. Мама всё время плакала, а я её старалась успокоить словами о том, что не только у меня погиб отец, но и у многих ребят из класса...
Война отняла у нас отцов и наше детство. В это суровое время мы, «дети войны», быстро взрослели и понимали, как трудно нашим мамам работать почти круглые сутки и как тяжело нашим папам с риском для их жизней гнать из нашей страны фашистов. Мы старались быть полезными нашим семьям и ничего для себя не просили – ни сладостей, ни игрушек. Основным нашим делом была хорошая и отличная учёба, так как мы понимали, что наши знания будут нужны Родине.
Мы все любили нашу страну и, подрастая, трудились для её процветания.