Джауфре Рюдель. В час, когда разлив потока...

Тео Бальд
Кансона.

 В час, когда разлив потока
 Серебром струи блестит,
 И цветет шиповник скромный,
 И раскаты соловья
 Вдаль плывут волной широкой
 По безлюдью рощи темной,
 Пусть мои звучат напевы!

 От тоски по вас, далекой,
 Сердце бедное болит.
 Утешения никчемны,
 Коль не увлечет меня
 В сад, во мрак его глубокий,
 Или же в покой укромный
 Нежный ваш призыв,- но где вы?!

 Взор заманчивый и томный
 Сарацинки помню я,
 Взор еврейки черноокой,-
 Всё Далекая затмит!
 В муке счастье найдено мной:
 Есть для страсти одинокой
 Манны сладостной посевы.

 Хоть мечтою неуемной
 Страсть томит, тоску струя,
 И без отдыха и срока
 Боль жестокую дарит,
 Шип вонзая вероломный,-
 Но приемлю дар жестокий
 Я без жалобы и гнева.

 В песне этой незаемной -
 Дар Гугону. Речь моя -
 Стих романский без порока -
 По стране пускай звучит.
 В путь, Фильоль, сынок приемный!
 С запада и до востока -
 С песней странствуйте везде вы.


(Перевод Валентины Дынник).


---   ---   ---

Перед вами один из распространенных жанров лирики трубадуров — «кансона», которая обычно начинается с описания весны (или лета) и посвящается любви рыцаря.
Любовь была главной темой поэзии трубадуров, которые воспевали в стихах Прекрасную Даму и преданное служение ей.
Рыцарь, конечно, должен был оставаться воином. Но придворный этикет требовал, чтобы наряду с традиционной доблестью, он обладал светскими изящными манерами, соблюдал во всем «меру», был приобщен к искусству и почитал Прекрасных Дам, т.е. являл собой образец «придворного вежества», именуемого куртуазией (фр. «изысканная вежливость»). Идеал куртуазности как целого комплекса черт характера включал смелость, верность, благочестие, справедливость, щедрость, добродушие, веселый нрав, силу, ловкость... Конечно, это «идеал». Часто рыцари были грубыми и невежественными, даже неграмотными, но были среди них и те, кто обладал многими идеальными чертами, и те, кто стремился их приобрести.
Идеализировали поэты и Прекрасную Даму. Прекрасная Дама, как правило, была замужней женщиной, обычно супругой феодала. Поэтому любовь к ней должна была быть тайной. Это любовь тонкая, изысканная, робкая, торжественная. Она вырастала в могучую нравственную силу, призванную преобразовать человека. Эта любовь обостряла чувство прекрасного — поэты восторгались земной красотой человека и природы. Лирика трубадуров служила объединению всех «несчастных влюбленных» в некий общий круг посвященных — «подданных Любви», тех, кто стремился к идеалу куртуазности, следовал ему.

Джауфре Рюдель II де Блай (Jaufr; Rudel de Blaja) (ок. 1113, Блай — ок. 1170, годы творчества 1125—1148) — один из первых провансальских трубадуров.