Интегральный стих Ростислава Ярцева, рождение

Александр Бубнов
Есть стиховеды академического толка, которые "колдуют" над каноническими текстами, забронзовевшими на хладных пьедесталах, а есть и другие стиховеды, которые ловят тёпленькими удачные пирожки только что испечённых стихотворений, уж извините за такие лёгкие провокативные образы…

Московский поэт Ростислав Ярцев буквально за последние недели переменил свою "участь" силлаботонического поэта, которым являлся достаточно долгое время… Нет, это не эксперименты и не поиски ради поисков. По ощущениям, Ростиславу просто нужна была здесь и сейчас новая форма - для выражения определённой интонации и настроения… Эту форму я называю Интегральным стихом и составляю Антологию современного Интегрального стиха.

Ростислав Ярцев

* * *

облако близкое низкое вязкое
я им почти что брезгую
резкую
перемену ветра ли
ждать или с титрами
проливными
сидеть у окна
дотемна

2020

* * *

хочу на тебя смотреть
тем более
что очень рад тебя видеть

впредь
дорога' меланхолия
близость
ведь
не про этот сквозняк
а так

выйди на улицу
покурить здесь

подай мне знак

2020

В первом стихотворении четырёхстопный дактиль (чётко по одному слову на каждую стопу) подламывается на середине 2-го стиха и к 3-му стиху логично сокращается до 2-х слогов на новом повороте метроритмической композиции ("резкую")… Примерно так же происходит и в композиции второго стихотворения - более протяжённого, поэтому и аналогичный поворот происходит не на 3-м, а чуть позже - на 4-м стихе ("впредь")… резкую / впредь… случайна ли такая мета-рифма "поверх барьеров" стихотворений?.. Такие переклички - важный общий нюанс (мета)ритмики, общее свойство этих двух миниатюр (в семантическом плане ср. также "облако близкое" в первом тексте / "близость" во втором). Возникает ритмо-эмоциональный сдвиг, причём, в обоих случаях, в обоих текстах - в той из двух точек "золотого сечения", что ближе к началу: на 3-й строке в стихотворении из 8 строк и на 4 строке в стихотворении из 12 строк соответственно.

Оба текста по времени создания разделяет всего пара дней. Поэтому не удивляемся и позиционно совпадающим рифменным межтекстовым перекличкам: РЕзкую / впРЕдь, дотемНА / зНАк. Добавим анафорическую рифму - сидеть / впредь - всего через 4 строки "между" текстами. Знаки мета-интегральности?.. Особой И-рифмы?..

В просодии обоих текстов ощущаются элементы раёшного стиха, что тоже характерно и даже в определённом объёме полезно для развития интонационного комплекса Интегрального стиха (И-стиха) как формы и стиля.

В целом, нерегулярное чередование более длинных и более коротких строк для И-стиха весьма характерно, но… необязательно, как и многое другое в И-стихе. Потому что И-стих использует в своём арсенале если не безконечное, то очень большое количество составляющих его приёмов, техник, стратегий… Важно добавить - все они взаимодействуют друг с другом комплексно, интегрально, без чётких границ между ними (хотя и здесь исключения вполне возможны).

В результате сравнения этих двух текстов, при пристальном их рассматривании, понимаем, что у автора вполне может сложиться свой узнаваемый интегральный идиостиль (И-стиль) в рамках формы и философии И-стиха… А вот нужен ли стиль именно в таком виде - это уже решает сам автор.

Два текста Ростислава Ярцева хорошо иллюстрируют узкостиховедческое определение И-стиха: в компактной формулировке это нерегулярный стих, астрофический (см. 1-й текст) или вольно-строфический (см. 2-й текст), с неполной рифмовкой.

Новое И-стихотворение Ростислава Ярцева, которое вы видите далее, появилось уже после написания вышеизложенного комментария.

* * *
дом тяжелел, и связь времён - ненадёжнейшая из всех -
нашёптывала мертвецам о своём несуществовании:
"как смеешь ты не любить меня за моё невсегда,
как можешь ты так шутить со мной и улыбаться им,
точно ничего тебе не говорили -
точно слова звучат не тебе,
а глухонемой пустоте?"
- отпускаю тебя в неё,
как опускает бюллетень
избиратель древних страхов и лёгких координат.
они придут за тобой,
посмотрят в дверной глазок,
но узнают, что опоздали.
я всегда караулил их здесь:
запирайся на все обороты.

27.05.2020

В новом стихотворении автор утяжеляет и строку, и интонацию (буквально - "дом тяжелел…"), оставаясь при этом в рамках формы и стратегии И-стиха. В частности, рифмы на концах более длинных строк отдаляются друг от друга в потоке стихотворной речи, но при этом из некоторого семантического вакуума рождаются частицы, складывающиеся в атомы, молекулы… в вещество, стягивающее более длинные строки в единое целое с соседними строками, отказываясь от некоторых приёмов И-стиха (ср. выше в 1-2 текстах резкое сокращение длины рифмованной строки до одного слова) и добавляя новые составляющие из неиспользованного ранее арсенала, например, тавтологические и квази-тавтологические рифмы анафорического толка: как смеешь / как сможешь, точно / точно, отпускаю / опускает)…

"Лёгкие координаты" (ср. с 1-й строкой "дом тяжелел…") появляются в конце 10-й строки на фоне чистого поля, не отягощённого текстом; при этом 10-я строка в 2 раза длиннее 5-ти предыдущих и 5-ти последующий строк, и не просто механически длиннее, но и синтаксически, и интонационно. На этот раз автор (конечно же, интуитивно) нащупывает и с помощью комплексной техники И-стиха своеобразно подчёркивает позиционно другую, нежели в первых двух текстах, точку "золотого сечения" стихотворения - ту, которая ближе к финалу. Даже без подсчёта слогов понятно, что в стихотворении из 15-ти строк до 10-й строки приблизительно 2/3 текста, а после 10-й строки 1/3 текста, что и соответствует позиции "золотого сечения" для 10-й строки.

При сравнении некоторых свойств как этих трёх, так и многих других текстов Антологии И-стиха, приходим к выводу, что И-стих есть комплекс (интеграция) уровней понимания стиха как системы с более или менее уравновешенным (Интегральные качели) использованием приёмов и методов, избранных поэтом для данного сочинения в зависимости от его целей и задач, а также от идиостиля автора.