Портрет Пушкина кисти Н. П. Гаврилова

Вадим Константинов 2
                Он чем-то близок мне...

                И некрасивость эта
                Невольно подчеркнуть
                Глубинное должна...

                И выявить исток
                Божественного света...

                И обострить черты
                Пророка и Поэта...

                И выше с каждым днём
                Глубинного цена!..
                06.06.2020.
               
                Поздравляю всех с Днём Рождения Поэта!..



Кажется, все мы великолепно знаем облик Пушкина. Между тем на самом деле
очень мало достоверных портретов Пушкина. При его жизни было сделано несколько портретов. Самые известные - портрет Ореста Кипренского и портрет B.А.  Тропинина. Сам Пушкин очень любил портрет Кипренского, но и он признавал. что это не он настоящий, а его улучшенный, опоэтизированный образ: «Себя, как в зеркале, я вижу. \\ Но это зеркало мне льстит...» Словесные портреты поэта, оставленные современниками, поражают своей разноголосицей. Любопытно, что даже цвет глаз поэта в откликах современников предстает каким угодно: от серых и голубых глаз до карих.

Наиболее достоверным изображением Пушкина, безусловно, следует считать
его посмертную гипсовую маску, снятую с поэта в день смерти скульптором

C.И.Гальбергом. Пристальное рассмотрение посмертной маски дает самые неожиданные результаты, заставляет взглянуть на образ поэта по-новому: многое поражает в лице Пушкина, и его внешний облик, который, несомненно, есть выражение внутренней сущности личности, во многом отличен от того словесного образа, нарисованного современниками, и даже часто от прижизненных художественных полотен или графических изображений более позднего времени.

Первое, на что следует обратить внимание при изучении посмертной маски
Пушкина. - это то. что его посмертная маска, пожалуй единственная из всех
прижизненных портретов поэта, сделана анфас - строго фронтально. Все остальные изображения Пушкина - профиль или полупрофиль. Художники, которые его писали, вероятно, все. не сговариваясь, просили Пушкина чуть чуть повернуть голову - по большей части влево (портреты О Кипренского, П. Ф.Соколова. В.А. Тропинина. И.О. Вивьена. Г.А. Гиппиуса, Т. Райта), иногда вправо (портреты Пушкина ребенка К. де Местра, а также юноши Пушкина Е.И. Гейтмана и С.Г Чирикова) Все знаменитые и хорошо знакомые нам автопортреты.


Итак, что мы видим, вглядываясь в маску Пушкина? Разумеется, прекрасный
высокий лоб. Но этот лоб. если лицо традиционно разделить (в принципах такого деления сходятся как западные, так и восточные школы физиогномики) на части по горизонтали (лоб до переносицы, область носа и от кончика носа до конца подбородка), - лоб занимает гораздо меньшую пропорцию, чем нижняя
часть лица - подбородок. Физиономисты соотносят лоб с духом, нос - с душой, а подбородок - с телом человека. Получается, что трехчастная пропорция на реальном, не вымышленном лице Пушкина смещена в сторону телесности.
Для адептов высокой духовности, поднявших Пушкина на знамя российского
духа, подобное открытие будет неприятным сюрпризом и вызовет у них, скорее
всего, слова возмущения по поводу искажения исторической истины.

В китайской физиогномике, кроме того, три указанных региона лица согласуется с возрастом человеческой жизни: лоб - с детством и юностью, нос - со зрелостью, подбородок - со старостью. Казалось бы. если судить
по увеличенной области подбородка, Пушкин мог рассчитывать на длинную жизнь и крепкую старость (согласно свидетельству А.Н. Вульфа, гадалка Кирхгоф предрекла Пушкину долгую жизнь, если только он не умрет в 37). Тем не менее важно учитывать геометрию подбородка. Широкий и мощный прямоугольный подбородок - показатель долгожительства. Пушкинский подбородок, напротив, сужается книзу, образуя острый угол. Лицо геометрически как бы напоминает треугольник, основание которого на макушке, а вершина обращена вниз. В китайской физиогномике такой тип лица называют «огненным». и эта форма лица вовсе не сулит долгой жизни. К тому же у людей с «огненными» лицами всегда остро стоит проблема воли: перед тем как совершить некий поступок, они склонны долго колебаться; временами они бывают излишне и необоснованно самоуверенны, а порой, наоборот, не уверены в себе, так что упускают благоприятное время для свершения поступка и. силком подталкивая себя, совершают его как раз тогда, когда время уже вышло и делать этот поступок уже поздно или вообще не нужно.

Плохие прогнозы добавляет также и нос. на широкой спинке которого по центру видно небольшое искривление. Это район от 41 до 44 лет. который Пушкину так и не удалось пройти. Наконец, на веке прикрытого глаза Пушкина отпечаталась странная вмятина. Конечно, ее можно принять за дефект на гипсовом слепке, но она подозрительно ложится как раз на точку 37-летия, согласно возрастной топографии человеческого лица в китайской физиогномике.

Все мы с детства наслышаны об арапском облике Пушкина. Например о его
мясистых чувственных губах, которые целовали бессчетное число женщин (вовсе не полный дон жуанский список Пушкина составляет 34 женщины), из них жена Наталья Николаевна, по его утверждению (шутливому или серьезному)
стоит лишь на 113-м месте Но. оказывается, судя по гипсовой маске, губы Пушкина не настолько крупные и чувственные. Больше того, величина губ зависит от проекции крыльев носа на горизонтальную линию рта. Уголки губ Пушкина едва едва заходят за ноздри, что в физиогномике принято считать небольшим ртом. Значит, губы поэта в длину не так уж велики. Это очередной миф о поэте, который сразу же развеивается, сталкиваясь с реальными чертами пушкинского лица Довольно короткие по длине губы позволяют нам сделать вывод о затаенной, не видной окружающим таинственной внутренней жизни поэта, куда с виду открытый и общительный Пушкин, скорее всего, никого не допускал.

Имелся ли. действительно, у Пушкина недостаток воли? На этот вопрос мог бы
честно ответить только сам Пушкин. И он ответил - своими автопортретами.
Всмотримся в профили Пушкина, набросанные его быстрым блестящим пером
Мы видим длинный, выдающийся вперед тонкий нос, непрерывная линия которого вытекает из непременной на всех профилях горбинки в нижней части лба.
Эта линия заканчивается подбородком, отступающим назад. По общему мнению
физиономистов, подобный подбородок в сочетание с заметно выпуклым носом
свидетельствует об энергичности и наблюдательности, живости ума человека,
но вместе с тем об импульсивности, нетерпеливости, вспышках агрессии, что
в конечном итоге как раз и говорит о недостатке воли, неумении сдерживать
себя в неблагоприятных обстоятельствах. Правда, примыкающая к переносице
выпуклая нижняя часть лба Пушкина на его автопортретах говорит о чрезвычайной наблюдательности и быстрой сообразительности.

На основе посмертной маски ряд скульпторов (П. Балин, A.M. Опекушин, Н.В Крандиевская - см. ниже) создали скульптурные изображения Пушкина, надо полагать, достаточно точные, потому что материал, которым они располагали. - реальное лицо Пушкина, хоть и недавно умершего (что тоже может несколько нарушить точные пропорции и черты живого лица поэта).

Мы видим на этих скульптурных портретах тоже разных Пушкиных. Пожалуй, только острые скулы поэта одинаковы у всех художников-скульпторов. Скулы – признак заметности в обществе, желании доминировать среди окружающих, быть в центре событий. На посмертной маске Гальберга, портретах Крандиевской и Балина можно угадать к тому же чуть заметную морщинку - дугу на подбородке, под нижней губой.

Физиономисты считают, что эта дуга свидетельствует о желании человека быть любимым, результатом чего иногда является заниженная самооценка. Кто знает, насколько страдал Пушкин от того, что судьба и Бог не дали ему
внешней красоты? Особенно в юности, в Лицее, когда он даже получил прозвище в кругу лицеистов - Тигр-и-Обезьяна, - прозвище, которое нелицеприятно отмечало его внешнее безобразие. Разумеется, поэтическое вдохновение, осенявшее лицо Пушкина, делало его неузнаваемым, почти красавцем, как на портрете Ореста Кипренского, что отмечали все современники, но самому Пушкину, увы! – не дано было видеть себя в минуты поэтического восторга, между тем как в зеркале он, тонкий ценитель красоты, едва ли находил ее в своем лице. Не даром он писал о себе: «Потомок негров безобразный».

Дуга под подбородком, как считают физиономисты, часто образуется с раннего детства вследствие недостатка родительской любви. Известно, что Пушкин был нелюбимым ребенком в семье. Родители гораздо больше любили его младшего брата Льва. Это глубоко ранило Пушкина. Только перед смертью матери Пушкин заслужил ее любовь, самоотверженно ухаживая за ней во время тяжкой болезни. Сильно выступающие вперед губы, помимо импульсивности, также выдают в поэте обидчивость и ранимость. Выпуклость губ особенно заметна на портрете Ф. А. Бруни, запечатлевшего поэта в гробу в профиль(см. литографию).

Обращает на себя внимание также ухо Пушкина. Для физиогномики ухо - необыкновенно важный показатель. По уху угадывают глубину и силу личности, его интеллектуальные возможности и запас внутренней энергии, его сексуальность, наконец.

Какое ухо было у Пушкина? На портрете Бруни мы видим глубокую красивую ушную раковину, не перерезанную внутренними перегородками. Это поистине ухо писателя! Такое ухо выражает глубину созерцания и силу философского осмысления наблюдаемой и проживаемой писателем жизни. Подобное гармоничное ухо с такой же глубокой раковиной было у Достоевского и Льва Толстого.

У самой мочки, на нижнем краю ушной раковины, имеется вход в слуховое отверстие. Этот вход может быть широким и узким. Широкий слуховой проход,
куда войдет палец, есть выражение широты мировоззрения, обширного ума,
открытости, щедрости личности. Узкий проход, куда палец не помещается, свидетельствует об узости взгляда на мир, консервативности, скупости, скрытности и недолговечности жизни.

У Пушкина, как и следовало ожидать, широкий проход, что хорошо видно на
картине Бруни.

На гармонию между личной и профессиональной жизнью указывают внешний
и внутренний круги уха. Внешний, идущий по краю уха, называют в физиогномике завитком, а внутренний, расположенный ближе к ушному отверстию, - противозавитком. Внешний круг, завиток, отвечает за логику, материализм, внешнюю деловую жизнь, а также дает представление об уме и здоровье личности. Внутренний, противозавиток, несет информацию о внутренней и личной жизни человека, в том числе свидетельствует о честолюбии и целеустремленности, показывает, какая доля интуиции в принятии личностью решений.

Завиток и противозавиток у Пушкина одинаково хорошо очерчены. Он не путает и не смешивает поэзию, то есть профессию. с личной жизнью. Понятно, что с
таким ухом он не станет рассуждать с дамами о поэзии, держа за пазухой сугубо прагматические, сексуальные цели.

Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он был мал (в нем было с небольшим 5 вершков); но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно.: Женщинам Пушкин нравился; он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своем. Когда он кокетничал с женщиною или когда был действительно ею занят, разговор его становился необыкновенно заманчив. Должно заметить, что редко можно встретить человека, который объяснялся гак вяло и так несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречив, когда дело шло о чем-нибудь близком ело душе. Тогда-то он являлся поэтом, и гораздо более вдохновенным, чем во всех своих сочинениях. О поэзии и литературе Пушкин говорить вообще не любил, а с
женщинами никогда и не касался до сего предмета. Многие из них, особенно в то еще время, и не подозревали в нем поэта... В знакомом кругу Пушкин любил неизвестность, по молвою вообще дорожил и радовался, когда встречалcim>cимя в иностранных сочинениях и журналах... В Одессе Пушкин писал много; читал еще более.
Там он написал три первые главы «Онегина»». Он горячо взялся за нет и каждый день им занимался. Пушкин просыпался рано и писал обыкновенно несколько часов, не вставая с постели. Приятели часто заставали его то задумчивого, то помирающего со смеху над строфою своего романа. Одесская осень благотворно действовала на его занятия.

Пушкин Л.С. Биографическое известие об Д. С. Пушкине. Л. Майков, с. 9-10

 

Все в порядке у Пушкина с честолюбием, умом и интуицией. Они дополняют и поддерживают друг друга.

И все-таки не все так очевидно с пушкинскими ушами. Едва ли не главный показатель понимание человека - посадка ушей. Как посажено его ухо? Высоко или низко относительно линии бровей?
Практически все прижизненные портреты Пушкина в этом вопросе странным образом противоречат друг другу. На портретах Кипренского и особенно Тропинина - очень низкая посадка уха: мочка расположена ниже кончика носа. И вообще поражает то обстоятельство, что эти портреты, а также портрет Вивьена с растолтевшим Пушкиным (см ниже), написаны в один год. Как будто это Пушкины с разных планет!

Соболевский был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил известного художника Тропинина нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце. Кажись, дело шло также и об изображении какого-то ногтя на руке Пушкина, особенно строщенного. Тропинин согласился. Пушкин стал ходить к нему.

Н. В. Берг со слов В. А. Тропинина. //Pvc. Лрх„ 1871. с. 191

Итак, если верить китайским физиономистам, низкая посадка уха означает
долголетие и счастье, которое приходит к обладателям подобных ушей после
шестидесяти. Между тем как в молодости и в середине жизни их ждет тяжкий,
мучительный труд, страдания и невзгоды.

Согласно западной физиогномике, высота посадки ушей показывает скорость
восприятия информации и быстроту или. наоборот, медлительность реакций
человека Низкая посадка ушей - неторопливый, тщательный и продуманный
подход по принципу: «Тише едешь - дальше будешь». Информацию человек
обрабатывает без спешки, все детали всесторонне обдумывает, слушает внимательно и вдумчиво, чтобы потом надежно и ответственно выполнить предлагаемую работу. Одним словом, это тугодум и тихоход.

Все сказанное как-то с трудом укладывается в образ Пушкина Он опубликовал в печати свои первые стихи, еще будучи лицеистом. В 18 лет он уже довольно известный поэт в кругу петербургских литераторов, приятель Жуковского.
Вскоре он начинает работу над поэмой «Руслан и Людмила» Слава к нему пришла уже в 20 лет.

Все современники отмечали поразительную способность Пушкина мгновенно схватывать и понимать незнакомый предмет Феноменальная память Пушкина изумляла и восхищала всех окружающих. Он мог сразу же наизусть воспроизвести услышанное однажды стихотворение. Жуковский проверял на нем плохие стихи: если стихотворная строчка с первого раза не запоминалась Пушкиным. Жуковский ее вымарывал и заменял на другую.

Впрочем, современники единодушно отмечали также и чрезмерно подвижные, исключительно быстрые реакции Пушкина, иногда не без досады Их нередко раздражала его торопливость, невнимательность и поверхностность, его нежелание сосредоточиться на серьезном, долгом труде, его разбросанность
и. как им казалось, эгоистичность. Другими словами, Пушкиным часто и подолгу овладевал Торопыжка.

Все это характеризует высоко посаженное ухо. Китайские физиономисты считают, что обладателя таких ушей ожидает ранняя карьера, начало которой будет положено задолго до 30 лет, и относительно безбедное существование. Интеллектуальность и тонкость ума людей с высоко посаженными ушами тоже не вызывала у них сомнений.

Портреты Линева, Вивьена, Гейтмана и портрет младенца Пушкина Ксавье де Местра рисуют высоко посаженное ухо, которое заходит за линию бровей.

К тому же китайцы разработали символическую систему интерпретации лица
согласно пяти стихиям китайской натурфилософии - стихии огня, земли, воды,
металла и дерева. Мы уже отметили, что форма лица у Пушкина - «огонь».
А форма уха, скорее всего (его частично можно увидеть на портрете Гейтмана, этюде Тропинина. картинах Чирикова и отчасти Линева), относится к стихии «воды»: большое круглое ухо с крупной мочкой, которая отвечает за высокую сексуальность и здоровье, с ярко выраженными внутренним и внешним кругом. Но. как известно, стихия воды не уживается со стихией огня. Китайские физиономисты дают в этом случае плохие прогнозы на будущее. Здесь кроется причина дисгармонии и внутреннего напряжения пушкинской личности, здесь же истоки его ранней. 37-летней смерти.

Физиогномика  А.С. Пушкин 9Если изображение уха Пушкина настолько противоречиво, и до конца так и непонятно, какие же на самом деле у него были уши, то в такой же степени неотчетливы и многолики брови поэта. На портретах Тропинина и Чирикова мы видим длинные, заходящие за внешний край века, тонкие изогнутые брови. То же самое у Гейтмана и Вивьена. В то время как на портретах Ореста Кипренского и Линева брови более короткие, не доходящие до внешнего конца глаза. К тому же они неправильные, лишены изящества, гуще, толще и небрежнее.
На портрете ребенка Пушкина кисти Ксавье де Местра эти брови  тоже, так сказать, еще не хтетизированы под образ первого поэта России.

Как бы ни хотели Тропинин, Чириков. Вивьен и Гейтман приукрасить образ поэта, все-таки больше верится в короткие, не прорисованные от начала до конца, слегка растрепанные брови Пушкина И опять арбитром для нас выступает его посмертная маска, где надбровные дуги расположены очень близко к глазам, они очерчены широко, резко и коротко.

Длинные брови - верный признак долголетия, которого Пушкину не суждено было узнать. Короткие брови в большей степени предрекают их владельцу короткую жизнь. Кроме того, человек с короткими бровями легко возбуждается и быстро действует, но только на короткой дистанции. Длинная дистанция его утомляет. Он теряет интерес и внимание. Люди с короткими бровями постоянно испытывают физические и эмоциональные подъемы и спады. Они склонны к депрессиям и неожиданному энтузиазму Все это очень согласуется с жизнью Пушкина, в которой периоды вдохновения сменялись периодами кризиса, хандры и депрессии.

Именно такие - короткие - брови мы видим на портретах  запечатлевших поэта в гробу, например на картине А.А. Козлова. Портретисты в этой ситуации уже не стремились сделать Пушкина лучше, красивее, чем он есть, привлекательней для потомства, они не думали создавать художественный образ. Они хотели честно зафиксировать короткий момент перед погребением, когда поэт уже навсегда покинет нас и отправится в вечность.

Кудри Пушкина на этом портрете заметно поредели. Кудри, что прославили Пушкина, сделали его символом русской нации. Сердце русского человека согревает фантазия о гордой непокорности пушкинских кудрей. Быть может, мы вспомним о разметавшемся завитке пушкинских кудрей посередине высокого лба? Позднейшие художники, создававшие портреты Пушкина (см. ниже романтические портреты В А. Фаворского и Ю Л. Оболенской), увековечили этот завиток на правой стороне лба, сделали его частью мифологического образа Пушкина. Так. юноша Пушкин с его непокорной прядью на лбу под кистью Гейтмана шагнул в русский народ и превратился в национальный миф, стал символом России для всех, даже для тех, кто ни разу не открывал томик Пушкина.

Кудри как символ свободы - этот романтический образ прекрасно укладывается в национальный миф России. Ведь астрологический знак Зодиака, под которым рождена Россия, - Водолей. А планета-управитель Водолея - Уран. Буйство, непокорность, порывы к свободе 1и притом вечное, никогда не прекращающееся рабство), бесконечные катастрофы и революции, сотрясавшие нашу страну,- вот Россия, живущая под знаком Водолея. Не это ли символизируют кудри Пушкина, вечного ребенка, ловеласа и баловника?!

Что там осталось в лице Пушкина, чего мы еще не проанализировали? Конечно, глаза и губы. С губами все ясно. На всех портретах губы Пушкина крупные
и большие. Губы, во всех учебниках физиогномики, отвечают за общение,
а с общением у Пушкина чаще всего было все в порядке: круг знакомств неизменно расширялся; знакомые становились друзьями; Пушкин мог и умел говорить с кем угодно, потому что всякий человек был ему интересен - от русского царя до ямщика на тракте Москва - Петербург или старушки-крестьянки в Михайловском, Болдино или где бы то ни было.

Пушкинские полные губы выразительно свидетельствуют о напряженной и интенсивной эмоциональной жизни. Полнота как верхней, так и нижней губы говорит также о необыкновенно сильном чувстве юмора. Это достоинство в Пушкине отмечали все современники. «Повести Белкина». «Гариилиада», «Сказки» и др. доказывают силу и искрометность пушкинского юмора.

Любовь - вот и еще одна область деятельности, без которой обладатели полных губ. просто не способны жить Их сексуальность чрезмерна, а любовь настолько самозабвенна, что иногда доходит до безрассудства. Лев Пушкин, например, вспоминал, как его старший брат, будучи в Одессе, «в бешенстве ревности., пробежал пять верст с обнаженной головой, под палящим солнцем по 35 градусам жара». Ревность нередко разрывает обладателей полных губ на части. (Хоть Пушкин и заметил весьма тонко, что Отелло не ревнив, а доверчив, губы Отелло наверняка были такими же крупными и большими, как у Пушкина.)

Правда, как только начинаешь напряженно вглядываться в различные портреты, опять сталкиваешься с непременной субъективностью портретистов, изображавших Пушкина На портрете Ореста Кипренского губы Пушкина по длине практически одинаковы, а верхняя губа, согласно китайской и западной физиогномике, точно отвечает фигуре под названием «Лук Купидона». Это символическое название говорит само за себя: человек с такой губой как будто привлекает к себе любовь множества людей, в том числе, разумеется, и женщин.
Не совсем только видно, приподняты ли вверх у Пушкина уголки верхней губы
или нет. Но если даже не приподняты, а слегка опущены, то все равно, даже
в этом случае, рисунок пушкинских губ очень хорош и напоминает другую фигуру китайской физиогномики - губы дракона Дракон для китайцев почти что божественное существо, дарующее человеку все самое лучшее: богатство, славу, власть. Бесспорно то. что Пушкин получил славу, особенно посмертную славу.
О богатстве при жизни он только мечтал Ну а власть была ему дана над умами
и душами людей, что подчас сильнее власти сильных мира сего. И в этом смысле он угадал и напророчил себе посмертную судьбу в «Памятнике»: «Вознесся выше я главою непокорной Александрийского столпа».

Из страстей Пушкина первая — его чувственная и ревнивая любовь. Самый
брак не спас его от страсти к чувственным наслаждениям и от ревности, хотя в первой он не имел никакого извинения, а для последней — основания.

Ксниг со слов Н. А. Мельгунова. Кениг. Очерки русской литературы (1837). /Пер. с немец. СПб., 1862, с. 113-114.

«8 июня 1827 г. Я просидел у г-жи Керн до десяти часов вечера. Когда я уже прощался с нею, пришел поэт Пушкин. Это человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий из себя ничего особенного. Если смотреть на его лицо, начиная с подбородка, то тщетно будешь искать в нем, до самых глаз, выражения поэтического дара. Но глаза непременно остановят вас: в них вы увидите лучи того огня, которым согреты его стихи».

Л. В. Никитснко. Моя повесть о самом себе. СПб., 1905, т. 1, с. 168.
Последнего (Пушкина.— Л.Г.) я желал давно видеть и увидел — маленькую белоглазую штучку, более мальчика и ветреного шалуна, чем мужа.

И.Л. Вто|к»в Из дневника. М.Ф. Пуль. Отец и Сын. //Рус. Вестник. 1875, авг., 579.
Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика — особенно его удивительных глаз. Это были особые поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых его душой. Других таких глаз я :»а всю мою долгую жизнь ни у кого не видала. Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизной могли равняться только перлы. На пальцах он отращивал предлинные ногти.
На картине Тропинина. в отличие от Кипренского, верхняя губа Пушкина
заметно меньше нижней. Рисунок губ на портрете Козлова, запечатлевшего Пушкина на смертном одре, подтверждает правоту и точность художнического глаза Тропинина. По картине Тропинина можно проверить истинность наблюдения китайских физиономистов о том. что если нижняя губа длиннее верхней, то первой умрет мать (если верхняя длиннее нижней, то первым, напротив, умрет отец). Мать Пушкина умерла раньше отца, сын похоронил ее рядом с наследственным имением Михайловское, в Святогорском монастыре, и купил место рядом с ней для своей могилы, а отец, действительно, пережил сына.

«Огнем исполненные очи» - этот стих из пушкинского стихотворения «Друзьям» («К чему, веселые Физиогномика  А.С. Пушкин 13друзья») словно рисует глаза самого поэта. В пушкинских глазах - зеркале души - сверкают вдохновение, любовь к жизни, поэтическая мысль, радость и веселье; в них сквозит «светлая печаль»; светится глубина познания жизни и читается попытка проникнуть в ее тайны.
«Огнем исполненные очи» поэта - вот что прежде всего хотели сохранить
для потомства портретисты Пушкина.

Пушкин особенно любил гравюру Н.И. Уткина с портрета Кипренского: на
ней пушкинские глаза поистине «огнем исполненные очи». Большие глаза
и крупная радужка говорят другими словами то же Физиогномика  А.С. Пушкин 14самое, что и крупные
губы: открытость, расположение к людям, доброту.

Между тем на гравюре Уткина, лично знавшего Пушкина и внесшего в его
портрет коррективы в сравнении с портретом Кипренского, отчетливо просматривается и то. чего у Кипренского почти незаметно,- белок под радужкой. В Японииэто явление называют верхнее «санпаку». Японские физиономисты считают, что люди с верхней «санпаку» подвержены депрессии.

пессимизму, апатии, а в их характере доминирует легкомысленность, разбросанность и хаотичность. Более того, «санпаку» пророчит человеку фатальные события жизни, которых ему не избежать, потому что он сам как бы поневоле притягивает их. Фатальность судьбы и предрасположенность
к несчастным случаям увеличивается также и тем обстоятельством, что ось взгляда правого глаза Пушкина не совпадает с осью взгляда левого глаза.

По тому, насколько видно верхнее веко при открытом глазе, можно судить о степени аналитических способностей человека.
На трех портретах Пушкина кисти И.Е. Вивьена, П.Ф. Соколова и особенно Т. Райта верхнее веко совсем не видно, оно как бы полностью поглощено глазом. И это указывает на исключительные аналитические способности и к тому же, быть может, на злопамятность (особого рода - в случае с Пушкиным), о которой рассказывает нам князь П.Н. Вяземский: При всем добросердечии своем Пушкин был довольно злопамятен, и не столько по врожденному свойству и увлечению, сколько по расчету; он, так сказать, вменял себе в обязанность, поставил себе за правило помнить зло и не отпускать должникам своим. Кто был в долгу у него, или кого почитал он, что в долгу, тот, рано или поздно, расплачивался с ним, волею или неволею. Для подмоги памяти своей он держался в этом отношении бухгалтерского порядка: он вел письменный счет своим должникам настоящим или предполагаемым; он выжидал только случая, когда удобнее взыскать недоимку. Он не спешил взысканием, но отметка «должен» не стиралась с имени. Это буквально было так. На лоскутках бумаги были записаны у него некоторые имена, ожидавшие очереди своей; иногда были уже заранее заготовлены про них отметки, как и когда взыскать долг, значившийся за тем или другим. Вероятно, так и мое имя было записано на подобном роковом лоскутке, и взыскание с меня было совершено известною эпиграммою. Таковы, по крайней мере, мои догадки, основанные на вышеприведенных обстоятельствах. Но если Пушкин и был злопамятен, то разве мимоходом и беглым почерком пера напишет он эпиграмму, внесет кого-нибудь в свой «Евгений Онегин» или в послание, и дело кончено... В действиях, в поступках его не было и тени злопамятства, он никому не желал повредить.
Кн. П. А. Вяземский. Поли. собр. соч., т. 1, с. 321-324

Итак, если подвести итоги нашего физиогномического исследования внешнего облика Пушкина, то мы могли бы воспользоваться словами знаменитого монолога Агафьи Тихоновны из гоголевской «Женитьбы»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазар Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить
к этому еще дородности Ивана Павловича...»

Физиогномика  А.С. Пушкин 16Действительно, чтобы представить себе более или менее похожий портрет Пушкина, а не приукрашенный художниками-портретистами во имя лучших побуждений его художественный образ, призванный работать на национальный миф. губы Пушкина стоило бы взять с портрета Тропинина; глаза - с портрета Кипренского, Вивьена и Райта; скулы, и подбородок - с посмертной маски Гальберга; ухо - с картины Бруни, изобразившего Пушкина в гробу; нос и овал лица - с картины Линева; брови – с картин Линева и Кипренского.

Что в таком случае могло бы получиться? На наш взгляд, это нечто среднее,
составленное из двух позднейших портретов Пушкина - уже не его современников. а художников XX века, которым их необыкновенно сильная художественная интуиция позволила угадать и воспроизвести почти точно похожий на оригинал внешний облик Пушкина Мы имеем в виду картины В.И. Шухаева (1936) и Н.П. Гаврилова (1938). На этих картинах Пушкин не красавец, но его духовный облик, о котором так заботились Кипренский и Тропинин, нисколько не пропадает. Напротив, сквозь некрасивую внешность просвечивает прекрасный внутренний человек, вдохновенный поэт, бросивший вызов всему злу мира, но побежденный этим злом, которому он вынужден был отдать свою призрачную и тленную земную оболочку. Между тем как духовный человек в Пушкине оказывается сильнее страстей и борьбы.

Возможно, пушкинский портрет польского художника Ваньковича, сделанный
анфас (о нем рассказывает поляк Станислав Моравский ) дает некоторое представление о реальном лице Пушкина, но не учитывает его духовный облик.
http://magichand.su/--/77-------------