Чудо-мастера Руси, резьба и лепка

Елена Долгих
БОГОРОДСКАЯ «ЩУЧКА»

«Однажды в студёную зимнюю пору» (с)
Проворная «щучка» мелькала в руках,
И вскоре игрушка явилась пред взором:
Лошадка и дровни, и мальчик в пимах.
На ярмарку в марте, как водится, снова
Воз разных поделок хозяин везёт,
Он справит детишкам одежды обновы,
В телегу погрузит горшки, жёлтый мёд.
В селе Богородское были от веку
Резцы-мастера, что прославили Русь,
Издревле игрушки гуляют по свету,
А я мастерами такими горжусь!
*
Щучка – маленький богородский нож для вырезания.
*
Материал богородских умельцев – мягкая липовая древесина, ольха и осина используются реже. Заготовку деревьев осуществляли только зимой, ведь в эту пору в материале мало влаги. У молодых деревьев древесина рыхлая и неупругая, для резчиков подходили только деревья возрастом 50-70 лет. Когда с липы снимают кору, дерево еще 2-4 года просушивается под специальным навесом.

БОГОРОДСКИЕ КУРОЧКИ

Курочки по зёрнышку
Похаживают,
Хохолки и пёрышки
Показывают!

Туки-туки клювики,
Шевелятся курочки,
Расписные лютики
Подарю дочурочке.

Укатились годики,
Детские короткие,
Но опять молоденьки
Птицы Богородские –
От восторга жмурится,
Сидя на приступочке,
Смотрит внучка-умница
На кружок, где курочки.

Перестук покатится
Через все столетия,
Отзовётся мАтица,
Памяти наследие,
И, спустя маленечко,
Правнук ручкой трогает
Курочек, чьё времечко –
Детство босоногое.

Курочки по зёрнышку
Потопывают,
Хохолки и пёрышки
Похлопывают!

 *
Приступочек – порог, ступенька
Матица – главная балка в деревянном доме, поддерживающая потолок

БЕРЕСТЯНОЕ КРУЖЕВО

Берестяные короба,
Шкатулки и браслеты,
Для них ажурная резьба,
Как слово для поэта.
Спираль из стебля, лепестки,
Розетки да трилистник,
Движенья мастера легки,
Над берестою кисти
Летают, словно два крыла,
И ладится работа.
Наполнить с верхом старый ларь –
О том его забота.
О Шемогодской стороне
Давно молва летает,
Там, как в глубокой старине,
Есть правда «золотая» –
Берестяное кружевО,
Берёз российских «пряжа»,
Берестяное волшебство,
Что кочедыком «вяжут».
И сердце радует и глаз
Изделие такое –
Застывший дерева атлас,
Гармония покоя.
*
Кочедык – инструмент для резьбы по дереву, плоское шило с крючкообразным изгибом.
*
Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».
По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники.
Кроме кочедыка мастеру необходим был острый нож, которым он резал берестяные ленты нужной ширины и заострял их концы.
*

АБАШЕВСКИЙ ОЛЕНЬ

Глянь, оленьи рога, словно лестница,
В небо синее снова тянутся,
Золотым огнём шкура светится,
Та игрушка – от бога избранница.

То ли сказка была, то ли истина,
То ли чудо и сон во плоти,
Только душу людскую очистила
На тяжёлом народном пути.
Высоко вознеслись эти замыслы,
А всего лишь из глины олень!
Ищем путь к небесам долго с вами мы,
Обходя лжи невидимой тень.

Глянь, оленьи рога, словно лестница!
Побежим? Ведь рукою подать
До небес, где дневная прелестница,
Солнце, дарит покой-благодать!
*
Название происходит от села Абашево, которое в 19-20-м вв. стало одним из ведущих центров гончарного ремесле в России. Большинство жителей его было староверами, что повлияло на религиозные мотивы в изделиях мастеров. Один из популярных мотивов — олень с золотыми рогами в форме лестницы, что в мифологии означает «путь к богу». Начиная с 1930-х годов изделия раскрашивают масляными красками, сверху накладывали пятна бронзы и серебрянки. Особые скульптурные приемы позволяют придать изображениям животных сказочный вид.

НОВИНСКИЕ КАТАЛКИ

Это что за перестук?
Молоточки звонкие
Слышно даже за версту,
Как подковы конские.
За узорчиком узор
Непрерывно тянется,
И по миру до сих пор
Та игрушка-странница
Ходит здесь, и тут, и там.
Русская красавица!
А Новинским мастерам
Это очень нравится!
Ритм воистину чудной
В перестуке слаженном,
Сказка движется со мной –
Дивное адажио.
Невозможно оторвать
Глаз от разноцветия,
И кружится голова
Не одно столетие!
*
Новинская игрушка-каталка – это дружная стукотня-перестук, слаженная бойкая работа. В такт фигуркам щелкают сухие деревянные палочки – звонкие молоточки, и создается удивительный по гармонии ритм, обогащенный еще и узором.
Планки украшены полосами и рядами кистевых мазков или кругами точек. Во время игры узор смещается, впечатление движения усиливается. Точки будто начинают кружиться, вертикали образуют новые ряды, то разрываются, то смыкаются снова, и кажется, летят в стороны красочные брызги-искры, бегут цветовые мазки нотными строками ритмичной музыки.

ПРИВЕТ ИЗ ВЕЧНОСТИ. Чукотская резьба по кости.

Резать по кости – мудрёное дело,
Глаз нужен точный и твёрдость руки.
Клепиком мастер владеет умело,
Чёток рисунок всему вопреки.
Скоро возникли, как чудо, олешки,
Нарты, погонщик, одетый в ирын.
Правят упряжки хареем без спешки
Двое погонщиков: папа и сын.
Рядом другие теснятся фигурки:
Мамонт косматый, яранга, костёр.
Клепик работает словно по шкурке,
«Клювик» ножа необычно остёр.
Скоро закончит умелец работу,
Строго оценит наклоны теней,
Через века любоваться охота:
Славные сцены, резьба из костей!

 *
КЛЕПИК – это самодельный инструмент для резьбы по кости. Разновидностей форм заточки клепиков существует очень много, обычно их затачивают такой формы, чтобы было удобно подобраться к нужному участку работы. Угол заточки 30-60 градусов.
*
ИРЫН (по-русски кукашка, кухлянка) – чукотская меховая рубаха очень широка, с рукавами, просторными у плеча и суживающимися к кисти.
*
ХАРЕЙ - палка, которой погоняют оленей в упряжке.

КИЖИ

Без единого гвоздя? Неужели?
Как такую красоту возвели?
Купола церквей в Онегу смотрели
И тянулись в небеса от земли.
Топорами создавалося чудо,
Деревянный необычный узор,
Из стволов, что были свалены грудой,
Возникала прелесть, радуя взор.
За дощечкою дощечка стелилась,
За подзором вырезался подзор,
И теперь Кижи наполнены силой
Человеческой любви. Много зорь
Поднималось над Онегой, веками
Приходил в Кижи молиться народ,
Это зодчество дедов рядом с нами
Мастерства уроки снова даёт.
Я смотрю и дрожь внутри возникает,
Рвутся слёзы, а в душе благодать,
И вот-вот взлетят наверх дружной стаей
Купола, что издалече видать.