Пускай полюбят первозданно Народные песни лакцев

Мариян Шейхова
               

Говорят, что малые народы любят гиперболизацию. Одни считают это  своеобразной компенсацией комплекса неполноценности, более снисходительные видят в стремлении к возвеличиванию проявление широты души, великодушия. Но не будем вводить себя в заблуждение. Склонность к чрезмерной похвале – это болезненное тщеславие, проявление низкого уровня  как творческой, так и потребительской культуры народа. Кого сегодня удивляет затасканное по всем афишам приложение к именам  певцов, которые, познав успех в окрестностях своего двора, без колебаний объявляют себя «звездами», «суперзвездами» и даже «супермегазвездами»?  Вот факт показательный, как диагноз: по случаю присуждения одному из претендентов Государственной премии за этот год газета «Черновик» дала иронический комментарий «Признание гения». На другой день растроганный претендент благодарил газету за материал, без сомнений принимая прижизненное звание «гений». Уровень культуры наших деятелей культуры - тема, еще ждущая своего автора.
К счастью, псевдоискусство не столь тотально, хотя и продолжает спекулировать на простодушии одних, невежестве других, лицемерии третьих и отстраненном молчании остальных. Поэтому и становится настоящим праздником встреча с теми, кто предан искусству, воплощая в себе редкую гармонию внешней и внутренней красоты, природного дара и трудолюбия, скромности и достоинства, бережного отношения к людям и независимости. Истинное искусство бескорыстно, как бескорыстна и бесценна сама жизнь, от встречи с ними и рождаются та первозданная чистота и искренность чувств, на языке которых только и можно говорить с Богом, звездами и душой.
                ***
«Спасибо всем добрым людям, потому что они от Бога. Музыка, песни рождаются и живут благодаря Богу»,- это короткое послание Ларисы Гаджиевой слушателям, приглашение к концерту «Пусть звезды счастье всем несут». Она вернулась после долгого молчания, которое становится прибежищем для души, испытавшей всю глубину человеческой скорби. Молчание - это и дань уважения к зрителю, ответственность перед ним и  глубинными истоками песен - всей историей внутренней жизни народа. За это, наверное, и любят зрители, уставшие от гастрономически - гаремных песнопений, песни Ларисы. Ее встречи со слушателями не знают суеты, потому что песни, как и вся культура, - не предметы потребления, а способность и усилие человека быть. Пение Ларисы часто сравнивают с образом невесомо парящей птицы. Красивый образ, передающий  волшебную силу искусства. Но мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами можем построить. И Лариса, чье трудолюбие не уступает  таланту, хорошо это знает. Больше года шла подготовка к концерту, к которому привлекаются  лучшие  профессионалы, чтобы в итоге создать единое и цельное по замыслу, драматургии и исполнению явление искусства. Разработка световой партитуры каждой песни - вместе с Шахмиром Гаирбековым, художником по свету, поиск декораций- с художниками Еленой и Тагиром Гапуровыми, работа над звуком - только с Олегом Харченко, аранжировщик – виртуоз Мурад Магомедов, и все это время Вера Агошкина пишет свою симфонию национальных костюмов для Ларисы.
***
Ты  готовишься к встрече, не зная устали. Нелегкий труд, бессонные ночи, а если и удается забыться коротким сном, то чтобы проснуться от одних и тех же пугающих снов о предстоящем концерте, на котором то нет света, то музыкантов, то зрителей. Но сегодня мы придем к тебе, потому что ничто так не влечет, как красота и свет звезд, этот вечный зов прекрасного и обещание счастья. Но где оно, это хрупкое счастье, и как найти путь к нему?..  И  тогда ты поведешь нас по тропам родной Лакии к молчанию величественных гор, вздыбленных скал, по-над пропастью ущелий, по-над облаками и снежными вершинами Турчидага, чтобы услышать их песни любви. Ты  вместе с поэтом Сибирбагом Касумовым поведешь нас по тропам родного Хосреха, чтобы песни прозвучали звоном воды из незамутненных горных родников, печалью трав под порывами ветра, полынной горечью признаний, болью и светом любви и нежности, щемящей радостью приобщения к высокому и прекрасному. Расскажи, Лариса, как прекрасна и певуча душа твоего народа, народа печали и раздумий, который умеет переплавлять боль в песню и силу. Подари нам песни-раздумья, песни-прозрения, песни-восхождения, удивляющие редким природным сочетанием силы, стойкости и филигранной тонкости чувств, их трепетной целомудренностью и обжигающей проникновенностью. Расскажи так, как может рассказать только горская женщина о любви счастливой и несчастной, целомудренно-страстной, безответной и безмерной, трепетной и сильной…
                ***
Природа мудра, она посылает певцов, которые с наибольшей силой могут передать дух своего народа, именно тогда, когда возникает опасность забвения и искажения своих корней. Она выбирает того, кто сохранил в себе первозданность природы и может говорить на ее языке. И это всегда – разговор с собой, природой и Богом как неразрывным целым, потому что познание одного неминуемо зовет к познанию остального. Природа Дагестана столь возвышенна, прекрасна и самодостаточна, что она не требует слов. Горы требуют молчания, потому что ими сказано все. Слова избыточны от переполненности природы, остается бесконечно вслушиваться в нее, а сказанное слово должно быть лучше молчания. Но красота этих гор требует и отзыва, она рвет сердце тоской по песне, столь же чистой и высокой, как она сама. Потому и весомо каждое слово в народной песне, проверенное под высоким небом, звучащее тоской по сопричастности с Богом: «И если подлинно поется, И полной грудью, наконец, Все исчезает- остается Пространство, звезды и певец».
Родная земля богата песенными талантами. Встречи с ними помогали Ларисе черпать силу, но в то же время идти собственным путем в своих поисках. Все равно эти разные дороги имеют один исток и одну цель. Ширвани Чалаев, объездивший весь Дагестан, чтобы собрать и сохранить горские песни, - лакские, аварские, даргинские, лезгинские - уникальный исполнитель, которого ни с кем нельзя сравнить, но у которого можно многому учиться.  Первая встреча с ним навсегда осталась потрясением для Ларисы, как, впрочем, для всех, кто слышал его. Кажется, поет сама земля, поют скалы, горные вершины. Поет непокорная бунтующая, страждущая душа горца, возвышенная  и просветленная. В этом пении - все: обвалы гор, затишье перед бурей, раскатистое эхо ущелий, объемность пространственных  вертикалей, в нем молчание, нависшее над пропастью, экстаз преодоления и ярость вопрошаний, энергия лаконичности и погружение в созерцательность. В этом пении - вслушивание в мир и в себя, невыразимая бесконечность духа, восхождение к родине и любовь к ней: «Я приду к тебе, Лакия, чтобы утолить тоску по твоим снегам, чтобы взойти на ледники вершин, я пройду сквозь глубокие снега, чтобы прикоснуться к твоим валунам, я преодолею все горные хребты, чтобы жарким огнем своего сердца растопить печаль твоих высоких скал»…
Внутренняя жизнь народа с особой сказалась в лирических песнях о любви, и о ней по – особому проникновенно поет женский голос. В песнях отразилась та часть души, которую в горах принято было глубоко скрывать и таить от всех. Не познав ее, мы никогда не поймем до конца свою собственную душу. Нет в мире равных по  стойкости, самоотверженности  и преданности песне горских поэтесс, которые платили слишком высокую цену за право петь и выражать душу и любовь. Анхил Марин, разрывающая  зашитый рот и поющая окровавленными губами, Щаза из Куркли, продолжающая петь до конца песню, прижимая к груди убитую во время исполнения песни дочь, - перед величием этих женщин нельзя не склонить голову. Их песни раскрывают образы горских мадонн, за сдержанной мужественностью которых, востребованной суровой жизнью, скрывалась тончайшая женственность. А разве полно наше искусство без завораживающих печалью и трагизмом песен Марьям Дандамаевой, когда она поет о любви, горестной и прекрасной, как бы предвосхищая свою судьбу?
                ***
Марьям Дандамаева для Ларисы - образец исполнительского мастерства и скромности. Песни Ларисы, как и песни Марьям, можно понять без слов. Не обязательно знать язык, чтобы полюбить их. Мы радуемся и грустим, слушая их, потому что музыка - самое непосредственное и самое чарующее уверение человека в возможности для него счастья, открытие в себе способности и потребности любить вопреки всему, превращая боль в радость обнаружения бесконечности глубин души. Созвучие смыслов музыки, стихов не было бы столь сильным, если бы не этот удивительный голос, который способен передать обертоны времени и полет духа, если бы не бережное отношение к поэтическим строкам, из которых рождается песня. Поэтому надо знать и язык, чтобы понять, как любят горские женщины.
«По утрам зеленым выхожу я в поле, станом тополиным трепеща на воле. Вечером в холодный возвращаюсь двор, и несу в слезах я меркнущий простор». Принято считать, что  народные лирические песни – это большей частью песни о неразделенной любви. Но это не совсем так. Есть одна особенность, делающая нашу любовную лирику уникальной: это песни о  любви невысказанной. Жесткое разделение внутренней и общественной жизни и вытеснение внутренней жизни в потаенные глубины человеческого сердца привело к тому, что по силе и глубине чувств, тонкости переживаний дагестанская любовная лирика – одна из сокровищниц духовного опыта народа. Отсюда и особая  природность лирических песен: о любви нельзя рассказать никому, о ней можно поведать ветру, облакам, небу. Боль невысказанности ранит больше, чем боль неразделенности любви, потому что в невысказанности больше отречения от счастья. Отсюда особая исповедальность и сокровенность песен, порождающая яркие метафорические образы, передающие тонкость и трепетность чувства, бескорыстие и самоотверженность в любви, чистоту и целомудренность переживаний. Сибирбаг Касумов – чуткий поэт, который идет по следу народного духа. Вне этой стихии нет поэтических родников. Вот о какой любви - высокой, трепетной, пусть неразделенной, но прекрасной, поет  Лариса.
 «Если ты улыбнешься мне, высокие горы превратятся в равнину, а если, смеясь, пойдешь по траве, камни покроются цветами. Если мы с тобой вдвоем разобьем шатер на равнине, голубое небо и звезды застынут в удивлении... Жаль, если ты не улыбнешься». Пой, Лариса, о том, как боль любви может ранить всю жизнь, но не истребить мечту и любовь к жизни. «Просыпаюсь, думая, что рассвет, - погружаюсь в тьму, Иду, думая, что день, - пропадаю в ночи. Ах, звезда моего счастья, где ты? Думаешь ли ты когда-нибудь воссиять на моем небе?». Пой, Лариса, о том, как бережна любовь, как она рождает такое же отношение к миру, желание бросить его ожерельем на плечи любимой, а потом вместе с ней запеленать этот мир, как ребенка. Пой о любви, которая делает мир светлее, потому что на него можно смотреть еще и глазами возлюбленного, потому что этот мир легче нести вдвоем, когда рядом любовь. Пой о том, как прекрасен этот мир, когда ты смотришь  на него своими удивительными глазами, как сладка эта жизнь, когда двое обнимают друг друга, и теперь рядом с твоим сердцем бьется его сердце, и мир вокруг становится еще просторнее. Пой о том, как любовь освещает жизнь, даже если рядом с любимой  другой, - ах, мое фарфоровое блюдце, попавшее в чужие руки… Пой, Лариса, обжигая нас звездами, которые светят нам из прошлого, чтобы мы не сбились с пути, звездами, к высоте которых стремится наша душа, но однажды прозревает, что светят они не только с высоты, но и  из глубин собственного сердца и сердец других. Расскажи о том высоком счастье первозданной любви, открывающей сердце миру, которую завещали нам предки так же, как завещали они и печаль, потому что обожженное сердце зрячее и милосерднее: «Пускай полюбит первозданно и гордый умник, и простак, но безответного страданья да не познает даже враг. Своей измученной печали я пожелала б гордецам, чтобы они в слезах внимали не злой гордыне, а сердцам».
Настоящие звезды обладают даром естественного и скромного свечения, они не ослепляют, а отвечают тем, кто пристально в них вслушивается. Наверное, звезды - историческая родина человека, поэтому они и рождают светлую тоску по сопричастности с ними. Высота чувств  всегда находится в прямом соотношении с глубиной мысли. Уходя в глубины познания, мы поднимаем сердце до небес. Но есть и другой путь, которым ведет только искусство: вознося на вершины духа, проникать в глубины познания.
Молодежь Дагестана, 29.07.2005 г.