В полете. Язык танца

Мариян Шейхова
Яростная дробь барабана, стремительный ритм огневого танца, самозабвенные звуки зурны. Поневоле останавливаешь шаг и поднимаешь голову, глядя в окна третьего этажа муниципального махачкалинского Дворца детского творчества, откуда вот уже тридцать лет звучат ликующие голоса детей в унисон с неукротимым и зажигательным барабаном. Здесь репетирует заслуженный ансамбль танца «Счастливое детство». В последнее время, где правит бал недолговечность, где на глазах одного поколения непоправимо и навсегда исчезает привычный, устоявшийся мир, так радостно и удивительно встретить то, что не поддалось разрушительной стихии перемен и сохранило свою самоценность. Созданный в 1974 году, первый детский профессиональный хореографический ансамбль выпустил за эти годы 6000 выпускников. Наряду с сотнями выпускников, продолживших свое хореографическое образование в профессиональных ансамблях республики, шестеро из них получили высшее образование по хореографии и тридцать человек- -среднее хореографическое. Около десяти выпускников носят почетное звание «Заслуженный деятель искусств» и стали обладателями  государственных премий. Ансамбль - это кузница кадров, где отшлифовывается не только самородок, но   под тонким резцом мастера начинает сиять и самый обычный природный материал.
...Ах, как звучит барабан! Как отзывается сердце на эти гордые ритмы! Счастлив тот, кто в движении танца может передать невыразимое словами, кто скажет многое о себе, не сказав ни слова, кто владеет пластикой тела. Я не знаю, кто более счастлив - тот, кто дарит красоту, или кто ее получает. Мастер или ученик в таинстве обучения, но то, что оказаться в руках истинного Учителя и Маэстро с самых ранних дней - это действительно «Счастливое детство» - несомненно. Не в минуты ли восхищения таинством детского творчества произнес великий Расул строки своих стихов на рубеже вечности и жизни: «С каким восторгом на детей смотрю! И кажется нелепым, неуместным Лежать в земле, - не лучше ль, говорю, Ходить по ней под пологом небесным?»
«Счастливое детство» - это имя. Такое же прославленное, как имя его создателя и бессменного руководителя, основоположника детской хореографии в республике Шалуми Матаева. Он выпестовал и дал жизнь не просто творческому коллективу, а явлению в культуре республики. Единственный на Северном Кавказе «народный», а потом «заслуженный» детский ансамбль танца, лауреат премии комсомола Дагестана, обладатель двух Почетных грамот Президиума Верховного Совета, лауреат Всемирного фестиваля в Москве в 1985 году, девятикратный лауреат международных конкурсов, триумфально объехавший страны Европы и Востока, города и веси страны - ансамбль «Счастливое детство» уже вошел в сокровищницу нашей культуры. Ему рукоплескали Польша и Чехословакия, Румыния и Болгария, Венгрия и Турция, а также Усть-Илимск и Хабаровск, Кишинев и Киев, Москва и Одесса, Ростов и Баку, Грозный и Орджоникидзе и, наконец, весь Дагестан. Рукоплескания дарил искушенный и взыскательный зритель, умудренный опытом, знающий цену полету в танце: «Теперь я стал взрослее и не скрою, Что хлопаю давно уже не так, А разве что лишь изредка герою Или на свадьбе - пляшущему в такт».
Вы были на репетициях ансамбля «Счастливое детство»? Конечно, не были, если думаете, что там оттачиваются красота движений и гибкость тела, четкость рисунка танца и прихотливость его узора. Разве яростный и напряженный, хищный и стремительный, ранимый и ранящий, всевидящий и настигающий, любящий и богочтимый Шалуми терзает себя и детей ради такой малости? Разве каждый миг и каждый его урок, мучительный и упоительный для всех - не чудо настойчивого посева, обнаружения  и беспощадного взращивания Духа и Личности, умеющей бросить вызов себе и миру? Не пигмеи духа, а носители величия своих предков, их лучших черт, которые в крови и в генах, но, увы, все больше заглушаются наслоениями пыли цивилизации - вот воскрешаемый в танцах образ истинного танцора, горца, дагестанца, призванный напоминать нам о завещании предков: «Они в горах живут высоко, С времен пророка ли, бог весть, И выше всех вершин Востока Считают собственную честь».
...Вы не были на репетициях ансамбля «Счастливое детство»? Тогда Вы не знаете, как тяжело рождается честь. Как непросто расправляются плечи. Как изнурительна борьба за пружинящую стать, натянутую, как тетива, готовую вскинуться в соколиной поступи и в полете души. Нет, вы не знаете, как трудно давать взмах крыльев тем, кто их еще не ощутил в себе, не знаете, как нервно и страстно хочется из мягкой податливо-аморфной и обласканной домом хрупкой плоти кристаллизовать Мужество и Смелость, Благородство и Дерзость, Удаль и Достоинство. Горцы - это такая порода. Но горцы ушли в долины. Теряется опыт живого примера живущих в поднебесье орлов. Орлы не летают в долинах. Кто поможет горцу, разлученному с их вершинами, хранить верность законам гор? Трижды мудрый Расул, не об этом ли тревога твоя? «Горцы, вы, с новой свыкаясь судьбою, Переходя на равнинный простор, Горство свое захватите с собою, Мужество, дружество, запахи гор. Земли щедрее на низменном месте, Больше там света, тепла и красот...Чистой вершины отваги и чести Не покидайте, спускаясь с высот. Горцы, в каких бы лучах вы ни грелись, Горскую стать сохранить вы должны, Как сохраняют особую прелесть Лани, что в горном краю рождены». Этот тревожный завет обращен к нам всем. Вот еще одна заслуга ансамбля и его наставника- сохранять и нести образец красоты всех граней горского характера, тем более покоряющего, когда он явлен в образах детей и символизирует беспрерывность эстафеты горских ценностей.
...Вы не были на репетиции Шалуми Матаева? Тогда вы не знаете, как неистово можно требовать от тех, кого любишь больше славы, больше денег, больше покоя и больше своего гордого, ранимого и натруженного сердца. Вы не знаете, какое это счастье, провожать требовательными отцовскими глазами уходящих в круг безупречного танца своих детей, не гнущихся и не ломающихся, в которых изнурительный труд наконец-то обернулся красотой и совершенством тела и духа. Разве в сыновьях не отражается отцовская стать? Творение, в котором не видно автора, все равно, что конь, бегущий по дороге без всадника. Откуда возьмется дождь, если не будет тучи? Откуда возьмется Расул, если не будет дагестанского народа? Откуда возьмутся твои собственные законы, если в них не будет общих для народа законов, выработанных веками? Так вопрошал Расул в своей завещанной нам «Конституции горца». Ее хранитель и посланник – Шалуми Матаев и его ансамбль «Счастливое детство», уже 30 лет несущий эстафету времен и поколений, говорящий словами поэта и на языке танца: «Горцы, внизу вам судьба улыбнется, Встретит вас слава на новом пути, Горцы, храните достоинство горцев, Чтобы и славу достойно нести!»
Каждый из тех, кто посвятил себя педагогике, знает: невозможно обучать, не воспитывая. Шалуми Матаев- Воспитатель с большой буквы. Его питомцы знают, что этикет - не мертвый ритуал, а живая форма этики. Этики добра, бескорыстия, красоты, самоотдачи, этики жизни, в которой бесценен каждый миг. «Не убегайте раньше времени из детства, ощутите его и насладитесь им, прежде чем вступите в мир юности»,- говорит он ученикам. Законы живой этики объединяют их не только в танце, но и в опыте благотворительности. «Мы несем детям праздник, пример единения, радость бескорыстной любви и заботы, привлекая внимание общества к проблемам детей и показывая, что это может каждый, даже ребенок. Надо иметь добрую волю, надо объединяться, чтобы мир стал лучше»,- эти слова Ш.Матаева - кредо педагога и воспитанников. Дети могут объединить в добре мир, если мир научится их видеть и слышать, слышать даже тогда, когда они молчат. Ш. Матаев по праву гордится тем, что за все годы своей деятельности он не изменил своему принципу - никогда не вводил плату за обучение. Пожалуй, в наше время, когда все становится средством для выколачивания денег, это удивительный пример бескорыстия. Более того, на просьбы самих родителей ввести плату, чтобы помочь ансамблю, Шалуми Самуилович ответил категорическим отказом. Многие костюмы танцоров сшиты им самим, а тончайшие и изысканные узоры головных уборов, среди которых нет двух похожих, тоже вышиты его собственными руками. Он из плеяды тех, кто всегда готов протянуть руку помощи, но ни при каких обстоятельствах не станет о ней просить. И потому особая благодарность администрации города Махачкалы, которая поддерживает прославленный ансамбль «Счастливое детство», но разве проблема сохранения национальной культуры и воспитания детей - не проблема всей республики?
Ансамблю «Счастливое детство» тридцать лет. Сменились десятки поколений детей, уходящих во взрослую жизнь и уносящих с собой навсегда дух причастности к героическому прошлому своего народа. Из поколения в поколение тридцать лет передается, как эстафета, через культуру национальный характер народа. И все эти годы никогда, ни разу участники ансамбля, объездившие множество стран и городов, не получали ни одного замечания, ни одного нарекания. Это стиль работы Учителя, личным примером доказывающего, что нет коллективной чести без личной. И самое высокое признание и высшая награда для его учеников - это получение права надеть черкеску для маленького горца и кабалая для горянки.
Да, мир стремительно изменился. Жизнь горцев давно вышла за пределы аула, и в мире все более стирающих различий и выявления единства наших общих ценностей так важно суметь сохранить связь поколений. А она ярче всего живет и без слов понятна в культуре. И горская папаха, надетая на голову юного горца, несущегося в стремительном танце, - это наше достояние, это выкованный трудным историческим прошлым символ кодекса чести горца: Мужество, Честь, Мастерство. И каждая встреча с искусством национального танца - это всегда праздник встречи с тем лучшим, что есть в нас и что завещано беречь.
 Махачкалинские известия, 14.05.2004г.