О книге Натальи Тимофеевой Листья на воде

Мариян Шейхова
Миниатюрная книга «Листья на воде». Небольшие стихотворения, но такие живые, словно мерцающие кружащиеся снежинки со своим неповторимым узором. Читаешь их и кажется, что время останавливается, когда запрокинув голову, ловишь их свежесть и нежность. Возникающие из синих сумерек неба, из хрустальной чистоты звука, они дарованы каждому, легко и доверчиво ложатся в ладони, и что ты будешь делать с этой исчезающей и одаряющей нежностью? Мысли, слова, чувства органичны и естественны, как дыхание, они выплыли из глубин сердца чистого и прекрасного, как прекрасен мир природы, в котором, куда ни бросишь взор, все одухотворено Красотой. Красота- это высшая форма существования духа и всех форм его проявления, в нем этическое неразрывно связано с эстетическим. Понять мир прекрасного в полной мере можно тогда, когда есть с кем разделить это ощущение. И собеседник поэту- тот, кто открыл его книгу, - он тоже тот самый любимый, самый сокровенный человек, которому посвящены стихи, и взаимность тепла –утешение и благо каждого: («А помнишь: прошлый год, Арбат? Казалось, снег добавил света, Твоей рукой моя согрета…)
Стихи –как пиано… Невыразимое входит в нашу жизнь через молчание, которое обретает голос в сердце другого. Отдаленной, но самой лучшей попыткой его звучания будет стихотворение. Оно придет позже, наедине с собой, но рождается в молчании двух, «и чем беззвучней, тем нежнее». Эта краткость, этюдность стихотворений Натальи рождена умением дать и зримый образ, и мысль, и чувство в той гармонии восприятия мира, вне которой нет поэзии. Стихи, как студеная прозрачная вода в ладонях. Желанная вода, которую боишься расплескать, и холод ее чистоты – это и тепло открытой ладони.
(«И вот моя нежность –
в твоих ладонях наш первый ребенок»)
Если искренность и ясность звучания голоса рождаются как единственно обозримая реальность, примет ли он сам себя? Голос поэзии Натальи Тимофеевой полон множеством полутонов, богат обертонами, потому что он звучит как часть этого мира, как флейта в оркестре, полифония которого лишь оттеняет уникальность одного голоса.
Я полюбила Север, Хруст шагов, Морозный воздух, Иней на ресницах, Пространство и безмолвие снегов, И отрешенность от большой столицы. Свинцовый блеск озер и облаков, Пронзительных ветров люблю соседство. За то , что здесь В дыхании людском Всегда сумеет сердце Отогреться»)
Акварельность и точность деталей, интонационное богатство, ритмическое разнообразие – несомненно, все это есть. Но секрет очарования неуловим. И остается восхищаться летящей красотой и неожиданностью образов («На лепесток луны короче Стволы берез, хранящих сны…»), улыбчивой бережностью чувств, обращенных к дочери («…Ты –Первозуб, Кусающий цветок, Прохожие тебе, как хвостик кошки, Гоняешься за ними. Ты -мой Бог, Которого еще мы кормим с ложки»), точностью и глубиной слова и мысли:
Просто вспомнилось. Просто всплакнулось.
Сколько светлых забыто минут!
Я от них лишь на миг отвернусь,
И теперь их годами зовут.
И недавние близкие люди
Остаются в прошедшем теперь
Мы –другие. И бог нас рассудит
По весомости прошлых потерь.

Последняя мысль просто обжигает. Так оценить жизнь и сказать последнее слово о человеке не каждому дано. В сборнике опубликованы стихи, написанные более двадцати лет назад. Наталья сейчас очень молода, а рука мастера ощутима уже в ранних стихах. Они не только о поэтически-прекрасном, но и невыразимо тяжелом. И тогда изящество слова уступает место его жестокой силе, тогда, когда речь заходит о крестных днях, которые рано или поздно выпадают на долю каждого:
…какою силою душа расколота? Душа… А кажется, что тело… И снова –сон. В пространстве белом. Но белый сон туманом вязок. Кошмар… И мука перевязок. Зачем расколотое надвое Вновь перевязывают правдою? И возвращают на исходное Живое, жадное, голодное… «

Поэзия – как вода, струится, течет, ускользает, и ты в ее вечном поиске, чтобы ощутить вкус жажды и вкус утоления, чтобы одолеть текучесть времени текучестью строк, в которых жизнь ищет себя и прозревает, отражается и отражает… Зеркало души –поэзия, и вглядываясь в нее (если она подлинная, неважно-чужая или своя) ты всегда можешь почувствовать то, что некогда вдохнул в тебя Создатель…