Голос надежды

Валерия Фараон
 В жизни каждого взрослого человека наступает момент, когда он должен взять на себя ответственность за своих пожилых родственников.  Однако должен - не значит, обязан по закону. Это лишь внутреннее желание проявить доброту и сострадание по отношению к человеку, нуждающемуся в заботе и внимании. Часто люди забывают об этом, придумывая многочисленные отговорки: семья, работа, дела, поэтому старики остаются предоставленными самим себе, забытыми и брошенными.
 Заметив, что моей бабушке уже тяжело жить одной в деревне, где нужно постоянно что-то ремонтировать, зимой убирать снег, летом косить траву и ехать из магазина на велосипеде с тяжелыми сумками на руле, я забрала её в город. Мы довольно комфортно разместились в двухкомнатной квартире, в которой так же нашлось место и для двух собак. Жить с пожилым человеком не очень просто, но, не смотря на все трудности, мы с бабушкой всегда понимали и поддерживали друг друга. Наша жизнь шла своим чередом, пока однажды утром я не увидела, что бабушка не встает с кровати и не идет завтракать.
 - Мне не нравится, как ты выглядишь – сказала я обеспокоенным голосом – у тебя что-то болит?
 -Нет, просто небольшая слабость, мне нужно полежать немного и всё пройдет.
 -Точно? Может, скорую вызовем?
 -Нет, нет, не надо, у меня уже такое было, сейчас посплю, и всё будет хорошо – бабушка отвечала мне уверенным голосом.
 Наверно я действительно зря беспокоюсь. Бабушка уже старенькая, семьдесят девять лет - возраст. К тому же даже за то короткое время, что она у меня жила, подобная ситуация случалась не раз.
 -Хорошо, давай, давление тогда измерим. Немного повышенное. Выпей таблетку и полежи, отдохни. А я пойду с собаками гулять, и еще корм закончился, нужно сегодня купить.
 -Иди, с Богом – бабушка проводила меня взглядом.
Не смотря на слова бабушки, о том, что всё хорошо, на сердце у меня было неспокойно. Я чувствовала, что-то не так.
 Собаки уже ждали меня у двери и всем своим видом показывали, что они хотят идти на прогулку. Я еще раз посмотрела на бабушку, чтобы окончательно избавиться от плохих мыслей. Она безмятежно спала. Какие же беззащитные и уязвимые старики. Они, словно маленькие дети, нуждаются в заботе, внимании и сострадании. Хорошо, что я забрала её из деревни. Не представляю, как бабушка раньше жила там одна. Но теперь я позабочусь о ней, и она поправится.
 Гуляя с собаками, я не переставала думать о бабушке. Как она там? Может позвонить ёй? А вдруг разбужу? Ладно, наберу её номер, так хоть моя душа успокоиться.
 -Ба, ну как ты там?
 -Нормально, всё нор-маль-но – ответила бабушка сонным голосом.
 -Хорошо, я уже иду домой.
 Как-то она странно произнесла последнее слово или мне кажется?
 Я тихо зашла в комнату, и вдруг, одна из собак прыгнула на кровать, где лежала бабушка, и разбудила её. Она приподнялась, показала пальцем на собаку, промямлила Р-Э-Й и упала на подушку.
 -Ба, ба, что с тобой? – я бросилась к её кровати.
 Бабушка не ответила на вопрос. Она не реагировала на мои слова и касания. Её глаза смотрели куда-то вдаль.
 В первые секунды я даже не смогла понять, что произошло. Я ушла к себе в комнату и молча, ходила по ней кругами. Многие люди любят говорить: «Я бы сделал так, я бы точно так не поступил…» Но когда ты попадаешь в стрессовую ситуацию, то осознание реальности теряется и тебе нужно какое-то время, чтобы просто взять себя в руки. Мой минутный шок быстро прошел, и трясущимися руками я набрала 112.
Хотя врачи стояли в дверях минут через десять, мне казалось, что прошло около часа. Ожидание скорой помощи – самое жестокое испытание. Ты знаешь, что в соседней комнате умирает близкий тебе человек, но ты ничего не можешь сделать, только покорно ждать.
 -Доктор, что с ней?
 -Ваша бабушка сломалась – хладнокровно ответил врач.
 -Что? – я не понимала смысла его слов.
 -У бабушки инсульт. Попробуем довезти до больницы.
 Из моих глаз полились слезы. Инсульт… инсульт. Это слово с одной стороны такое обыденное: каждый слышал его много раз по телевизору, от друзей и знакомых, но одновременно такое далекое, ведь пока человек не столкнется с ним лицом к лицу, он не понимает страшного смысла, таящегося в нем.
 В больнице бабушку сразу увезли в реанимацию, а мне оставалось только ждать и узнавать о её состоянии по телефону, который мне дала медсестра. Приехав домой, я начала перематывать в своей голове события этого трагического утра. Могла ли я предотвратить случившееся? Рационально я понимала, что нет. Но, как и большинство людей, в подобной ситуации, я винила себя, забывая о том, что я не Бог и не волшебник, а обычный человек.
Наконец-то настал вечер, и я могла позвонить в реанимацию.
 -Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, состояние пациентки, Смирнова.
 -Кем вы ей приходитесь? – спросил меня мужской голос.
 -Внучкой.
 -Она в коме. Состояние стабильно тяжелое.
 -А какой прогноз?
 -Мы не даем никаких прогнозов.
 -Завтра утром можно позвонить?
 -Да, звоните утром до 11 и вечером после 8.
 -Спасибо, вам. До свидания.
 -Не за что, до свидания.
 Тяжелое… но стабильное… Такой приятный тембр голоса. Его обладатель, точно молодой мужчина. Боже, о чем я думаю?! Бабушка в коме, а я размышляю о каком-то голосе.
 -Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, состояние пациентки, Смирнова - снова и снова я задавала один и тот же вопрос и слышала один и тот же ответ: «Она в коме. Состояние стабильно тяжелое». И каждый раз этот голос заставлял мое сердце биться быстрее. Он ласкал мой слух, возвращал к жизни и дарил надежду. Для меня это уже не был просто голос из телефона, он ассоциировался у меня с высоким и симпатичным молодым человеком, которого я знаю очень и очень давно.
 Шел третий день, как бабушка находилась  без сознания. Чем дольше человек находится в коме, тем меньше у него шансов на полноценное выздоровление. Очень многие люди, пережившие инсульт, не могут встать с кровати и остаются лежачими больными до самой смерти. Мне даже сложно представить, что испытывает человек, находясь в таком состоянии: он всё понимает, слышит, осознает, но не может сам двигаться, есть, говорить. Как тяжело и больно окружающим наблюдать за мучениями родного человека, каждый день смотреть ему в глаза и понимать, что вы оба просто ждете неизбежного конца. Хочу ли я для себя и бабушки такой участи? Конечно, нет, но и смерти я ей тоже не желаю.  Все эти мысли разрушали меня изнутри, не давали спать ночью и бодрствовать днем. Время для меня растянулось. Секунда стала минутой, минута – часом.  Единственное, что теплило во мне надежду и давало силы - это голос врача из телефонной трубки, голос, который стал для меня родным, вновь сказал: «Она в коме. Состояние стабильно тяжелое»
 -Могу я увидеть её? Говорят, люди в коме ощущают поддержку близких и выходят из этого состояния.
 -Да, можете.
 Я приехала в больницу к назначенному времени и сразу направилась в отделение реанимации. После того, как я вышла из палаты, где лежала бабушка, мое тело перестало слушаться меня. Я прижалась спиной к стене и закрыла глаза. «Почему это всё случилось? Что теперь будет? Смогу ли я хоть как-то облегчить её боль?» Вопросы смешались с переживаниями, и мое сознание тоже переставало мне подчиняться. Я чувствовала, что пол уходит у меня из-под ног, а стена становится всё дальше и дальше.
 -Девушка, вы в порядке?
 Голос. Этот голос …. голос из телефонной трубки. Только теперь он здесь, рядом, он зовёт меня. Я открыла глаза и увидела перед собой молодого высокого мужчину в белом халате. Он держал мою руку и обеспокоенно смотрел на меня. Всё его черты уже были мне знакомы: русые волосы, серые глаза, высокий лоб и широкие скулы. Мы стояли в коридоре больницы, вокруг ходили медсёстры и врачи, но для нас в тот момент не существовало никого, только я и он.
 -Теперь, да  – произнесла я в ответ.
 Наша первая встреча потерялась во времени, осталась далеко в прошлом. Сейчас я стою в своей комнате, смотрю на себя в зеркало, и по моим щекам текут слезы. Я не могу сдержать эмоции, и мое сердце сжимается. Я чувствую рядом родную руку, и горькие воспоминания покидают меня навсегда. С особой заботой, она, поправляет мне белоснежную свадебную фату, подает сережки и помаду. Пройдя всё испытания, пережив боль и отчаяние, смело сразившись с болезнью, она смогла встать на ноги и заново начать жить. Она - моя бабушка, здесь, рядом со мной, в день моей свадьбы.
 Оказавшись в сложной ситуации, кто-то сдается, позволяет унынию завладеть разумом, и тогда болезнь побеждает. Но моя бабушка не такая, она – боец. Каждый день она просыпалась с желанием жить, и её позитивный настрой передавался окружающим, заряжал энергией и помогал бороться с недугом.  Она ни на минуту не сомневалась в том, что восстановится, снова будет говорить и ходить, строго выполняла всё предписания врачей и с особым упорством делала реабилитационные упражнения. В процессе выздоровления очень важен настрой самого человека, его вера в лучшее и решительные действия. Я, со своей стороны, всеми силами поддерживала стремление бабушки поправиться, мы действовали вместе и, в конце концов, болезнь отступила.
 Иногда, кажется, что земля уходит у тебя из-под ног, и ты не видишь выхода из сложившейся ситуации, но закрывая одну дверь, жизнь всегда открывает новую, дарит непредсказуемые встречи и яркие эмоции.
 -Вот и жених – послышались крики из коридора.
 -Любимая!- сказал такой родной голос, голос, подаривший надежду, голос из телефонной трубки.