Женщина в степи. 1923. Альфонс Муха

Светлана Леснова
Боярыня Морозова…
Где те, что были с ней,
Везли на суд, бесслёзную,
Толпились у саней...

Раскол, старообрядчество,
Двуперстие «креста»,
Молитвенно наплачется
В стигматах, за Христа.

Где Гоголь… а где Суриков…
Где птица-тройка, Русь?
Твой путь – кровавым суриком
По высям-весям… пусть

Одна в степи, - страдалицей,
Где волчий слышен вой,-
С потерянностью справится,
Но под другой звездой…
-----------------
Вернется на круги своя,-
На Бога уповать.
Смирилась русская земля,-
На ней чужая власть.


---------—-————



Альфонс Муха (1860–1939). Женщина в степи. 1923 г. Музей Альфонса Мухи в Праге.


Апофеозом своего творчества  чешский художник Альфонс Муха, знаменитый как один из основоположников стиля арт-нуво (модерн), считал созданный  за 18 лет цикл  «Славянская эпопея» из 21 монументальных полотен, самые большие картины размерами 6х8м. Главной целью художника было показать единство славян, рассказать о важных вехах их истории и мифологии.
Для создания грандиозного полотна «Отмена крепостного права в России» (1914) Муха в 1913 г. приезжал в Россию , в Москву, посетил Троицко-Сергиеву Лавру, Третьяковскую галерею.
В 1923 г. Муха написал картину, которое имеет четыре условные названия — «Женщина в степи», «Звезда», «Сибирь», «Зима». 
При жизни Мухи картина выставлялась 1 раз в 1933г. с названием «Россия большевиков». Это название, в сочетании с изображением, вызвало дипломатический скандал и ноту протеста со стороны СССР. Картина не выставлялась вплоть до 1998г.
Сын художника, писатель Иржи Муха, очень точно определил то, что потрясло его отца в русских. Он выразил это двумя словами: vasniva pasivita — страстная пассивность, осознание неизбежности всего сущего через страдание. Именно это свойство русской души заинтересовало и заинтриговало Муху.
 В завершающей картине цикла «Славянской эпопеи», которая называется «Апофеоз истории Славянства» русские и Россия отсутствуют. Картина была написана в 1926 г. и, конечно, Муха не связывал будущий расцвет славянства с деятельностью большевиков в России.
Муха закончил цикл «Славянская эпопея», в 1928 году, когда идеи единения славянских народов были уже не так популярны, как в начале XX века, его труд не принес должной оценки, его обвиняли в излишней националистичности (половина картин  посвящена истории чешского народа).Этот цикл и стал причиной трагического финала его жизни - в июле 1939г. после допросов в гестапо в оккупированной фашистами Чехии.
В 2016г.  «Славянская эпопея» экспонировалась в в Китае, Японии, странах Азии.