Певец Норвегии

Наталья Дубовик3
Запели струны…Дивный миг!
Нам снова дарит добрый Григ
Чарующих напевов прелесть!
В них звонкий наигрыш свирели
Летит в прибой туманных фьордов;
В них свежесть горных родников,

Блеск солнца, тени облаков;
В плетенье ритмов льют аккорды
Гармоний терпкое вино!
Напевы плавно, без усилий,
Изгибом лебединых крыльев
Парят! Им воскрешать дано
Страсть бедуинки, нежность Сольвейг,
Крестьянский пляс и шабаш троллей.
В них чувств живых кипит родник,
Твоё в них бьётся сердце, Григ!
        Валерий Доронкин

15 июня исполнилось 177 лет со дня рождения норвежского композитора Эдварда Грига.
Ах, как бы мне хотелось дополнить свою статью собственными впечатлениями о родине композитора, о провинциальном городе Бергене!Но , к сожалению, ни в своё первое , ни в своё второе скандинавское путешествие( 2010 и 2018 гг.) я так и не добралась до Бергена.И пока это осталось для меня неосуществимой мечтой.
Но музыка чудесного норвежского романтика вошла в моё сердце с детства, да так и осталась в нём.
Этот необычайно талантливый человек -композитор,пианист, дирижёр и музыкальный критик-подарил миру более 600 песен и романсов,20 пьес,симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки и виолончели.Григ в своих произведениях сумел передать таинство норвежских и шведских сказок,где за каждым камнем прячется гном,из любой норы может вылезти- тролль.В его музыке можно ощутить загадочность народных сказок и легенд, а также дыхание суровой, но прекрасной скандинавской страны.
    Начало.Годы детства
Город Берген- самый дождливый город в Европе.На сегодняшний день -второй по величине город Норвегии.
Григ родился в большой и дружной семье, где было шестеро детей- три мальчика и три девочки.И все они обучались музыке.Все дети впитали музыку, что называется, с молоком матери.А мать его,Гесина Хагеруп, была необычной женщиной- талантливой пианисткой, лучшей в Бергене.Она закончила консерваторию в Гамбурге.Интересный факт-в это заведение принимали исключительно юношей!Но для одарённой девушки сделали исключение.
Для маленького Эдварда мать была прекрасной феей- он считал, что только фея может так играть на рояле!А фея стала первой учительницей музыки для своих детей.Эдвард Григ начал заниматься музыкой в 6 лет.
Мальчик  жил в мире фантазий.Фантазируя,он сочинял удивительные истории и рассказывал их своим близким.А однажды во время прогулки в Бергене, в горах,Эдвард остановился у сосны,выглядывающей из ущелья и долго на неё смотрел.Потом спросил у отца:" Где живут тролли?"Его отец Александр Григ, шотландец по происхождению,не был музыкантом.Он ответил сыну,что тролли живут только в сказках.Эдвард не поверил ему.Он был твёрдо уверен, что тролли живут среди скал,в корнях старых сосен.
Придёт время, и в его музыке оживут эти сказочные персонажи- тролли, кобольды, гномы, эльфы..
.Эти образы появятся в его творчестве уже очень скоро-в 12 лет Григ написал первое сочинение: " В гостях у кобольдов".Он принёс в школу тетрадь со своим первым сочинением.Но учитель, невзлюбивший мальчика за его невнимательное отношение к учёбе, высмеял эти записи.Больше Григ не приносил в школу своих сочинений.Но сочинять не перестал.
Творческое воображение помогало ему во всём-играя на фортепиано гаммы и арпеджио, он представлял себе, как марширует взвод солдат.Ему удавалось делать скучные упражнения интересными, серую погоду- яркой, а длинную дорогу в школу- сменой волшебных картин.
Свои маленькие музыкальные открытия он записывал в дневнике.Научившись играть на фортепиано пятизвучный аккорд, он написал в своём дневнике, что стал композитором!

" Этот мальчик прославит Норвегию"
         *****
Тяжёлой поступью проходят гномы.
Всё ближе.Здесь.Вот затихает топ
В причудливых узорах дальних троп
Лесов в горах, куда мечты влекомы,
Студёные в фиордах водоёмы.
Глядят цветы глазами антилоп.
Чьи слёзы капают ко мне на лоб?
Не знаю, чьи, но как они знакомы!
Прозрачно капли отбивают дробь,
В них серебристо- радостная скорбь,
А капли прядают и замерзают.
Сверкает в ледяных сосульках звук.
Сосулька сверху падает на луг,
Меж пальцев пастуха певуче тает.
        Игорь Северянин

Ещё живя в Бергене, Григ стал посещать музыкальные вечера.На одном из таких вечеров о услышал музыку Моцарта...
Но настоящим событием для Грига стал переезд его семьи в предместье Бергена Ландос.Вот где он смог прикоснуться к истокам норвежского фольклора!Вместе со старшим братом он часто ходил на соседний хутор- слушать песни крестьян и игру на народных скрипках феле.И, конечно же, он видел, как исполняют народные танцы- халлинг, спрингданс, гангар...Отголоски этих национальных танцев слышатся в его " Норвежских танцах", в его " Лирических пьесах" для фортепиано.
В 15-летнем возрасте Эдвард Григ -стройный, небольшого роста юноша с волнистыми волосами, чистым и задумчивым взглядом прозрачных голубых глаз.Он великолепно владеет фортепиано, причём настолько великолепно, что знаменитый скрипач Уле Булль, услышав его игру,произносит пророческие слова:" Этот мальчик прославит Норвегию".По совету знаменитого на всю Европу скрипача Григ едет в Германию,чтобы учиться в Лейпцигской консерватории.Через несколько лет он заканчивает консерваторию на отлично.
              Маленький гигант
Вся последующая жизнь Грига- это непрерывный труд.Это стремительно идущая в гору карьера пианиста и композитора.Это совершенствование композиторского мастерства.Это посещение концертов, знакомство с музыкой Вагнера, Моцарта,Бетховена.Это замечательные встречи с выдающимися людьми того времени- Ференцем Листом,Гансом Христианом Андерсеном( какое-то время Григ жил в Копенгагене), Петром Ильичом Чайковским...Эта женитьба на кузине -замечательной певице Нине Хагеруп.Это гастрольные поездки по крупнейшим европейским городам, и отдых после них в любимой Норвегии- в имении, названном Трольхауген( что в переводе означает " холм троллей").
Читая биографию Грига, понимаешь,сколько творческих сил и таланта таилось в этом хрупком человеке.Когда-то в годы учёбы в консерватории он переболел плевритом и потерял одно лёгкое. И с тех пор  перестал расти.Его рост остался на всю жизнь 152см.
Вот как писал о нём Чайковский:
"...человек очень маленького роста и тщедушной комплекции, с плечами неравномерной высоты, взбитыми кудрями на голове, но с чарующими голубыми глазами невинного прелестного ребёнка".Чайковский, ставший другом Грига, высоко ценил его творчество." Люблю Грига! Ценю Грига!"- так писал русский композитор о своём норвежском друге.
Прославленный Ференц Лист тоже был восхищён творчеством Грига.Он написал ему письмо.Завязалась переписка.Григ сообщил Листу, что сочинил фортепианный концерт и хотел бы его исполнить для Листа в Веймаре.
Так в 1870 году состоялась их личная встреча.Норвежские мужчины обычно высокого роста- не менее 180 см.Таким его и представлял Лист, который сам был высокого роста.Каково же было его удивление, когда он увидел маленького голубоглазого человечка! Но услышав его изумительный по красоте фортепианный концерт, потрясённый Лист воскликнул:" Гигант!"

       Последние годы жизни и  творчества
Григ 80-90-х годов-это всемирно известный композитор,пианист,просветитель,дирижёр.Он- основатель музыкального общества,пропагандирующего симфоническую музыку,глава музыкального общества " Гармония", стипендиат правительства Норвегии( стипендию ему выписали за заслуги перед Норвегией),член Французской академии изящных искусств, член Шведской королевской академии, член Лейденского университета, доктор музыки Кембриджского университета.В своём родном Бергене он организовывает музыкальный фестиваль норвежской музыки( проводится до сих пор).Часто в концертах он аккомпанирует своей жене Нине Григ, которая прекрасно исполняет романсы.
« Он был прежде всего добрым, порядочным человеком-это он ценил превыше всего в других- и уже затем хорошим, честным художником. Он был другом людей»,- так вспоминала о нём Нина Григ.
Эдвард Григ прожил 64 года.Гастролируя вместе с женой по Норвегии, Дании и Германии,он простывает и 4 сентября 1907 года умирает от плеврита.

              Мой Григ
У каждого человека ,любящего поэзию или музыку, есть свой поэт  или композитор.Свой Пушкин.Свой Чайковский .Свой Шопен.Есть свой путь постижения литературного или музыкального творчества.И, конечно же,своё представление о знаменитом человеке- как о личности и творце.
Как я представляю себе личностные качества Грига?Прежде всего это доброта, чистота и щедрость души.Это огромная любовь к жизни, к природе, к норвежской культуре- в особенности, к преданиям, сказкам и легендам, которые не могли не найти отражения в его творчестве.Трепетное чувство Родины...
Музыка Эдварда Грига вошла в мою жизнь во времена учёбы в музыкальной школе.Мы " проходили" на уроках музыкальной литературы один из самых известных " Норвежских танцев"Грига и, конечно же, знаменитую сюиту " Пер Гюнт".При прослушивании " Пер Гюнта" для меня открылся целый мир прекраснейших мелодий:" Утро"," Смерть Озе"," Танец Анитры", " В пещере горного короля", и, конечно же, поэтичнейшая " Песня Сольвейг".Конечно же, всё это я пробовала играть и петь.А "Песню Сольвейг" даже запомнила в двух вариантах перевода.Через много лет к нам в Тюмень приехал на гастроли Новосибирский театр оперы и балета.И мне удалось посмотреть балет " Пер Гюнт".Конечно же, впечатление было очень сильным.
Затем - знакомство с первой тетрадью " Лирических пьес".А там- его любимые гномы(пьеса " Шествие гномов") и эльфы( " Танец эльфов"), красивые вальсы, один из которых я играла на уроках фортепиано.
В училище искусств, помню, продиралась, как через чащу леса,через сложнейшие аккорды, октавы и ритмы, разучивая новые для меня пьесы - " Из юных дней" и " Домой".Потом я увлекалась его романсами и песнями.Очень любила, например, "Сердце поэта" и "Заход солнца".На одном из зачётов по анализу музыкальных произведений мне достался для разбора романс " Люблю тебя!" А однажды услышала в записи совершенно потрясающий, великолепный и блестящий концерт для фортепиано с оркестром.И вот уже много лет то и дело напеваю его главную тему, сразу же запавшую в душу и сердце.Это был тот самый концерт, прослушав который, Ференц Лист назвал Грига " гигантом".
Как-то композитор Чайковский сказал о Григе:
«Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца».Так оно и есть- сколько русских пианистов играли этот концерт, ставший выдающимся произведением в истории музыки!Эмиль Гилельс,Святослав Рихтер,Евгений Кисин, Денис Мацуев...
Интересно, что и русская литература не обошла стороной личность и творчество талантливого норвежца.Через 46 лет после смерти Грига Константин Паустовский написал свою знаменитую " Корзину с еловыми шишками".История встречи композитора Грига с маленькой дочерью лесника Дагни Педерсен скорее вымышленная, чем подлинная, но рассказ этот трогает до слёз.
Немного напомню его содержание.
Композитор Эдвард Григ проводил осень в окрестностях Бергена.Однажды, гуляя в лесу в осенний погожий день, он встретил маленькую девочку, которая собирала еловые шишки.Григ заговорил с девочкой, и в разговоре пожалел, что ему нечего ей подарить: у него не было с собой ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.Но ему тотчас же пришла в голову мысль- сделать ей подарок... через 10 лет, к её восемнадцатилетию.
«Я напишу музыку,- решил Григ.-На заглавном листе я прикажу напечатать: « Дагни Педерсен, дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».
Проводив девочку до дома, он помог ей донести тяжёлую корзину с шишками, а потом пошёл в сторону моря.
Прошло десять лет.Композитора уже не было на свете.А Дагни исполнилось 18 лет.Она закончила школу, и отец отправил её в Христианию( старинное название города Осло)- погостить к дядюшке Нильсу и тётушке Магде.
Однажды вместе с родственниками она пошла на концерт симфонической музыки.И там произошло чудо:она вдруг услышала то самое произведение, которое Григ посвятил ей!Паустовский удивительно эмоционально описывает и рождение этого произведения, и его исполнение, а главное- те чувства, которые девушка испытала в тот момент, когда услышала эту музыку.


"Дагни впервые слушала симфоническую музыку.Она произвела на неё странное действие.Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.
Потом она вздрогнула и подняла глаза.Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, произнёс её имя.
-Это ты меня звал,Нильс?- спросила Дагни дядюшку Нильса, взглянула на него и сразу же нахмурилась.
Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением. И так же смотрела на неё, прижав ко рту платок, тётушка Магда.
- Что случилось?-спросила Дагни.
Магда схватила её за руку и прошептала:
_ Слушай!
Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:
- Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа Педерсен Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.
Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слёзы, но это не помогло.Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.

Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря .Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами.Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки и заставила себя успокоиться.
Да! Это был её лес, её родина! Её горы, песня рожков, шум её моря!
Стеклянные корабли пенили воду.Ветер трубил в их снастях.Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков,в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей,в песню о девушке- в её окно любимый бросил на рассвете горсть песку.Дагни слышала эту песню у себя в горах.
Так значит, это был он!Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками.Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.
Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности.К тому времени музыка заполнила всё пространство между землёй и облаками, повисшими над городом.От мелодических волн на облаках появилась лёгкая рябь.Сквозь неё светили звёзды.
Музыка уже не пела. Она звала.Звала за собой в ту страну,где никакие горести не могли охладить любви,где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.

В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты- счастье,-говорил он.-Ты- блеск зари!»
Музыка стихла.Сначала медленно, потом, всё разрастаясь, загремели аплодисменты.
Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка.Все оглядывались на неё.Может быть, некоторым из слушателей пришла в голову мысль, что эта девушка и была той Дагни Педерсен, которой Григ посвятил свою бессмертную вещь.

« Он умер!- думала Дагни.-Зачем?» Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слёз щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: « Спасибо!»-« За что?»- спросил бы он. « Я не знаю…-ответила бы Дагни.- За то, что вы не забыли меня.За вашу щедрость.За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шёл Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившимся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи ещё лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.
Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от неясного ещё ей самой, но охватившего всё её существо чувства красоты этого мира.
-Слушай, жизнь,-тихо сказала Дагни,- я люблю тебя.

И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал её смех и пошёл домой. Теперь он был спокоен за Дагни.Теперь он знал, что её жизнь не пройдёт даром."
Вот такая история о необыкновенной силе музыки.
Мои ощущения от музыки Грига: после прослушивания , после попытки сыграть или спеть какое- либо произведение всегда возникало чувство необыкновенной свежести, лёгкости и бодрости- как будто бы я умылась родниковой прохладной водой.Григ- сама жизнь, сама весна.
А что же он сам говорил о своих произведениях?
« Бах и Бетховен воздвигали храмы на высотах.Я же бы хотел…строить для людей жилища,в  которых они чувствовали бы себя уютно и счастливо».
Мне кажется, это ему удалось- как никому другому.
Закончить статью мне бы хотелось словами композитора и академика Бориса Асафьева:
« Музыка Грига-музыка чувств, а не музыка о чувстве и не чувственная музыка».
« Григ- избранник, отмеченный ласковой думой о нём человечества».
                15.06.20