А был ли мальчик?

Лидия Дунай
Как давно это было, я уже всё забыла,
и теперь вопрошаю: «Был ли мальчик?» Не знаю...

Да, всё чаще я задаю вопрос: «А был ли Он? А было ли всё то, что произошло со мной - это сумасшедшее чувство и его проявление? А был ли мальчик-то?»

«А был ли мальчик-то?»
Это всем известное выражение употребляется, когда сомневаешься, а был ли сам предмет, который дал повод для беспокойства, для хлопот, для сожалений, когда мучительно чувствуешь вину, когда хочешь оправдать себя в чём-то.

Помню в романе Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» есть это выражение: «Да — был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?» Особенно в фильме этот вопрос очень навязчиво, многократно и незабываемо звучит.

Этот чей-то вопрос услышал Клим в толпе, когда не смог спасти товарища, тонущего в проруби. Клим пытался спасти провалившихся под лёд мальчика и девочку. Он протянул товарищу конец своего гимназического ремня, но, почувствовав, что и его затягивает в воду, выпустил ремень из рук. Тело девочки позже нашли, а мальчика - нет. Клим много лет так и жил с чувством вины за гибель человека. И со временем он начинает всё чаще задавать себе этот вопрос и начинает склоняться к тому, что мальчика не было. Так он пытался избавиться от мучительного чувства вины и оправдать собственную трусость и малодушие.

Есть и историческая версия происхождения этой фразы.

В 1582 году царь Иван Грозный отправил в монастырь свою жену Марию за то, что она не могла иметь детей. Но через некоторое время пришла весть, что царица родила сына Дмитрия. А спустя 8 лет юный цесаревич погиб, якобы случайно напоровшись на нож. Расследовал это дело Борис Годунов, как приближённый царя. Многие обвиняли самого Годунова в смерти мальчика. Ведь после смерти Ивана Грозного Борис Годунов стал бы правителем Руси. Сам он отговаривался так: «А был ли мальчик?», подразумевая, что царица всё выдумала, чтобы отомстить Ивану Грозному и никакого сына и не было.

Интересно, а много ли есть взрослых, поживших людей, которые не задавали никогда себе этот вопрос: «Да — был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?»

Как давно это было, я уже всё забыла,
и теперь вопрошаю: «Был ли мальчик?» Не знаю...


2020. июнь.