Ментон

Любовь Черм
Сегодня, в последний сан-ремский день, у нас поездка для желающих в Ментон. Мы с Олей - желающие. Поэтому, чтобы день не пропал даром, решили спозаранку до завтрака сходить на пляж. Я завела будильник на 5 утра, вместо вчерашних 5:30.

Будильник прозвенел. Еле продрав глаза после вечерней прогулки и посиделок за нашим уютным круглым столом, мы начали, как сомнамбулы, одеваться.

-Что-то на улице очень темно. Странно как-то, - сделала вывод Оля, открыв ставни.

-Ничего странного, - парировала я, продолжая одеваться - вчера в 5:30 еще горели фонари, а сейчас на полчаса раньше.

Мой ответ не развеял смутных подозрений Оли. Она взглянула на часы:

-Мама дорогая! 2 часа ночи!

Это я так умудрилась завести будильник. Мой смартфон, когда заряжается, живет какой-то своей жизнью и интерпретирует все задания по своему усмотрению.

-Может, отоспимся тогда? Не пойдем?

И мы, довольные, плюхнулись опять в постель, тем более, что Оля начала заболевать.

*****

-Сегодня опять берем паспорта, так как едем во Францию, - напоминает утром Лена.

Ментон находится во Франции на границе с Италией. В очередной раз мы видим его сверху.

На догане (таможне) нас наконец-то решили проверить. Только мы открыли рты от любопытства, как сразу их и закрыли: таможенник пробежался, бренча оружием, по автобусу туда-обратно, ни на кого не глядя, и убежал пить свой утренний кофе.

На французской стороне при подъезде к Ментону начались пробки:

-Во Франции 28-часовая неделя, и сегодня, в пятницу уже выходной. Французы едут отдыхать на 3 дня, - выдала нам, обреченным на 40-часовую неделю, французскую пилюлю Лена.

Ментон, или на итальянский манер Ментона - столица Лимонов и один из самых красивых городов французской Ривьеры. С одной стороны от него итальянская граница, с другой стороны - Монако, которому Ментона подчинялась на протяжении 5 веков.

В эти времена князьями династии уже знакомых нам Гримальди здесь были построены укрепления. Уцелевший бастион у самой кромки моря не очень давно был отреставрирован при участии французского художника, поэта и режиссера Жана Кокто, и теперь в Бастионе Гримальди находится выставочный зал,а напротив бастиона в здании необычной архитектуры - музей Кокто.

Старый город расположен, конечно же, на горе и улочками-лесенками спускается к морю. Лигурийские Альпы с севера защищают город от мистраля. В Ментоне особый микроклимат почти без зимы с 316 солнечными днями в году. Один из них выпал на наш приезд и вовсю поджаривал нас на променаде дю Солей, то есть променаде Солнца.

Благодаря теплой и солнечной зиме, обилию цитрусовых, морскому воздуху, настоянному на хвое пиний, город пользовался славой лечебницы туберкулеза. Больные ехали сюда с последней надеждой, которая зачастую не оправдывалась. Мопассан назвал город цветущим кладбищем:

- Всюду вдоль этого пленительного побережья мы в гостях у Смерти. Но она здесь скромна, затянута флером, полна житейского опыта и стыдливости – словом хорошо воспитана.

Город утопает в мандаринах и лимонах, которые дают за год несколько урожаев. Зимой здесь проводят карнавал лимонов.

Поднимаемся к собору Сан-Мишель, построенному на месте более древнего храма, от которого с левой стороны осталась башня. Это последний подъем в гору нашего тура. Жаль. Мы почти уже стали грациозными козочками, скача по горам в 30-градусную жару. Можно сказать, второе дыхание начало открываться.

Город построен на скале, где нет ни одного плодородного кусочка почвы, но местные жители всё равно любовно украшают цветами стены своих домов.

От Сан-Мишель открываются красивые виды на бухту. Это здесь, в Ментоне, Александру Грину привиделись его алые паруса. На малюсенькой площади возле собора устраивают концерты под открытым небом.

В свободное время в Ментоне можно было искупаться или предаться долгожданному шопингу.

Мы с Олей решили заняться вторым, так как Оле было не до купанья. Небеса же помнили её слова о том, что она накупалась вволю, ну, и дабы она избежала соблазна купания, заботливо подняли ей температуру.

Мы 2 раза прошли торговую улочку, 3 раза обошли местный торговый центр вместе и порознь, а потом присели отдохнуть на каменную скамью в тенистом местечке.

Городок оказался очень симпатичным, но так как мы потратили время на покупки, то не осмотрели другую сторону скалы с улочками. Жаль, конечно.

В Сан-Ремо мы вернулись днем. Измученная простудой Оля отправилась в постель, а я отправилась купаться напоследок. Днем народу на пляже много. Поэтому громко поблагодарить море, небо, солнце, Сан-Ремо за подаренный восторг и красоту не удалось. Пришлось всё это высказать вполголоса. Но судя по ответной дрожи в теле, они услышали и благодарность приняли.

Вечером я одна пила вино, а «боевая подруга» Оля стоически сидела за столом рядом с кружкой горячего чая, составляя мне компанию и говоря тосты. Вечер был окрашен грустью расставания с чудесным городом Сан-Ремо.