Пролог

Елена Савёлова
"Кристина не любила длинные нудные тексты,
поэтому Твиттеру предпочитала Инстаграмм"
Весёлое радио


Про Логос, рыночную экономику и отрыв формы от содержания

Будучи организатором и участником разного рода профессиональных событий на коммуникационном рынке страны, в котором основными боевыми единицами выступали СМИ, рекламные компании, бизнес, аналитики и государство, мне постоянно приходилось наблюдать как снижалось смысловое качество контентной части, происходило стремительное сжатие формата подачи информации, где в приоритет ставились форма/кратковременность и яркость презентации товара. А эмоциональный интеллект, способный воодушевить кого-угодно на что-угодно, апеллируя к чувствам аудитории, стал мерилом управления общественным сознанием.

"Промежуточным" звеном между участниками рыночного процесса, между потенциальным потребителем и прибылью компании является внимание возможного клиента к продукции/услугам компании. Именно за эту ценную валюту конкурируют участники системы глобального информационного рынка.

В конкурентных гонках по вертикали нет ничего предосудительного ровно до той поры, пока компания не переходит грань дозволенного в применении средств достижения цели. Вопрос всегда в способах выполнения плана продаж, в приёмах получения желаемых экономических показателей эффективности (KPI), в расстановке приоритетов между ценностями. А если ещё и цель определена не верно, выбранное направление движения в лучшем случае приведёт в тупик, в худшем к полному коллапсу. Это утверждение справедливо как в отношении отдельного человека, так и в отношении любой организационной структуры, будь то первичная ячейка общества, либо человеческая популяция в целом.

Борьба за внимание по мере наводнения рынка услугами и товарами стала приводить к перекосам в сторону "ничего личного, просто бизнес" и манипуляциям общественным сознанием с помощью маркетинговых инструментов, к бесконечным поправкам в ФЗ «О рекламе», лоббирующим интересы рекламодателей, к нейромаркетингу … В ход пошли такие инструменты PR как рейтинги социальной привлекательности, что можно достичь участием в индустриальных лоббирующих сообществах, конкурсах, премиях... Соревнования здоровый инструмент, если социальная ответственность компаний реальна, а не декларативна, а результаты рейтингов не обусловлены рублём.

С усилением конкуренции человек надел маску с усреднённым портретом потребителя и превратился в цель, а продавцы чего-бы то ни было стали напоминать охотников, действующих по принципу «Федя, дичь!». Вкладывающих огромные ресурсы в изучение её наклонностей, предпочтений, мнений, регистрации мест обитания. Рынок спроса стал рынком предложения. Поплавок "дефицит-переизбыток" поменял полярности. Установился диктат потребителя. На поверхностный взгляд. Рынок стал представлять насыщенный солевой раствор, выдавливающий слабых игроков.

Как повели себя сильные мира сего? Вспомнили, что согласно теории социал-дарвинизма выживает наиболее приспособленный, вспомнили поговорку, что победителей не судят и для достижения благих намерений все средства хороши. Началась эпоха осознанного потворствования базовым потребностям и капризам ЦА, предлагающая наживку, на которую дичь клюёт. Лишь бы она обеспечивала рыночный конкур, аплодируя ему рублём. Эта тактика отлова внимания привела к монополизации рынка крупными игроками и когда на поле остались монстры, они к регуляции стали подключать тяжёлую артиллерию в форме государственных органов, у которых проявился собственный (?) интерес, сформулированный в формате ФЦП о переходе на цифровой вещание - весомый шаг на пути к нейроинтерфейсам, чипированию и искусственному интеллекту, к власти неживого над живым, дублей над людьми ...

Борьба за увеличение доли рыночного пирожка на фоне тренда на тотальную цифровизацию начала напоминать сцены из фантастического романа "Дневной дозор". С экранов льётся смысловая пустота, в сетях царит информационный треш, на всех уровнях ужесточаются требования к максимальному упрощению подачи информации, а люди, одуревшие от обилия противоречивых данных, превратились в потребителей инфографики, комиксов, кратких изложений классических произведений для подготовки к ЕГЭ, испытывающих стресс от многа букофф, от слова, не понимая смысла происходящего, не заметив как упаковка стала дороже посылки, не осознавая, что форма рулит смыслом. ДоброВольно становясь управляемыми марионетками в ловких руках невидимых манипуляторов - иллюзионистов.

Здесь уместен печальный анекдот

Приходит однажды Достоевский к литературному редактору получить гонорар за «Бесов», а тот ему:
- Помилуйте, любезный друг мой, Фёдор Михайлович! Да откуда же деньгам взяться? Вы, батенька, своими длинными текстами всех читателей распугали! Вот, к примеру, первое же предложение в романе на целых 4 строчки! Это же кто осилит? Вы меня так разорите, голубчик! Извольте переделать!

- А не пойти ли вам, всем, братцы, ...,- подумал Фёдор Михайлович и отправился в игорный дом.

- А вот и Фёдор Михайлович пожаловал, давненько не появлялся, - подумали читатели…

В какой-то момент я поняла, что не хочу и не буду участвовать в этих празднествах превращения человека в промежуточное звено для перераспределения чьих-то капиталов.

Однажды высказав точку зрения, что задача поднимать ЦА до своего уровня, а не следовать за ней на дно в поисках клада. Участвуя в качестве одного из звеньев этой пищевой цепочки, человек способствует её стабильности и всеобщей дебилизации населения, лично отвечая за каждое неведомое ему последствие. Это утверждение касается СМИ, рекламных/маркетинговых компаний, бизнеса, образования и науки, управления... Всех, кому однажды доверили Право управления людьми, начиная с семьи и заканчивая государством, всех, кто превратился в винтик в системном механизме порАбощения человека. И, разумеется, в первую очередь касается самого человека, ибо каждый для себя решает, участвовать ему в этой цепи или разорвать цепь.

Итак, отказ от СЛОВА, неспособность восприятия и обработки мозгом объёмного текстового материала несёт цивилизации крах. Человек больше чем механизм для достижения чьих-то непрозрачных целей.

С теми же, кто разрешает себе остановиться и подумать в чём смысл жизни и для чего нужны друг другу физики и лирики, делюсь своими «хромающими истинами».

Здесь цикл из четырех статей, которые следует читать именно в том порядке, в котором я их разместила - текст в рекламе, система управления, человек и система, маски. Каждая последующая переосмысливает на новом уровне утверждения предыдущей о таких важнейших составляющих человеческого Со-знания как внимание и воля - малоизученных механизмах, за которые отвечают лобные доли. Именно они дают возможность биороботу с матпотребностями трансформироваться в человека, каким его задумал и создал Творец. А не заказчик).

Logos, управляя моим вниманием, ведёт скозь призму различных дисциплин к неожиданным выводам, демонстрируя принцип работы метанаучного подхода, основанного на ассоциативных связях, абстрактных понятиях и триггерах, запускающих механизм формулировки противоречий, обработки и синтеза информации. Выстраивая логическую цепь от рекламы до причин роста заболеваемости и деградации мозга у человеческой популяции и несущего человечеству опасность искусственного интеллекта.

Траекторию внимания на пути познания природы вещей можно выстроить в виде логической цепи:

накопление информации –- внешний триггер (яблоко познания) – любопытство – ассоциативная связь между событиями - формулировка противоречия - возбуждение центра воображения - поиск дополнительной информации - анализ - синтез - эврика!

В этом коротком алгоритме, объясняющем принцип взаимодействия трёх нейронных сетей в мозге (SN, DMN, CEN), присутствует звено, доступное лишь человеческой психике - связь со СверхСо-знанием, запускающем цепную реакцию мыслительного процесса. Что качественно отличает мозг человека от искусственного интеллекта, представляющего закрытую систему, пусть даже она имеет разветвлённую сеть. И объясняет разницу между решением машины и творчеством, имеющим божественную природу, поскольку является ответом мозга на ту самую искру божью.

Остаётся оценить божественную иронию в истории с яблоком, рухнувшем на голову Ньютона, и заложившем импульс к открытию закона всемирного тяготения. Библия - самый известный учебник истории, недвусмысленно предостерегает человечество о том, как сложно не перепутать запретный плод с древа этики и яблоко познания с древа жизни. За что однажды первые люди лишились доступа к познанию тайн природы бытия.

Иными словами, теряя связь с космическими энергиями, замыкаясь на себя и установки и (не)знания социума, человек может оперировать только имеющейся информацией и уподобляется машинному интеллекту.

Читать будет больно и неуютно, потребуется выйти из привычной зоны комфорта и восприятия наведённой реальности. Но как показывает история, именно этот шаг позволяет снять с себя ненавистную маску чужих ожиданий. Задуматься о собственной индивиДуальности. Как это однажды сделал Господь.

И осознать, что мир един и полифоничен. И, как нас учили древние сакральные знания, действительно стоит на трёх китах, трёх слонах, трёх основах, трёх опорах, трёх законах диалектики:

*единства и борьбы противоположностей - любви
*перехода количественных изменений в качественные - надежде
*отрицания отрицания - вере

Фундаментом диалектического развития человека является большая черепаха– внимание. Открытое миру внимание впитывает информацию, позволяет читать мир как увлекательную книгу. Весь мир – огромная информационная кладовая.

В чём и заключается смысл Учения о Логосе Бога Слово. Учения о сверхсистеме, находящейся над историко - культурологическими контекстами, учения о ценностях, усвоив которые, человек сможет научиться читать эту книгу и жить в гармонии с самим собой и мирозданием.

"Говорящий не знает, Знающий не говорит" (Лао Цзы) ____________

Иллюстрация с просторов Интернета