Век Восемнадцатый лихой, переворотный

Игорь Жуковъ
Век Восемнадцатый: лихой, переворотный,
Петровский, фаворитский, беспородный,
Вознёсший праздно крепостную плеть.
Век – царедворец, бабий, подколодный,
Победных труб Суворовская медь.
Куда не глянь: следы цареубийства,
Измена, подкуп – Европейства нрав;
С амвонов Могилянское витийство,
Остзейское засилие управ.
Век, предвкусивший руское затменье,
Паденье Ольденбургской немчуры,
Гражданский бунт и Веры искушенье
В медвежьих лапах лагерной норы;
Былинный Ржев и стойкий Сталинград,
Салют парадный в день «преображенья»,
Кремлёвского величия распад
И смуту Беловежского растленья,
И лыком шитый «Украинский лад»
Из руской бездны самоотреченья.

Век Ломоносовский, Державинский, Крыловский,
Потёмкинский и Крымско-Новороский;
Век, полюбивший пышный маскарад,
Причуды, рукодельные обманки.
Глядят на нас под Польский неуряд
Левицкого воздушные «смолянки»
И завораживает Струйской взгляд.

Могилянские витии – воспитанники Киево-Могилянской академии, занимавшие подавляющее большинство архиерейских кафедр РПЦ в 18 веке.
Ольденбургская немчура – «Романовы».
«Остзейское засилие управ» – Прибалтийские немцы занимали ведущее положение в управление Росийской ( Ольденбургской ) империи ( около 60% по оценкам Самарина ).
Левицкого «Смолянки» – цикл из 7 портретов юных питомиц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре ( позже – Смольный институт ), выполненный Дмитрием Левицким в 1772–76 годах.
«Струйской взгляд» – имеется ввиду портрет Александры Струйской ( бабушки поэта Полежаева ), выполненный Фёдором Рокотовым в 1796 году.

Представлены 8 полотен Дмитрия Левицкого («Неизвестная в голубом» и семь портретов «смолянок»: Александры Левшиной, Екатерины Нелидовой, Екатерины Хрущевой и Екатерины Хованской, Екатерины Молчановой, Натальи Борщовой, Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдововой, Глафиры Алымовой ); по середине портрет Александры Струйской Фёдора Рокотова.