Тримф недочеловека... Из цикла Рубайат

Какабадзе Манана
Какабадзе Манана
Фурсин Олег.



          Несчастье опустилось на седую голову Его
          в тот  миг, когда Всевышний создал человека,

          Зато безмерным было счастье Сатаны: Он выше
          Бога стал, - создав теорию сверхчеловека.

          Была исполнена борьба извечная Добра и Зла –
          молитвой и смирением … и фарсом, и обманом...

          Тысячелетья минули, века, – и битва Бога с
          Сатаной закончилась триумфом недочеловека.



Рубаи, перенятые из иранского устного народного творчества (фольклорные названия — дубайти, таране), вошли в персидско-таджикскую литературу в IX-X вв. стараниями средневековых поэтов Востока — Ханзале, Рудаки (858-941 гг.), который считается зачинателем жанра, и др.
При краткости поэтической формы рубаи, воплощая в себе глубокие философские размышления и жизненную мудрость поэтов, является философски насыщенным и наиболее емким по содержанию жанром восточной лирической поэзии.
Лирическая тема в рубаи испытывает философское осмысление, притом, первые две стихотворные строки (бейт) представляют собой предпосылку, третья строка — итог, который закрепляется афористическим выражением в последнем полустишии.

 
               

                ***