Окно Овертона - киники и циники

Сан-Торас
Рецензия на «Не знаю, как Вам, лично мне это смешно и мило! -3-» (Сан-Торас)

__________Необыкновенно интересно!!!
Рита Рам   26.06.2020 18:51   



_________Угу - философский отзыв:))


Бог –  не существо, а совокупность  Вселенских законов.

Экс. «Окна Овертона» - Прощай Акрополь!

Свою квартиру-бочку
Философ и аскет.
Покинул в одиночку,
Полтыщи с лишним лет.
С-Т.

Строил киник нищий
Древний Диоген.
В пИфосе жилище,
У Афинских  стен,

Мир глядел из мрака
Как решал вопрос
Киник и собака
Диоген и пёс.

От Дельфийских Пифий
Он  благую  весть
Нёс стирая грифель,
Ибо грифель есть!

Дул  ветрище феном
С четырёх сторон
Спорил с Демосфеном
И с Платоном он

Что же у Платона
Так тебе не в масть?
Окна Овертона -
Жажда низко пасть!

Далека ль  Европа?
Лувры, да  Версаль
Что ж, прощай Акрополь!
Удалясь в даль

Ест  он осьминога ,
Пьёт  из бересты .
И пылит дорога
И дрожат кусты.


Начнём разбивать устойчивые мифы  с бочки!

Строил киник нищий
Древний Диоген.
В пИфосе жилище,
У Афинских  стен,

 - не жил Диоген ни в какой бочке.
Он был КИНИКОМ, кинизм, то есть ЦИНИЗМ  от греческого kynos – собака.
 Собаками,  за аскетизм - (отказ от мирских благ), Диогена называли его  фанаты.
 Он жил в пИфосе (а не в бочке)
Пифос —  большой керамический сосуд, намного больше бочки,  греки  хранили в нём   зерно, вино.
воду, соленую рыбу и проч.
Диоген считал, что для счастья человеку достаточно и глиняного пИфоса.
Увидев, как мальчик пьет воду из ладони, он выкинул свою миску.

Мир глядел из мрака
Как решал вопрос
Киник и собака
Диоген и пёс.

 В античной Греции четвертого века до н.э. цинизм являлся одной из самых передовых философских доктрин 
Киники -циники учили отказу от славы, власти и других искушений.
 Высшим благом  - считалось естество природы.  Человек, подобно животному, не должен испытывать чувства стыда.

Призыв Карла  Маркса:
«Я, Человек и ничто человеческое мне не чуждо!
 
По сути - это лозунг киников то есть:

  «Что дано природой - то  естественно».
Диоген стоял за аскетизм и свободу от материальных ценностей.
. Киники, «имели обыкновение, как собаки, публично предаваться соитию
 ходить босыми, спать на перекрестках».
Такие революционные идеи находили отклик у неимущей части населения Эллады.

От Дельфийских Пифий
Он  благую  весть,
Нёс стирая грифель,
Ибо грифель есть!

Диоген Синопский родился в Синопе, на берегу Понта Эвксинского, моря,
 (так греки называли Черное море).
  Его папаша Гикесий был городским  менялой, менял деньги и попался на сбыте фальшивых монет собственной чеканки.

Диоген был обвинён как  фальшивомонетчик  и удрал с папашей в Афины.
Как мог аскет, альтруист, бессеребреник Диоген попасться на
такой банально-пошлой наживе?

 Скорей всего по недомыслию, ибн заподозрить человека,
проповедующего бескорыстие в корысти, нелепо и нелогично.
  Дело в том, что еще мальчишкой Диоген пошел 
к дельфийскому пИфию - это оракул  из Дельфы, 
(по-моему даже оракульша),
которая предрекла Диогену, что вскоре он  совершит великую  ПЕРЕОЦЕНКУ ЦЕННОСТЕЙ.
 Будущий киниг  понял эти слова в  буквальном смысле и «перештамповал монеты»

Дул  ветрище феном
С четырёх сторон.
Спорил с Демосфеном
И с Платоном он

В Афинах  Диоген пришел учится к Антисфену, ученику Сократа.
 Антисфен - родоначальник КИНИКОВ-ЦИНИКОВ, перетянул палкой Диагена:
- Ты мне надоел! - приставая с ПРОСЬБОЙ - дай мне знания! 
Но  в ответ Диоген  закричал:
- Можешь бить меня, сколько хочешь!
 Но ты не прогонишь меня до тех пор,
 пока как я думаю, у тебя есть что сказать мне!»
 
Диоген быстро приобрел всенародную известность,
он считал любое место «одинаково подходящим и для еды, и для сна, и для беседы»
Диоген не боялся идти против традиций!
 Он не просто критиковал идеи Платона, но  эпатировал его.
Диоген  приходил в гимназию ( место философских бесед)
 на лекции  Платона: приносил  еду, ел и громко чавкал)

Что же у Платона
Так тебе не в масть?
Окна Овертона? -
Жажда низко пасть?!

Окно Овертона  — рамки допустимого с точки зрения общественной морали.

Для киников-циников нет моральных запретов и ограничений.
Они отвергают честь, совесть, стыд и т.п.
Для достижения своих целей способны нарушить
любые приличия и этические нормы.
Окно Овертона- современная технология расчеловечивания людей.
Ибн дурачить людей  просто: и то, что вчера было неприемлемым,
постыдным, ужасным- сегодня оказывается нормальным и обычным.
( ЭТО ПОНЯтНО - каждый сам найдет тому полно примеров)

Античные афторы, свидетельствует о встрече Александра Македонского с Диогеном.
Остановившись возле пИфосе  с Диогеном  полководец спросил:
-  что я могу для тебя сделать?
- отойди, ты застишь мне солнце


Я бы хотел быть Диогеном, рассмеялся царь, если бы не был Александром Македонским
Ну, как Диоген днём с фонарём искал порядочного человека, которого и днём со гнём не найти.

Ест он осьминога,
Пьёт  из бересты.
И пылит дорога
И дрожат кусты.

Одни говорят, что Диоген умер от того что съел сырого осьминога, другие, что он задержал дыхание и задохнулся,
  третьи утверждают, что он умер от укуса собаки.

Что ж камин затоплю,
Буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
И . Бунин.

А теперь читаем экс. «Окна Овертона»
снова:

Бог –  не существо, а совокупность  Вселенских законов.

Давно покинул бочку
философ и аскет.
Недописавши строчку,
Полтыщи с лишним лет,
С-Т.

В пИфосе жилище,
У Афинских  стен,
Строил киник нищий
Древний Диоген.

От Дельфийских Пифий
Он  благую  весть
Нёс стирая грифель,
Ибо грифель есть!

Дул  ветрище феном
С четырёх сторон
Спорил с Демосфеном
И с Платоном он

Что же у Платона
Так тебе не в масть?
Окна Овертона? -
Жажда низко пасть?!

Мир глядел из мрака
Как решал вопрос
Киник и собака
Диоген и пёс.

Далека ль  Европа?
Лувры да  Версаль
Что ж, прощай Акрополь! -
Удалясь вдаль

Ест он осьминога,
Пьёт из бересты.
И пылит дорога
И дрожат кусты.

С добром, Санто.