О творчестве и его истоках

Адела Василой
     Человек существо социальное - за его спиной стоит многовековая человеческая культура во всех её проявлениях. Всё это влияет на него, формирует его личность, а талантливые личности восприимчивей прочих, они жадно впитывают и принимают образы окружающего мира, пропуская их через себя...  В процессе творчества они возвращают миру свои мысли и ощущения, которые возникли в результате  анализа и обработки полученной ими  ранее информации.  Но все люди похожи друг на друга – потому что принадлежат к одному биологическому виду. По этой причине даже гении не могут быть абсолютно оригинальны – думая гораздо глубже и чувствуя острее других людей, они всё же очень похожи на них.  Отсюда и возникает взаимопонимание между творцом и потребителем его творчества – зритель, читатель, слушатель благодарны ему за расширение границ  восприятия мира,  за возможность увидеть его ярче и красочней,  услышать в более широком диапазоне, понять глубже, прочувствовать полнее. 
 
     Взаимопонимание – это основа успешного и конструктивного социального общения, а любые расхождения в понимании тех или иных вещей приводят к большим и малым конфликтам. Можно утверждать, что творчество – это цемент, скрепляющий и оживляющий социальные отношения. Здесь можно вспомнить «девиз» римского плебса: «Хлеба и зрелищ!». Кроме хлеба насущного, человек нуждается в творчестве. И если голод физический порождается желанием насыщения, возникающего под влиянием  инстинкта самосохранения, то голод интеллектуальный возникает под влиянием инстинкта познания, почти столь же древнего, ибо поиск, стремление познать среду, бесцельное на первый взгляд, значительно повышает шансы живого организма наткнуться на  что-то, представляющее интерес.

Коли речь идёт о животных, то предположительно - на пищу. Движение - это жизнь, а движение без побудительного мотива малоэффективно. Любое животное, попав в незнакомую среду, в первую очередь исследует её несмотря на возможную опасность. В какой-то степени инстинкт познания даже сильнее инстинкта самосохранения (хоть и является его следствием) и помогает ему преодолеть страх перед окружающим миром. И чем выше находится наше гипотетическое животное на шкале эволюции, тем более развитым инстинктом поиска/познания оно обладает, тем выше его интеллект. Все мы интуитивно понимаем, что любопытство - несомненный показатель интеллекта. И это качество характеризует наиболее сообразительных животных: дельфинов, обезьян, кошек, собак, енотов, слонов, попугаев, галок, сорок, ворон и прочее, и прочее. Чем больше люди изучают способности и возможности животных, тем больше они убеждаются, что животные умны и сообразительны, что они способны решать задачи, которые часто не под силу даже  среднему человеку. Например, прочтите о попугаях кеа, набрав в поисковике строку:
"Попугай кеа - хулиган, воришка и интеллектуал". Ссылка, к сожалению, не открывается... попробую её поставить в рецензии.
Жители острова Южный (архипелаг Новая Зеландия), эндемиками которого являются попугаи кеа, "соревнуются" с ними в изобретении контейнеров, которые кеа не  смогли бы открыть, но безрезультатно. Счёт пока - в пользу попугаев.
А здесь можно понаблюдать за опытами над животными, раскрывающими их умственные способности:
https://www.youtube.com/watch?v=QzaR2jqh8DI
И дело не только в инстинктах, а и в жизненном опыте, который они способны усвоить и применить, то есть в интеллекте, который помогает справиться с новой ситуацией. Если говорить об этом в терминах компьютерной техники, то инстинкты можем сравнить с встроенной памятью, а опыт - с приобретенной в процессе работы информацией в виде данных и новых эффективных программ. В случае необходимости они "загружаются в оперативную память" и используются по назначению.

Весьма интересно, однако, что животные не так прагматичны, как может показаться - организованные животные способны не только к полезной для них деятельности, но и к игровой, на первый взгляд бесполезной. На самом деле она тоже полезна, перспективе, и служит для обретения детёнышами жизненно важных навыков, а взрослые играют с ними в "педагогических" целях, ради обучения. Мало того, некоторые животные проявляют интерес к творчеству. И если, к примеру, насчёт "рисующих" абстрактные картины животных можно усомниться, понимают ли они того, что делают, то индийские слоны успешно доказали это. Например, индийский слон Суда, который не только рисует, но и подписывает свои картины:
https://www.youtube.com/watch?v=sohpYvyX9LM



Продолжение следует.