Белые снегири 27 -2-

Владимир Остриков Белые Снегири
2. ЭССЕ, ОЧЕРКИ, ПУБЛИЦИСТИКА


ВАЛЕРИЙ ИВАНОВ
(г. Ногинск, Московская обл.)

МОИ ВОСПОМИНАНИЯ. ОЧКИ.

         Удивительные люди живут в глубинке. Думаю, что переехав в крупный город, многие из них утратят часть очень ценных человеческих качеств. Сама среда небольшого поселения заставляет людей объединяться для противостояния неблагоприятным условиям их существования. Это передаётся из поколения в поколение. Многие из них стремятся помочь друг другу.
          В этом я не раз убеждался, посещая мою малую родину. Родился я в деревне Ахтимнеево Талдомского района Московской области, расположенной всего в полукилометре от Талдома. Сейчас она практически слилась с этим городом. Дом наш, построенный ещё в начале двадцатых годов двадцатого века, был крайним, ближе других домов к городу. В этом доме, в котором жил мой дедушка последние 30 лет своей жизни, я и родился в 1942 году. Дед мой, Иван Сергеевич Романов, родился в деревне Бучево в тридцати километрах к северо-востоку от Талдома. Он прожил нелёгкую, полную нужды и лишений жизнь. С девяти лет, после окончания двух классов церковно-приходской школы, был отправлен в Москву на обучение башмачному ремеслу. С детских лет он познал тяжёлую жизнь «в людях», но освоил великолепно мастерство по изготовлению башмаков, особенно он много произвёл детских гусариков и даже в какое-то время после обучения владел своей маленькой мастерской.

        Дедушка путём самообразования достиг многого, написал много хороших стихов. Он перечитал огромное количество книг, более десяти лет был членом, организованном ещё в девятнадцатом веке в Москве поэтом Суриковым, литературно-музыкальном кружке. Деда называют певцом Талдомского края за его любовь к природе родных мест, так ярко и красочно отражённую в его стихах. После его смерти 12 мая 1965 года, с 16 сентября того года, литературное объединение при талдомской газете «Заря» носит его имя. В 1923 -1925 годах в Талдомском районе жил писатель Михаил Михайлович Пришвин. Он познакомился и подружился с моим дедом. В очерке «Башмаки» Пришвин приводит полностью текст стихотворения деда о нелёгком труде башмачника – мастера своего дела. Писал Пришвин о встречах с дедом и в своих дневниках. Дедушка много лет, до самого ухода на пенсию, работал литературным сотрудником талдомской районной газеты «Коллективный труд». 25 января 2016 года на здании редакции талдомской районной газеты «Заря» установлена мемориальная доска моего деда, а с 2017 года проводятся в Талдомской средней школе №2 ежегодные литературные Романовские чтения. Они организуются руководителем Литературного объединения имени И.С. Романова Галиной Андреевной Русаковой.

       В детские годы на школьные каникулы я каждый год ездил из Ногинска с родителями в свою родную деревню к дедушке и бабушке. Я очень люблю свою малую родину – Журавлиную родину, как назвал её Пришвин. Она ассоциируется у меня с чудесными детскими воспоминаниями, родным домом, играми, наблюдениями за красотами природы, походами в лес за грибами. Давно уже нет в живых моего любимого дедушки, он похоронен на старом талдомском кладбище. После смерти дедушки мой родной дом продали, бабушку родители взяли к себе в Ногинск, а через год и она умерла. Родственников у меня в Ахтимнееве и во всём Талдомском районе не осталось, но я часто езжу на свою малую родину. Постоянно мы вместе с женой посещаем могилу деда, ездим на его дни рождения и Романовские чтения в Талдом, заходим в редакцию районной газеты «Заря», в историко-литературный музей, дом-музей Сергея Клычкова в Дубровках. Везде нас встречают радушно: дедушку очень уважали и чтят его память, об этом свидетельствуют и экспонаты музеев.
 
          …Было это 6 августа 2002 года. В этот день мы с женой ездили в Талдом. Чуть более двух часов мы ехали на электричке с Савёловского вокзала до этого столь любимого мной города и сразу после приезда, в 11-30, решили идти на могилу деда. Но неожиданно на вокзальной площади моя Оля вскрикнула: «Валера, оса!». Оказывается её укусила в шею оса. Пришлось идти в аптеку за супрастином – лекарством от аллергии. В Талдоме зашли в редакцию газеты «Заря», я встретился с её редактором. Затем пошли на кладбище, очистили от мусора могилу дедушки. Затем пошли в Ахтимнеево, постояли около моего родного дома. Ещё лет 10 после этого стоял этот до боли знакомый мне дом. Его сломали новые хозяева и на этом месте построили мало похожее на жилой дом длинное одноэтажное сооружение. Но это неприятное событие случилось позже, а в тот день нашего приезда мы зашли ещё в соседний дом. Этот обычный деревенский дом разделён пополам стеной и принадлежал двум хозяевам: родственникам Пименовым. В одной его половине жил мой друг детства Виктор с женой Валентиной, в другой – Нина Сергеевна или тётя Нина со своим племянником Шуриком – моим самым близким другом детства. Отец Виктора, Сергей Сергеевич Пименов, активный член литературного объединения имени И.С. Романова, был моложе моего дедушки на 20 лет. Он был охотником, разводил лис. Сергей Сергеевич писал рассказы, они публиковались в талдомской газете.Нина Сергеевна много лет проработала учительницей, она была настоящим интеллигентом. К 100-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Романова – моего дедушки, талдомская газета «Заря» публиковала в октябре – ноябре 1988 года в тринадцати номерах его воспоминания о своей жизни. Впервые была опубликована его документальная биография «Как поют мастеровые». Кроме этих воспоминаний с фотографиями и некоторыми стихотворениями деда были опубликованы статьи о нём и некоторых литературных сотрудников газеты, в том числе и её бывшего редактора Владимира Павловича Саватеева. Тётя Нина бережно хранила все эти газеты в папке, а в один из дней моего очередного приезда в Ахтимнеево, подарила мне эти бесценные для меня газеты. Тётя Нина при общении с ней встречала нас улыбкой, она хорошо помнила меня в мои детские годы, когда я приезжал летом на каникулы. Она очень тепло отзывалась о дедушке. Его она считала красавцем, который любил людей, природу, ценила его доброту и уважение к людям.
          
         В этот день нашего приезда тётя Нина встретила нас как всегда около своего дома. В свои 89 лет она не только себя обслуживала и содержала около дома большой участок и много там работала, никто ей не помогал. На участке я не увидел сорняков. Её шестидесятилетний племянник Шурик нигде последние годы не работал и своей тёте ни в чём не помогал.
        Повидавшись с тётей Ниной, мы пошли в Талдом. У нас оставалось ещё немного времени: перед отъездом на электричке мы хотели зайти в музей, но случилось непредвиденное происшествие. Чтобы сократить путь мы пошли из Ахтимнеева в направлении пруда по лугу, покрытому густой травой. На лугу у кустов я увидел пасущихся двух коров. Они были привязаны на длинных верёвках. Я решительно, быстро пошёл мимо одной из них, жена шла сзади. Вдруг я услышал её беспокойный крик: «Валера, это бык, он идёт за тобой!». Вместо того, чтобы как-то повернуть, уйти в сторону от быка, я продолжал двигаться вперёд  и наткнулся на корову и побежал назад. В довольно высокой, густой траве я не мог увидеть канаву, в которую и попал. На спине у меня висел большой увесистый рюкзак, который накрыл меня при падении. Превозмогая боль в зашибленных местах: в боку и рёбрах, пытался встать, но опять услышал крик жены: «Валера, бык подошёл к тебе!». Я замер, пытаясь никак не реагировать на быка. По словам жены бык постоял около меня и повернул  назад, а она каким-то образом подошла ко мне и вытащила меня вместе с рюкзаком из канавы. Боль давала о себе знать, я какое-то время испытывал физическое, но в большей степени душевное потрясение, между тем мы с женой медленно двигались вдали от быка. Вдруг я обнаружил на моём лице отсутствие очков и понял, что уронил их при падении. Недалеко, напротив нашего дома, на другой стороне деревенской улицы, был дом хозяина быка. Постучались в его калитку, рассказали историю, происшедшую со мной. Хозяин очень удивился поведению быка и сказал, что он мирно ведёт себя с людьми. Мы вместе с этим человеком  искали в траве мои пропавшие очки, но так ничего и не нашли. Между тем время шло и мы уже не успевали в музей и до отправления электрички оставалось совсем мало времени. Мне было жаль, что очки потерялись: они были хоть и старые, носил их постоянно много лет, очки были  удобные, не тёрли, я их любил. Правда, хозяин быка сказал, что если он найдёт очки, то передаст их тёте Нине и очки я получу из её рук при следующем моём приезде. На электричку мы успели даже с запасом времени и поехали в Москву автобусом, отправившемся сразу после нашего прихода, что нас порадовало.

        На следующий год побывать в Ахтимнееве нам с женой не удалось, но мы ездили 24 октября 2003 года на юбилей дедушки – 115-летие со дня его рождения. День был по-зимнему холодным, но это не повлияло на посещение нами могилы деда и на проведение тёплой встречи в его честь в Доме-музее С.А. Клычкова в Дубровках. Встреча продолжалась долго, сходить в Ахтимнеево не оставалось времени и мы уехали.
        В Ахтимнееве мы с женой побывали через 2 года после прошлого приезда: 29 июля 2004 года. В этот раз с нами ездил мой брат Олег. По приезде в Талдом сразу же посетили Историко-литературный музей, встречались с его сотрудниками. Потом были на кладбище, могила дедушки не пострадала от недавнего урагана, но на дороге, проходящей через кладбище, лежало огромное дерево.

         Побывав на могиле деда, мы отправились в Ахтимнеево. Сфотографировались у родного дома. Нас увидел живший по соседству хозяин быка Грибков и сказал, что мои очки, потерянные в траве в бегах от быка, нашлись и находятся в сельсовете Ахтимнеева. А до этого они побывали у тёти Нины Пименовой, но она полтора года тому назад умерла. Она бережно хранила мои очки, но не дождалась меня и перед смертью просила отнести их в сельсовет и передать мне. Мы зашли к моему другу детства Виктору Пименову, поговорили с ним немного, а его жена Валентина быстро съездила на велосипеде в сельсовет и привезла мне мои любимые очки. Я был очень рад и благодарен людям, сделавшим мне такой чудесный подарок. Очки даже поместили в пластмассовый футляр.

      Я давно уже купил себе новые очки, ношу их постоянно, но те старые, потерянные, найденные и возвращённые мне храню как память о моих замечательных земляках, добрых и душевных людях. Пусть таких людей будет побольше! 
   
                Валерий Иванов.
 Ногинск. 5.05.2020 г.