Не судите

Андрей Леонидович Климов
«Не судите, да не судими будете» (Мф. 7;1)

                В десяти ветхозаветных Божиих заповедях нет заповеди о суде или осуждении. Но поскольку мы живём в новозаветные времена, то Христовы заповеди обязательны для нас к исполнению; надо лишь разобраться со смыслом данной новозаветной заповеди. От сегодняшних пастырей нередко можно слышать фразу: «Только никого не осуждайте!», произносимую таким тоном, который подразумевает, что страшнее «осуждения» и придумать ничего нельзя. Справедливости ради надо заметить, случается порой слышать от того или иного батюшки во время исповеди, (когда каешься в осуждении), что, мол, вы наговариваете на себя, каясь в грехе осуждения, и осуждение – это не совсем то, что мы под ним подразумеваем. Правда, ничего конкретного в плане определения понятия «осуждения» мне лично от священников слышать не приходилось. Остаётся обратиться за разъяснением к святым отцам Церкви.

                «Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь поступки. Мне кажется также, что Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи». (Свт. Иоанн Златоуст).

                «Если все праведные судили, и не были сами судимы, паче же — избраны на духовное служение; то почему же не должно судить, как говорят еретики? Господь сказал: «не судите, да не судими будете», не для того, чтобы мы поступали в чем или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя. Так например: убийцу по Закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков; прелюбодею определяли казнь, как прелюбодею, сами же как кони женонеистовые ржали на чужих жен; татя осуждали, когда сами были похитителями чужих достояний, и оцеждали комаров, велбудов же пожирали». (Свт.Афанасий Великий).

                «Если Он запрещает судить, то на каком основании апостол Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Петр изобличает во лжи Ананию и Сапфиру? Но из дальнейших [запрещений] Он показал, что именно Он запретил, говоря: «Ибо как вы будете судить, так будут судить и о вас». Итак, судить Он не запретил, но научил». (Блж. Иероним Стридонский).

                Итак, критическое мышление, здравая оценка, осуждение греха и обличение зла отнюдь не запрещено заповедью «не судите». А всякая ревность не по разуму, как известно, от лукавого.