Софья Ковалевская и проблема мирового эфира

Зера Черкесова Новеллы
Читала статьи о Софье Ковалевской.
В частности прочла 9-страничный репринт с сайта Российской Электронной Библиотеки брошюра из Ленинской библиотеки с пометкой на печати:"Не копировать". Петр Лавров."О развитой женщине(памяти Софьи Ковалевской)", речь, прочитанная в Париже в годовщину смерти С.Ковалевской, этим виднейшим теоретиком социализма. Очень показательный текст, многое объясняющий с высоты, так сказать, времени. Лавров совсем немного в начале и в конце говорит о С.Ковалевской, а основная часть доклада посвящена вопросу, чему должна себя посвятить так называмема развитая женщина(термин, бывший в ходу и в моде в то время). По мнению Лаврова, развитая женщина должна посвятить себя борьбе за освобождение рабочего класса, даже если у нее есть любящий муж и дети. Именно потому, чтобы ее ребенок потом не спросил: а почему ты, мама, бросила страдающих и угнетенных мира и лелеяла свое семейное благополучие? И пример Софьи Ковалевской тому показателен, Лавров дважды называет ее "социалисткой", посещавшей социалистические собрания в Париже и себя называвшей социалисткой, да и ее повесть "Нигилисты" о той же генерации новых людей. Язык Петра Лаврова классически-ясен и безупречен, но несколько велеречив и тяжеловат на современный слух. Давно хотела почитать П.Лаврова, которого между прочим читала вся российская прогрессивная общественность на грани веков. В том числе Инесса Арманад, в ту пору председательница Московского общества дам-благотворительниц, председателем которого она состояла, как дама из высшего света, жена олигарха, как мы теперь назвали бы ее статус, изысканная светская дама с языками, роялем и всем прочим. Сначала было чтение Лаврова("История мысли", да вот и речь о Софье Ковалевской и задачах развитой женщины в наше время). А потом включение в революционную борьбу. Тюрьмы, ссылки, мезенская каторга, побег, заграничные скитания в политической эмиграции.  Такова зажиигающая умы и сердца сила слова.

Кем была Софья Ковалевская? В чем причины ее судьбы и посмертного возвышения? Теперь ясно, что в первую очередь она стала иконой феминистского движения.
А как математик? В чем состоял ее вклад в науку? Если посмотреть ее научное наследие, оно совсем невелико. А ведь ей ничто не мешало свободно реализовать свои таланты, как это ни странно для женщины  ее времени. Но именно ей было дано всё:и происхождение в аристократической российской среде. Я специально погуглила ее предков, это удивительно сколько выдающихся людей Российской империи были ее предками и современниками - родствениами, друзьями дома. Достаточно назвать имя Федора Михайловича Достоевского, который был частым гостем их дома и едва не женился на ее старшей сестре Анне, но в которого была страстно влюблена Фуфа(Софья). И время, благосклонное к острым духовным исканиям тогдашней молодежи. За границу в университеты тогда устремилось немало русских юношей и также и девушек. Это были первые ласточки в деле высшего образования для женщин по всему миру, хотя Россия в этом запаздывала. На Родине получить высшее образование наравне с мужчинами русские женщины не могли вплоть о Октябрьской революции. Сама Софья Васильевна уже в Швеции не только преподавала в Стокгольмском университете высшую математику(первая женщина-профессор математики!), но и участвовала в создании Высших женских курсов.

Она был  талантливый литератор и журналист-театральный рецензент одно время в Петербурге, с живым слогом, увлекаемостью. Писала романы, повести, театральные рецензии, пробовала писать стихи. Кроме "Воспоминаний детства" и отчасти повести "Нигилистка" - всё это прочно забыто. "Воспоминания детсва" Софьи Ковалевскй хорошее чтение, рекомендую, для отдыха.

Ну а как математические работы, ее главная слава? Строго говоря, С.В.Ковалевская не была первой женщиной-математиком в истории и даже не первая на самом деле женщина-профессор математики, а вторая, по меньшей мере, но в отличие от Марии Аньези, которой был присвоен этот почетный титул профессора - Ковалевская реально преподавала в университете. Женщины-математики и физики, химики до 20 в. истории известны, их горстка, но каждая личность. Мы не станем здесь останавливаться на этой теме. Это другая интересная тема.

А здесь я хотела бы сказать несколько слов о ее научных работах, объединенных и изданных отдельным томом в серии "Люди науки" под ред. акад. С.И. Вавилова, в 1947г., М., Наука, можно скачать в сети.

Я пока прочла лишь кое-что. Язык ее работ весьма изощренный, и специалисты не льстят ее имени, утверждая это. Очень высокий уровень даже для нашего времени.
Самая знаменитая ее работа - это меморандум о вращении твердого тела, отправленый на соискание на конкурсе и удостоенный большой премии Парижской Академии наук. Ковалевская в ней рассмотрела математическую модель третьего случая вращения твердого тела. Но  об этой работе в другой раз. Как и о кольцах Сатурна маленькая работа, как след генетической памяти, может быть, и дань ее прадеду, знаменитому математику-алгебраисту и астроному,  изучавшему движения небесных тел Т.Шуберту, работавшем в России. Это настолько интерсено, что заслуживает отдельных статей, как и о  деде-картографе, чьи учебник по картографии и "Карты Шуберта" имеют практическое значение в геодезии и картографии по сей день.

Гораздо более меня заинтересовала ее небольшая статья, даже заметка, в томе ее работ. Точнее две работы, одна называется "О преломлении света в кристаллических средах", и следом "О  распространении света в кристаллической среде". 

Прочтя их, я поняла отчасти, причины возвышения Ковалевской, хотя нельзя сказать, что она внесла какой-то эпохальный вклад в науку, как немецко-русский ученый колоссального научного масштаба Эйлер с его многотомным собранием трудов, не всё из которого даже еще опубликовано. Или  - как Галуа с 60-страницами рукописи, которыми он и успел обессмертить свое имя накануне роковой дуэли. Эти же статьи С.Ковалевской никто не цитирует и никому не известны, кроме специалистов по истории математики, но даже у например Марка Выгодского, известного педагога -методиста и  историка математики, или другого еще более плодовитого историка математики Юшкевича, я не встречала имени Софьи Ковалевской, сколько-то полно изученного ее наследия.

Вопросы, которыми Ковалевская занималась и то как бы нехотя, публикуя по 1-2 работы в 10-летие объемом в 12 страниц - очень частные, не претендующие на какой-то замах и обобощения. Она скорее демонстрирует в них свой уровень владения предметом, довольно высокий, и остроумие математического мышления, к сожалению, не получившего более масштабных выходов к большим темам.

Но две небольшие статьи о свете показывают уже современному читателю, направление. Ни один ученый не может быть полностью свободным от направения. тренда. Ковалевская вполне в тренде своего времени в этих статьях показывает с с помощью уравнений мат. анализа, разбирая работу франц. инженера-математика Ламе, что объяснить формулы распространения света в кристаллической среде по ее мнению возможно "НЕ ПРИБЕГАЯ К ГИПОТЕЗЕ ЭФИРА", к оотой прибег Ламе. Невольно вспомнишь знаменитое лапласово "Я не нуждался в этой гипотезе!"

И это заключительная фраза в ее статье "О распространении света в кристаллической среде" сказало мне почти всё - о феномене Ковалевской. То же. что феномен Эйнштейна. Для понимающих с полуслова...

На сем остановлюсь.
Еще раз с карандашом перечитать на досуге статьи и попробовать все же заново проделать операции дифференцирования предложенных формул, чтобы решить таки:Ламе или Ковалевская - кто прав? Думаю, это лучше сделать при поомщи современных средств решения  задач высшей математики, а именно WolframAlfa. Или др. программами, которые на раз-два дифференцируют и интегрируют, освободив творчески мыслящих от рутинных вычислений.
Это будет отдельная статья.
 Мы должны перечитать и пересчитать все, что касается темы эфира  и наше поколение должно поставить точку в этом давнем споре.

   05.07.2020 23:53