Потребители

Андрей Леонидович Климов
«Духъ идеже хощетъ, дышетъ, и гласъ его слышиши: но не веси откуду приходитъ, и камо идетъ...» (Ин. 3;8)

                Мы живём в обществе потребления, которое состоит из потребителей, а главное свойство потребителя – потреблять и потреблять, и потреблять всё и вся на свете. Потребители рассматривают даже Божию благодать как объект потребления. Зайдите в любой храм Божий во время богослужения и вы увидите, что храм полон потребителей, пришедших за благодатью. Но благодать Божия - не товар и не вещь, и не предмет потребления. «Стяжавший любовь, - говорит Иоанн Лествичник, - расточил имение, а кто считает, что сохранил и то, и другое, обманывает себя». Господь Бог осеняет благодатью лишь тех, кто служит Христу и отдаёт Ему свою жизнь, силы, талант, душу и сердце, а среди потребителей вряд ли найдутся способные на такую самоотдачу. Дух потребительства сродни духу стяжательства, охватившему нынче весь мир. Дух Святый никак не совместим с потребительством, но сей простой факт выше понимания рядового потребителя, заполнившего сегодня все храмы Божии. Дух стяжательства разлагает Церковь изнутри, дело дошло почти до повсеместного кощунственного манипулирования со Святыми Дарами, а потребителям и дела нет. Их аргумент убийственно прост и сводится к тому, что Кровь Христова всё равно остаётся Кровью Христовой, главное, что они имеют возможность причащаться, получать благодать и пользу, «потреблять» духовные ценности. Но им и невдомёк, что благодать «идеже хощетъ дышитъ» и отнюдь не подчиняется потребительской логике.