Книжка русских рецептов для сына

Александра Болтовская
Когда мы эмигрируем, мы перевозим с собой наши привычки. Самая сильная привычка - пищевая. Человек никогда не сможет забыть тот самый "вкус детства", и куда бы ни забросила нас судьба, мы будем искать привычные нам продукты и готовить те блюда, которые любили на родине. Пищевые привычке неискоренимы. Африканки буду жарить бананы, узбеки будут готовить плов с зирой, русские будут печь пирожки с капустой и варить борщ.
Именно здесь, в эмиграции, я в полной мере ощутила себя русской. Я научилась готовить кабачковую икру, вспомнив, как мы это делали с бабушкой. Я овладела сложным искусством печь пирожки из дрожжевого теста, научилась солить капусту, освоила самые сложные рецепты, которыми не интересовалась, когда жила в России.
Год назад мой старший сын переехал жить в Англию, вместе с женой, и скоро у них родится ребенок. И вот недавно сын попросил: Мама, пришли мне рецепты из кабачков и патиссонов, расскажи, как ты готовила то, вкусное, что мне нравилось? - Я много всего готовила из кабачков, получится целая книжка.
Я стала вспоминать: что же такое я готовила из кабачков... Во-первых, жареные кабачки, просто натуральные. Во-вторых, жареные в кляре, обвалять во взбитом яйце, затем в муке, обжарить. В-третьих, кабачковые оладьи.
Кабачковая икра. Мы с бабушкой заготавливали её в огромных количествах, кабачки были свои, с огорода, и на зиму у нас всегда была запасена целая батарея полулитровых банок.
Помню, однажды бабушка захандрила, слегла, стала говорить, что "снилась мама, значит и мне пора", ну прямо совсем. И тут нежданно-негаданно приехала из Украины её сестра, без письма или телеграммы. Бабушка прямо вся ожила, даже заплакала от радости, и "помирать раздумала". Это был незабываемый, чудесный день, как победа жизни над смертью.
 А дело было ранней осенью, кабачки ещё были. Сестра живо подняла бабушку с постели, затеяли готовить кабачковую икру. Две великие хозяйки - бабушка Вера и её сестра Люба - засуетились на кухне.
Ну, так, как её делала бабушка с сестрой - сначала обжаривать каждый кружок кабачка, потом проворачивать через мясорубку, и то же самое с помидорами и другими ингредиентами: лук, морковь, чеснок - я не делаю, очень трудоёмко. Хотя именно таким способом икра получается настоящей икрой - крупинками.

Я же делаю икру из кабачков "ленивым способом": нарезаю кабачки на кусочки и тушу в самой большой кастрюле, а в другой - лук, морковь, паприку, помидоры. В самом конце добавляю чеснок, концентрированное томатное пюре, нарезанный укроп и орегано, а также специи - смесь сушеных травок. Кабачок сам по себе очень нейтральный овощ, и он принимает вкус и аромат того, что к нему добавить. Потом соединяю содержимое обеих кастрюль, измельчаю миксером, солю, перчу, добавляю по вкусу пряностей, если получилось пресно, ещё раз провариваю смесь, и потом уже заливаю в стерилизованные баночки.
И каждый раз вспоминаю бабушку. Для меня она всегда жива.
Вот теперь и мой сын "подсел" на кабачки. Видно, привила я ему "русский вкус". Так же как и русский язык. Со своими детьми он планирует разговаривать по-русски.
В Бельгии много говорят об интеграции. Для всех новопришлых организованы курсы интеграции, каждый эмигрант обязан их пройти. Я всё это понимаю: мы должны уважать порядки и законы той, страны, которая стала нашим домом.
Но вот слово "интеграция", какое слово! И если подумать, само по себе нереально. Я уважаю строй и порядки этой страны, моей второй родины, но я никогда не смогу, да и не хочу интегрироваться здесь, раствориться и быть, как все. И это невозможно. И ненужно. Раз я живу в Бельгии, должна ли я забывать родной язык, родную кухню? Нет и ещё раз нет! К чёрту такую интеграцию.
Наоборот, здесь я четко ощущаю себя тем, кто я есть, я чувствую свои корни, и я буду держаться их. Это делает меня сильнее, а жизнь моих близких - богаче и красочнее.