Белые снегири 27 -9-

Владимир Остриков Белые Снегири
                8.РАССКАЗЫ

 ВАЛЕРИЙ ИВАНОВ
(Московская область, г. Ногинск)

«Белая ворона»
                Рассказ

            Будучи уже два года на пенсии, один из которых, он всё-таки отработал, Андрей Петрович Васильев задумался о своём будущем. Андрей Петрович, романтик в душе, мечтал: «Хорошо бы стать учителем, осуществить новое, интересное не только для себя, но и для других. Ведь дети очень восприимчивы к чему-то необычному, а им надо передать самое важное, хорошее, что хранится в твоей душе». Отец мечтателя был учителем. Его заработка едва хватало на то, чтобы прокормить троих детей, родившихся в военные годы. Пётр Георгиевич,- так звали учителя, говорил своему старшему сыну, когда тот учился в десятом классе школы:
        - Андрей, учителем я тебе быть не советую. Работа очень нервная, она не для твоего характера. Эти слова остались навсегда в душе Андрея Петровича, но с тех пор прошло много времени. Андрей Петрович хорошо закончил школу, а затем и институт, стал инженером. На должности инженера-конструктора он успешно проработал много лет, до самой пенсии, получил высокое звание «Ветеран труда». Инженерная творческая работа приносила ему радость. Он часто вспоминал об этих своих счастливых годах, о своей увлекательной работе, о своих детях. У него были две дочери. Вторая из них родилась тогда, когда первой уже шёл девятый год. Ожидая первого ребёнка, Андрей Петрович готовил себя стать достойным отцом. Он изучил труды великих педагогов прошлого, познакомился с методами воспитания детей – работами  известных, знаменитых современников. Своих дочерей он учил быть добрыми, любить людей. Он подготовил дочерей к школе, с ранних лет они уже читали самостоятельно, а в школе учились отлично. В школе он был единственным мужчиной из членов родительского комитета. Обе дочери закончили институты: первая – институт культуры, вторая – педагогический институт. Васильев вспомнил, как он рассказывал своим детям сказки. Особенно их любила слушать двухлетняя Таня – старшая дочь. Вечерами, перед сном, она в своей кроватке просила его рассказать ей сказку.
      - Папа, расскажи сказку, - жалобно просила она и в её глазах зажигались счастливые огоньки в ожидании чуда. Он быстро сочинял каждый раз новую сказку. Дочь слушала внимательно, а иногда и сама вставляла что-то своё. Это коллективное творчество, каждая сказка имела счастливый конец и ребёнок быстро засыпал.
        Васильев в детстве часто болел, даже получил инвалидность по сердцу, но благодаря своему упорству, настойчивости, он перестроил свою жизнь, стал совершенно здоровым человеком. Через полгода он превратился в атлета. Врачи удивились результатам его обследования и быстро сняли инвалидность. Васильев полностью изменил свой образ жизни. Он занялся оздоровительным бегом: бегал ежедневно, постоянно увеличивая длину дистанции. После нескольких лет упорных тренировок стал участвовать в соревнованиях на марафонской дистанции. Он изменил своё питание. Основу его рациона составляли свежие овощи и фрукты. Андрей Петрович много лет изучал народную медицину, собирал и использовал лекарственные растения. Для своего оздоровления он применял классическую музыку. Особенно ему нравился Моцарт. Васильев в течение многих лет собирал книги по здоровому образу жизни, прочитал и изучил труды учёных и практиков, испытавших на себе свои целебные методики.
          Накопив большой личный опыт, Андрей Петрович решил поделиться им с людьми. Он создал в своём городе клуб здоровья. Его с удовольствием стали посещать люди пожилого возраста. Но ведь здоровье человеку надо укреплять с рождения всю жизнь. Он мог бы передать свои знания детям на школьных уроках. Эта мысль преследовала его, но как её осуществить? И вдруг Васильев вспомнил, что существует школьный предмет под названием ОБЖ – Основы безопасности жизнедеятельности. Предмет его заинтересовал, он познакомился с изучаемыми там темами.
          Как романтик в душе он представил себя в роли учителя ОБЖ. С первого урока он будет рассказывать своим ученикам о здоровом образе жизни, приобщит их к физкультуре, оздоровительному бегу, классической музыке. На уроках помимо обязательной программы дети получат знания по народной медицине, здоровому питанию.
         Мечты…, мечты…, но как сделать так, чтобы они сбылись? Кончалась весна, приближалось лето, до начала нового учебного года оставалось совсем мало времени. Васильев обзвонил многие школы города, но ему ответили, что учитель по ОБЖ у них есть. И вдруг он вспомнил, что в городе есть частная гимназия, связался с её директором, не надеясь ни на что, рассказал о себе, о своём образовании, образе жизни. Неожиданно Людмила Степановна, так звали директора, ответила, что она хочет с ним встретиться.
       В назначенное время Васильев пришёл в это учебное заведение. Директор была в своём кабинете. С первого взгляда Людмила Степановна ему не понравилась: её лицо было хмурым, во всём её облике было что-то отталкивающее. Он стоял перед женщиной лет сорока пяти, уже утратившей многие привлекательные черты молодости.
       - Андрей Петрович! - обратилась она к Васильеву.- Нам нужен учитель по ОБЖ. Этот предмет у нас преподавала учительница по физической культуре без всякой программы и учебников. Её ученики на её занятиях не получали знаний по этой дисциплине. Нам нужен учитель, который бы помог ребятам полюбить этот предмет. Сможете ли Вы это сделать?
Васильев немного подумал и ответил:
     - Я постараюсь научить ребят тому, что им поможет быть здоровыми, не теряться в сложных и чрезвычайных ситуациях, совершать обдуманные действия.
    - Хорошо! – ответила директор. – Между прочим, я Вас часто вижу на Ваших пробежках, в том числе и мимо окон нашей гимназии. Мы Вас принимаем. Но к началу нового учебного года Вам необходимо купить учебники по ОБЖ, их в гимназии нет, и написать программы для 5 -9 классов.
     С радостью воспринял Андрей Петрович слова директора. Лихорадочно в его сознании пронеслись мысли одна интереснее другой. Он вспоминал теоретические и практические занятия в институте по гражданской обороне, лекции на военной кафедре. Васильев горячо взялся за работу. Он купил нужное количество учебников по Основам безопасности жизнедеятельности для всех классов. Дома он читал учебники и одновременно составлял планы работ по каждому из классов в зависимости от изучаемой темы. Но учебников было недостаточно и Васильев добавлял к изучаемым темам материалы по здоровому образу жизни, правильному питанию, рассказы о целебных свойствах классической музыки. Всё лето настойчиво работал Андрей Петрович над своими планами и концу августа они были полностью готовы.
       Первое сентября в том году, как и последние августовские дни, выдалось тёплым и солнечным. Словно сама природа не спешила прощаться с уходящим летом и продолжала радовать души людей. Как всегда день начала нового учебного года – большой праздник для детей и взрослых, он начинается в учебных заведениях торжественно. Васильев вспомнил как начинался его первый  день учёбы в школе. В тот день он пришёл вместе с отцом на школьный двор, первого сентября и тогда был большой праздник. Кто-то поздравлял собравшихся детей, кто-то говорил добрые слова. И вдруг, как по команде, все куда-то исчезли, ушёл и его отец. Он остался один во всём огромном дворе и его охватило чувство, похожее на страх. Но, к счастью, к нему подошёл высокий, худой человек. Он взял Васильева за руку и, войдя в здание школы, повёл его по широкой лестнице на второй этаж. В длинном коридоре его спаситель открыл одну из дверей класса и спросил у подошедшей учительницы: «Ваш мальчик? Мой,- ответила учительница». Потом Васильев узнал, что его провожал директор школы.
         Много лет прошло с тех пор, а школьные праздники в этот особый день продолжались постоянно. В свой первый учительский день Васильев постарался придти пораньше, чтобы найти подходящее место во дворе гимназии. Но к его приходу большой, просторный двор учебного заведения был уже наполовину заполнен людьми. Дети с родителями, а некоторые из них с дедушками и бабушкам быстро заполнили двор гимназии. У всех весёлые, радостные лица. Здесь и робкие первоклассники, и важные будущие выпускники, и ученики других классов, у них в руках цветы. Радостный Андрей Петрович стоял вместе со всеми учителями гимназии. Дети вручают им цветы. Директор поздравляет всех с началом учебного года, называет учителей и преподаваемые ими предметы. Из её уст Васильев услышал и свою фамилию. Да, теперь начинается новая, ещё таинственная для него сфера деятельности. Как сложится его дальнейшая судьба? Но пока было счастье. Его нежно обнимали ласковые лучи солнца.
         Первого сентября после торжеств во дворе в школах проходят знакомства учителей со своими учениками. Педагоги рассказывают детям о предстоящих занятиях, ученики записывают на уроках первые домашние задания. Так поступил и Васильев. Но его подстерегала неожиданность: уроки по ОБЖ в расписании занятий поставили последними, а первый урок у него с пятиклассниками. Если ребята последующих классов уже знали что такое ОБЖ, то пятиклассники совершенно не были знакомы с этим предметом, им надо было объяснять с первого урока что это за предмет. Ученики встретили своего учителя дружным вставанием. Андрей Петрович, поздоровавшись с детьми, обратил внимание, что они с первых его шагов внимательно следили за ним. Его изучали десятки любопытных глаз. Дети – великие психологи и каждый ребёнок тонко чувствует все особенности характера учителя. Каждый ученик, изучив слабые и сильные стороны педагога, ведёт себя так, как ему выгодно.
      Васильев начал свой рассказ осторожно, пытаясь понять настроение учеников:
   - Дорогие ребята! – сказал он. – Поздравляю вас с началом нового учебного года и с началом изучения нового предмета! Основы безопасности жизнедеятельности вы будете изучать 5 лет. Предмет этот очень важный, очень нужный каждому человеку на протяжении всей его жизни, поэтому и изучается так долго. Каждому из вас необходимо завести рабочую тетрадь для выполнения домашних заданий. Изучаемый материал из учебников я буду дополнять своими рассказами о здоровом образе жизни, о правильном питании, чудесной классической музыке. В классе тишина. Андрею Петровичу показалось, что все двадцать учеников внимательно его слушают, и он продолжал свой рассказ.
     На следующий день Васильев занимался с шестиклассниками, потом с учениками седьмого, восьмого и девятого классов. У всех – ОБЖ это завершающий учебный день предмет. После напряжённого изучения в течение дня математики, русского языка и других предметов, пяти – шести уроков, дети приходили на седьмой урок к Андрею Петровичу. Они устали, им требуется отдых, расслабление, а от них требуют продолжать активно изучать предмет. Если пятиклассники впервые столкнулись с такой ситуацией, то ученики других классов каждый год на ОБЖ активно отдыхали и руководство школы об этом знало. Однако и в этот раз, не смотря на все просьбы Васильева перенести его уроки на более ранние часы, всё осталось по- прежнему.
     Тем не менее, после первых уроков во всех классах Андрей Петрович постепенно втягивался в работу. Он тщательно готовился к каждому уроку и добавлял к ним что-нибудь по здоровому образу жизни. В рабочих тетрадях ученики рисовали по его просьбе  овощи и фрукты и писали об их полезных свойствах. Эти тетради Васильев проверял и выставлял оценки, которые он снижал и за допущенные грамматические ошибки. Его удивляло то, что ошибки делались даже в простых, обычных словах, встречались у многих детей. Учительница русского языка однажды сказала Андрею Петровичу:
- Почему вы снижаете оценки в тетрадях учеников за грамматические ошибки? – Делать это вы не имеете права! - Оценки за грамотность выставляю я. Васильев подумал, что учительница неправа. Наоборот, он считал, что она должна его благодарить за помощь. 
  Общая оценка складывалась у ученика из его домашних работ и ответов на уроках. Начало своей учительской деятельности Андрея Петровича удовлетворяло, хотя ему назначили  мизерную оплату, объясняя это тем, что у него не было педагогического образования. Но деньги не были для него решающим событием, главное, что он мог реализовать свои творческие планы, отдать детям то хорошее, чем он хотел поделиться.
      Всякое случалось на уроках. На одном из них, в седьмом классе, Васильев рассказывал, как обычно, что-то интересное и ему казалось, что ученики внимательно слушают рассказ. Вдруг мальчик, сидящий за первым столом, залез под него и лёг на пол. Андрей Петрович был изумлён, прервал свой рассказ и подумал: «Что это значит? Может таким образом ученик выражает свой протест – продолжал предполагать он». Наконец Васильев заговорил. Обращаясь к странному ученику он сказал:
        -  Карасёв, что с тобой случилось? - Вылезай из-под стола. Если ты заболел, то мы вызовем врача, если нет, то под столом лежать во время урока не лучшее место. Тем более пол холодный, можно простудиться. Класс замер в ожидании ответа товарища. Карасёв , вероятно, обдумывал как ему поступить. Учитель продолжал:
        - Карасёв! –весь класс ждёт. Я не продолжу урок, пока ты не ответишь.
        - Андрей Петрович!- начал ученик. – Под столом очень удобно слушать ваш рассказ. Никто меня не отвлекает, я здесь лучше запоминаю. Услышав эти слова, Васильев сказал:
       - Хорошо, лежи!- Но на следующем уроке я проверю твои знания.
 Васильев долго не мог заснуть в эту ночь, обдумывая случившееся на уроке. Он знал, что выгнать из класса провинившегося ученика он не мог: гимназия частная, родители платят за обучение детей и наказывать нельзя. А как поступать ему в таких случаях?  На следующем уроке, выйдя к доске, Карасёв чётко ответил на все вопросы Андрея Петровича. Получив пятёрку, в этот раз под стол он уже не полез. Наверное, тяжело ему досталась столь высокая оценка, пришлось усиленно позаниматься дома. Уже потом Васильев узнал, что дети, в отличии от взрослых, могут легко усваивать материал, находясь в разных, казалось бы неудобных для этого позах.
     Время шло, занятия продолжались. Труднее всего было на уроках со старшеклассниками. По многолетней привычке ОБЖ они не считали предметом, задания выполняли плохо. Если Васильев обращался к ученикам с вопросом по изучаемой теме, то часто слышал в ответ:
     - Спросите Кошкину.- Она отличница, всё знает. И Кошкина всех выручала. У неё и рабочая тетрадь была оформлена лучше, чем у других, и писала без грамматических ошибок. Её мама – Елена Михайловна, работала учителем математики в этой гимназии и была завучем. Ученики её любили и многим из них она давала знания, позволявшие поступить в престижные вузы. Васильев иногда советовался с ней, просил  помочь ему как начинающему педагогу. Однажды он признался, что работать ему становится всё труднее из-за того, что ученики не хотят заниматься. Ставить им хорошие оценки он не может, не позволяет совесть. Завуч, немного подумав, сказала:
      - Андрей Петрович! –Я Вам сочувствую, вижу, что Вы начали обучать детей по своему оригинальному плану. Вы задумали сделать много интересного, но сразу всё не получится.
 - Нет! – сказал Васильев.- Я встретил здесь такие неожиданности, о которых я не предполагал. Наверное мне лучше всего уволиться.
- Увольняться я Вам не советую, - ответила завуч. – Поработайте, всё наладится. С тяжёлыми мыслями возвращался домой Васильев. Он напряжённо думал, как ему поступить. Приближалось окончание первой учебной четверти, кое-что из задуманного ему удалось сделать, но многое не получалось. Попробовал он заниматься с учениками одного из классов парадоксальной дыхательной гимнастикой Стрельниковой. Сначала Андрей Петрович долго рассказывал детям об этой целительной гимнастике, показал технику выполнения упражнений. Но, когда приступили к практической части, многие ученики отнеслись к упражнениям «спустя рукава», выполняли их нехотя, вяло, неправильно, а один мальчик пытался их делать не стоя, а лёжа на столе. Васильев очень хотел, чтобы на переменах между уроками в гимназии звучала классическая музыка. Руководство гимназии об этом знало, не возражало, но ничего не менялось и радиоузел не транслировал чудесные целебные мелодии Моцарта, Гайдна, Шуберта, Чайковского и других композиторов. Предлагал он своим ученикам выходить вместе с ним на оздоровительные пробежки, но это предложение не вызвало у детей энтузиазма и бегать они не захотели.
       О всех своих наболевших проблемах Васильев уже не раз пытался рассказать директору гимназии. Каждый раз, встречая её случайно на переменах, он просил поговорить с ним. Но время шло, Людмила Степановна в своём кабинете всегда была чем-то занята и его не принимала.  Занятия с учениками у Васильева продолжались, но к нему на уроки неожиданно стали приходить какие-то люди, садились за последние столы. После урока, ни слова ему не говоря, они уходили. Он понял, что его проверяют. Успеваемость во всех классах по его предмету была невысокая. Скоро нужно было подводить итоги первой четверти и ставить оценки за неё. Один из его учеников, семиклассник Королёв, получил за ответ на уроке тройку. Направляясь с недовольным видом к своему столу, он остановился и, повернувшись, глядя в глаза учителю, сказал:
   - Андрей Петрович, - я отличник и иметь тройку по ОБЖ не хочу. –По этому предмету у меня тоже раньше всегда были пятёрки.
   - Хорошо! - Согласился Васильев. – На следующем уроке я тебя опять попрошу рассказать по этой теме, подготовься получше. Действительно Королёв в следующий раз знал больше, выступил лучше, но пятёрки, по мнению учителя, он не заслуживал. Он хотел поставить ученику четвёрку, но тот стал его умолять и настаивать на отличной оценке. И Васильев сдался. Впервые он поступил вопреки своей совести, заключил с ней сделку. Ученики заметили его нерешительность, растерянность, неуверенность.
   Но самое неприятное для него событие случилось в один из последних учебных дней четверти. Во время урока в седьмом классе все ученики вдруг вскочили со своих мест и окружили Васильева. Они требовали показать им классный журнал и их оценки в нём. Учитель пытался успокоить учеников, просил их вернуться на свои места, но они не отступали и все наперебой стали требовать от него поставить им отличные оценки. Особенно усердствовали девочки. Урок был сорван. Дождавшись окончания урока и ухода учеников, расстроенный Васильев хотел немедленно пойти к  директору и рассказать о случившемся. Но в класс зашла одна из его учениц и сказала:
    - Андрей Петрович!- Вы поступаете с нами неправильно, ведёте себя очень осторожно, мягко, ученики плохо Вас слушают, нарушают на уроках дисциплину. Не так нужно с нами обращаться. С нами нужно поступать жёстко. Заставить всех сидеть тихо на уроках, внимательно слушать Вас. Ничего не ответил Васильев девочке на её в чём-то справедливые слова. Он вышел из класса и пошёл по длинному коридору гимназии, дошёл до лестницы с первого на второй этаж, где был расположен кабинет директора. Однако, чтобы подняться по этой лестнице ему пришлось немало потрудиться. На всех ступеньках в разных странных позах лежали ученики. Они словно застыли на месте и перешагивать через них Васильеву было непросто, он едва находил на ступеньках крохотные свободные места.  Этот поступок детей так удивил учителя, что он никак не мог понять зачем они это сделали. «Может это был протест? – Задал он себе вопрос». Кабинет директора был заперт, вероятно, что она уже ушла домой. И опять его попытка встретиться с Людмилой Степановной была неудачной. Расстроенный Андрей Петрович отправился домой, на ходу продолжая обдумывать случившееся. Он решал вопрос о том, нужно ли дальше работать в гимназии или уйти и спокойно продолжать жить для своего удовольствия. В эту ночь Васильев плохо спал, ведь утром ему надо идти в гимназию и провести с учениками последний урок первой четверти.
        Первая четверть продолжалась всего чуть более двух месяцев, но Андрею Петровичу показалось, что в гимназии он работает очень давно, много лет. Он вспомнил тот счастливый день в своей жизни, когда первого сентября стал учителем. Вспомнил, как в кругу детей и взрослых во дворе гимназии его обнимало своими тёплыми лучами яркое, ласковое солнце. Тогда у его были самые светлые, радостные мечты…
      Но в этот раз настроение у Васильева было совсем другим. Радость ушла, а мысли стали тусклыми, настроение было пасмурным, оно гармонировало с хмурыми осенними днями начала ноября. Солнце в эти дни редко выглядывало из-за тёмных туч, посылающих на землю холодные дожди и даже снежные хлопья. Пасмурным и холодным был и тот день окончания первой четверти. Едва Васильев переступил порог гимназии, как его пригласили зайти в кабинет директора. Людмила Степановна ждала учителя для серьёзного разговора с ним.
- Андрей Петрович! – обратилась она к вошедшему Васильеву. – Почему все ученики плохо успевают по вашему предмету?- Их родители, многие из которых известные, заслуженные люди в городе, жалуются мне на вас. Вы ставите их детям плохие оценки. Родители платят за обучение детей немалые деньги. По ОБЖ плохих оценок до вас у наших учеников никогда не было. Я вынуждена с вами расстаться. Пишите заявление об увольнении по собственному желанию или я уволю вас за несоответствие занимаемой должности.
- Заявление я напишу,- начал Васильев. – Но всё же я скажу вам несколько слов напоследок. –Людмила Степановна! – продолжил он. Я за короткое время сделал немало для гимназии для того, чтобы ОБЖ стал настоящим, полноценным предметом: купил учебники, разработал новые программы, ввёл рабочие тетради. На занятиях приучал детей к здоровому образу жизни. Не всё у меня получалось, но я искал как преодолеть возникшие трудности и проблемы. Неоднократно я пытался с Вами встретиться и ответить на возникшие передо мной вопросы. Но Вы всегда были заняты, а встреч со мной избегали. Оценки ученикам я ставил объективно, за их знания. По-другому я не могу, сделок со своей совестью не делаю.
      Сказав эти слова, Васильев быстро написал заявление и отдал директору.
 Дети, его ученики, как- будто чувствовали, что их учитель увольняется: при встрече с ним в стенах гимназии вели себя тихо, вежливо здоровались. А семиклассник Королёв, которому Васильев всё же поставил пятёрку за четверть, встретил его у самого выхода из гимназии. В руках ученик держал большой, красивый букет цветов.
  - Андрей Петрович! - Обратился он к учителю.- Когда мы будем бегать? Васильев молчал.  Опустив голову и немного подумав, Королёв протянул букет Васильеву и сказал тихим голосом: - это Вам. Васильев букет не взял. Он не поверил искренности ученика и подумал, что букет у Королёва в руках оказался случайно и предназначался кому-то другому.
    По дороге домой Андрей Петрович всё время думал  о своей неосуществлённой мечте и не мог понять свои ошибки. Дома неожиданно ему пришла интересная мысль. Он вспомнил, что в некоторых центральных газетах и журналах, которые он с интересом читал, в разделе «Здоровый образ жизни» существует «Клуб белых ворон». «Белые вороны» - необычные люди, ведущие на взгляд окружающих, странный, отличный от всех образ жизни. Они лишены вредных привычек, занимаются самооздоровлением. Таким человеком был и Васильев. Андрей Петрович опять вспомнил, как остался в одиночестве во дворе школы при поступлении в первый класс. «Вот когда я уже был «белой вороной»,- подумал он». Потом он ещё вспомнил, что «белой вороной» он был уже в детском саду. Там во время танцев под музыку, когда все дети кружились, он почему-то во время своего танца всё время высоко подпрыгивал.  «Белой вороной» он был всю жизнь. Таким Васильев был и среди учителей гимназии и для своих учеников. Опять он вспомнил предупредительные слова отца и подумал: «Да, отец был прав». Тем не менее, Васильев не унывал: ведь у него много друзей и не все они «белые вороны». Ещё много лет на улицах города ему встречались бывшие его ученики и всегда с ним вежливо здоровались.
                Валерий Иванов. Ногинск.  19.07. 2020 г.