Отходит. Глагол и жизнь

Гладнева Ольга Антоновна
               

   Синонимы или омонимы эти казалось бы абсолютно одинаковые глаголы, но с разным смысловым значением в разном контексте,  в разных случаях: отходит – отходит.
  Что кроется за этими глаголами, точнее, что мы имеем в виду, какой процесс или состояние, произнося эти слова?
  Например, в предложении: «Корабль отходит от пристани.» То есть – отчаливает. Глаголом обозначаем процесс удаления, перемещение в пространстве.

  То же самое в предложении: «Поезд уже отходит, надо поспешить, хоть с перрона на прощание помахать букетом роз.»  Отходит, т.е. -  удаляется.

  А вот   в предложении, поясняющем проблеск надежды тяжёлого состояния попавшего в ЧДП: «Кажется, отходит – криз миновал. Минут пять – шесть и придёт в себя» - глагол «отходит», как-то в переносном значении обозначает «отход» от боли, от смерти попавшего  в аварию и ПРИБЛИЖЕНИЕ, возвращение его к жизни!

  А в другой ситуации, наоборот, мы этим же глаголом обозначаем отход, удаление от жизни, как бы медленное прощание со всем и всеми в этом жизненном мире:

  Ну вот как ныне  случай:
  Иду на базар – огурчиков купить и засолить, чтоб – малосольные, с картошечкой… А то сезон пройдёт и не попробуешь. Опять эти с уксусом маринады в сельпо брать? Нет! Куплю огурчиков, укропу… Листики хрена вчера сама нарезала на своей заброшенной даче – сама, по своему вкусу, с соблюдением всех правил гигиены – засолю, чтоб в душу катились!

  Спешу, прохожу мимо первого подъезда, невольно замедляю шаги – уже какой день не вижу Владимира Сергеевича… Всегда ж на скамейке у подъезда сидел. И скамейку сам сделал. Ну, задержусь – поговорим, разделю минут на 5-9 его одиночество. Если на скамейке нет – в окне увижу, друг другу  рукой помашем – поприветствуемся! 

     А вот несколько дней – ни на скамье, ни в окне – не вижу… И сегодня опять нет…
- Что вы смотрите? – это его соседка.
- Да вот что-то не вижу Владимира… 
- Лежит… Уже не поднимается… Дней восемь…
- Приболел?
- Ды… Как сказать… Скорую дети вызывали уже не раз… Наверно – пора пришла… Отходит… Душа прощается с жизнью…

      Отходит… С тревогой смотрю на окна… Там, на постели, лежит человек… Один…  Не встаёт… Лежит. Но мысль – то работает.  И он, наверно, все эти дни – мысленно перебирает всю свою прожитую жизнь, как бы прощаясь со всем и всеми, что было дорого и мило… Конечно - с местами природы, где пришлось побывать… С людьми…
         Подводит итог всему сделанному, чтобы о чём-то вздохнуть, а о чём-то сказать: «Да – успел и сделал. И сделал правильно. Никого не обидел. Никто не вспомянет лихим словом»!
   Владимиру с сожалением вздохнуть нет о чём:  жене не изменял, лет пять тому назад – по христианским обычаям предал земле… Даже памятник поставил – один на двоих… Детей родил, дома им построил. Внуков помог вырасти. Даже правнуков уже мороженным угощал…  И сам себя на памятнике уже видел. Доволен остался…
«Ну, что ж? Кажется жил честно, своим трудом всё нажил. Всё остаётся детям, внукам и правнукам! Можно спокойно уходить к Гале. Жинка встретит! Рядышком будем лежать… Дети, внуки, правнуки – будут приходить и цветы приносить, и – пасху… Прощай жизнь! Господи! Прости и прими мою душу на покаяние! Аминь!»
                Вздохнёт и – душа его покинет тело.

     А я шла, и всё это представляла… И  приветливо улыбалась продавцам, не одевая очков, покупая огурчики, пучок укропа, немного сальца на выжарки, надеясь на их добропорядочность, доброту души – ведь раз на свете белом живём…

    Пришла домой, выложила покупки на стол. Одела очки … Гос-по-дииии! Огурчики все побиты фитофторой – пятнами, шишками, на вкус – кислые… Разве ж можно такое вовнутрь? Душа сразу закрылась. Да ещё, чтоб сестре старшей? Брови мои сами нахмурились.
    А укроп? Развернула пучок, чтоб помыть под краном…. Затхлый, черный…
    Взяла пакет и… И всё в него обратно положила и - в мусорный ящик.
   Сало… С печатями, с кровью запекшейся, с сотнями опилок от древесины, на которой рубят мясо… Ээээээххххх! Лю-дииии!  Торгаши, блин! И г**но готовы продать, лишь бы, хоть сотню рублишек  в карман положить! Эти, наверно, никогда не будут умирать. А если и будут, то все 10 дней отхода, будут считать - сколько денег выручили, как ловко ухитрялись незаметно доверчивым покупателям гниль всучить, но копейку не потерять!
   Пожалуй, 10 дней маловато им для отхода  – месяц, а то и три понадобится.