История Константиновской церкви. Глава 37

Андрей Женихов
   С появлением возрождённых душ началась христианская  история. Без обращённых к Господу людей не может быть церкви, даже если она прекрасно организована и имеет большое прошлое. История церкви - это история обновлённых Христом людей.
   Сейчас уже практически невозможно установить подробно историю Константиновской церкви даже за XX век. Тем более, что записей никто никаких не вёл, а большинство устных повествований наших бабушек и прабабушек стёрлись в памяти за давностью лет. Единственная причина, по которой хочется упомянуть в этой книге о поместной церкви станицы Константиновской это то, что её история в последнее время неразрывно связана с историей нашего родства.
   Известно, что ещё до 1952 года в Константиновскую приехали переселенцы из Черниговской области, Новгород-Северского района, посёлка Молчаново. Это были верующие супруги, Воробей Филипп и Лариса, с ними были дети Фёдор и Анна (по замужеству Пузан), Устинья (по замужеству Черняк) и Матрёна (по замужеству Борисович) со своими семьями. В станице церковь уже существовала и переселенцы расквартировались по домам верующих. По прошествии некоторого времени, когда обустроились на новом месте, кто-то из семьи Воробей собрался ехать на Украину по своим делам, связанным с документами. В дорогу Лариса приготовила продуктов и напекла сдобных булочек из муки высшего сорта.
   Прошло чуть больше пяти лет после Великой Отечественной войны и Украина ещё не восстановила своё хозяйство и промышленность. Из-за нехватки зерна и других сельхозпродуктов многие голодали, ели черный хлеб с макухой и отрубями. А когда услышали от вернувшихся с Кубани односельчан, что там есть хлеб и увидели белые, хотя и зачерствевшие за время пути булочки, то некоторые тоже решились на переезд. Это была семья Рамусь Кузьмы Трофимовича. Его ещё до войны осудили за веру в Бога и сослали в Сибирь на "вечное" поселение, то есть без права возврата. Когда Кузьму забрали и вели по улице, то люди выходили из домов и кричали, чтобы его отпустили. Он был очень хорошим человеком, работал в колхозе плотником, был большой специалист по изготовлению мебели. Но это никак не повлияло на власть имущих и решение суда было исполнено. У семьи Рамусь отобрали все хорошие земли, остались только мочаки, то есть болотистые участки, из-за чего семья была обречена на нищенское прозябание. Кузьма Трофимович вернулся  только после войны. В тюрьме он отморозил ноги и ходил с палочкой. Семья Рамусь переехала на Кубань в станицу Константиновскую со своими детьми. Это: Мария, Матрёна (Холоевская), Полина (Свириденко), Елизавета (Сердюкова), Екатерина (Проклова) и Илья. Второй из детей, Фёдор погиб в Великую Отечественную войну, а пятая Анна в это время жила уже в Луганске. Там она покаялась и переезжать на Кубань не захотела. Екатерина Проклова переехала в Константиновскую из города Красный луч, когда её мужа Михаила в 1956 году забрали в армию, до этого он работал на шахте Антрацито-Боковская шахтёром. Памятуя верность и молитвы Кузьмы Трофимовича, Господь и в настоящее время приводит в церковь его внуков и правнуков. С приездом переселенцев с Украины Константиновская церковь существенно пополнилась, в ней было трое братьев-проповедников Макаренко Терентий Евсеевич, Петренко Петр Кузмич, Черняк Евграф Евсеевич и около десяти сестёр.
   В станице жила семья Бережковых. Галина уверовала в Господа  и посещала собрание. Её муж Пётр часто напивался и избивал жену за то, что она общается с верующими. Однажды он строго-настрого запретил ей идти в собрание и сказал: "Ещё раз пойдёшь, я сожгу тебя в русской печке!" Но Галина очень любила Господа и решила сложить всё на Его волю. Когда она вернулась из собрания, то увидела что Пётр стоял на коленях около устья раскалённой печи и молился. Так появилась на свет ещё одна христианская семья. По прошествии некоторого времени семья Бережковых переехала на другое место жительства. Там произошло несчастье, их единственный сын Виктор попал в автомобильную аварию и погиб.
   В начале шестидесятых годов прошлого столетия собрания верующих станицы проходили в небольшой, старенькой хате по улице Калинина. Она находилась рядом с табачной бригадой, здесь жила христианка Анна Пузан с семьёй - неверующий муж и две дочери. Это был дом молитвы в миниатюре. Была кафедра, на передней стороне которого кнопками был прикреплён отрезок белой материи с вышитым на нём текстом из Псалма 32 "Пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием". На стенах также были подобные тексты вышитые с любовью и старанием Жениховой Дарьей Сергеевной.
   К семидесятым годам все братья умерли по старости. Из оставшихся сестёр руководить собранием согласилась Морева Мария, она жила  вместе с родной сестрой Ефросиньей, мужа которой убили на войне. А Мария с молодости замуж не выходила. На собрании она читала главу из Библии перед молитвой и как могла проповедовала. Подбирала гимны из "гуслей". (Гусли — сборник духовных песен евангельских христиан, подготовленный и опубликованный И. С. Прохановым в 1902 году). Книга составлена из 506 песен. Тираж первого издания составлял 20 тыс. Название взято по аналогии с книгой Библии Псалтырь. В дальнейшем сборник переиздавался в 1908 и 1911 году. «Гусли» включали материал из предыдущих песенников (250 из «Сборника духовных стихотворений» (ред. Аврахов 1882, 1893 гг.), 100 из сборников «Любимые стихи» и «Голос веры», 1882), и более 180 — новых. 
   Помнится по детству, что слово проповеди руководящей сестры Марии, всегда заканчивалось одними и теми же стихами. Они записаны в послании Евреям 12:28-29. "Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом потому, что Бог наш есть огонь поядающий". Наверное это был её любимый текст Священного Писания. Он включал в себя всё, как надежду на Небесное царство, так и сохранение в сердце всех слов, что сказал Спаситель, давая дары благодати любящим Его, а так же благодарное и трепетное служение перед Ним. И самое главное, чтобы каждый имел страх Господень в хождении перед Святым и Праведным Богом.
   В годы гонений повсеместно в стране насаждался атеизм, было запрещено всё, что связано с упоминанием о Боге.
Но исполняя повеление Господа: "Идите научите все народы..." верные Божьи служители ценой свободы, а иногда и жизни распространяли христианскую литературу. Религиозные школы, исследовательские группы, воскресные школы и религиозные издания были объявлены незаконными и запрещены. Это вызвало много путей к изданию нелегальной литературы или самиздата.
   С 1986 года и далее Рамусь Мария Кузьминична предоставляла своё жильё для хранения детской христианской литературы. Она была очень жертвенная и всегда старалась в любой ситуации послужить Господу. В её хату для хранения привозили отпечатанные книги с рассказами и детские Библии. У неё был своего рода перевалочный пункт. Далее отправляли литературу для переплёта в другое место. Преследования продолжались до распада Советского Союза в 1991 году.
   Молодёжь в церкви была редкостью, а бывали такие периоды когда совсем отсутствовала. Дети трёх - семи лет всегда рассказывали один и тот же стишок: "Я маленькая овечка, у меня чистое сердечко, мой Пастырь Христос. А у вас кто?" После слова "Аминь" все дружно, с улыбкой и радостью отвечали: "И у нас Христос!" Вот в такой, кажущейся нам сейчас простоте проходили собрания верующих, любящих благоговеть перед именем Его. Не было ни хора, ни оркестра. Гимны из сборника псалмов пелись акапельно, без музыки. Однажды собрание у Моревых посетила Ревизионная комиссия (орган местного самоуправления). С работниками администрации приехали и двое участковых. Они хотели арестовать приезжих братьев-проповедников и забрать всю духовную литературу. Не верующая соседка Моревых, Тарасенко Татьяна Степановна, увидела стоявшие перед двором машины и целую делегацию из администрации, решила помочь верующим. Сёстры уже обступили братьев вокруг, взявшись за руки и спрятали Библии. Услышав зачем приехали из администрации, соседка начала выталкивать их из хаты и кричать, что им нечем больше заняться, кроме как арестовывать ни в чём не повинных верующих. В итоге она их "проводила" за калитку и те ни с чем уехали. Татьяна Степановна работала в детском садике воспитателем и была хорошим общественником.
   В годы гонений, для совершения Вечери Господней в Константиновскую церковь приезжали братья из других мест, но и то не всегда. Многие в это время сидели в тюрьмах за проповедь Евангелия по одному, два и даже три срока. Собрания проходили по домам поочерёдно. Администрация и партийное руководство станицы отслеживали где в очередной раз собираются верующие и выписывали штраф на хозяев дома в размере пятидесяти рублей. За эти деньги необходимо было работать в колхозе больше половины месяца. Некоторые верующие жили на другой стороне станицы, которая называется "Пробуждение" (по названию колхоза, который там существовал до войны). Чтобы прийти вовремя на собрание, Лысакова Пелагея Никитична ( бабушка Жениховой Дарьи Сергеевны) выходила из дома на два часа раньше. В сопровождении одного или двух правнуков, сначала шли по пастбищу около реки Чамлык, а затем вдоль дворов, где были лавочки для отдыха. Пелагее Никитичне было уже восемьдесят пять лет, а расстояние необходимо было преодолеть около трёх километров. Дорог по улицам Набережная и Школьная не было, а только глубокие колеи от тракторов, заполненные водой с начала октября до конца апреля. Но с желанием слышать Слово Божье и быть в общении с верующими Пелагея Никитична преодолевала и эти трудности. Машин в то время было мало, на всю станицу семь в частном секторе и десять в колхозе.
   Праздники жатвы и другие служения с начала семидесятых годов проходили в основном у Жениховых, потому что здесь было много места. Лавки и столы для обеда ставили прямо перед двором на поляне. А на крышке колодца, который находится до сего времени посредине улицы, раскладывали все дары полей и огородов, которыми благословил Господь народ Божий в текущем году. Всё было просто. На обед централизованно продукты не закупали и не готовили изысканных блюд, а ставили на стол кто что принёс. Чмых Вера Сергеевна из муки и патоки пекла очень вкусные пряники с белой сахарной помазкой. Сычёва Нина Сергеевна приносила жареные пирожки с картошкой, капустой и повидлом. Их вкус и аромат нам, детям того благословенного времени, так врезался в память, что помнится и через многие десятилетия. Кто-то резал салат из помидоров и огурцов, а кто-то делал традиционную "толчёнку". Столы "ломились" от огромных кистей винограда, необхватных арбузов, которые в то время были сладкими и ароматными. Милиция ни разу не разгоняла здесь собрание. Только за углом соседнего квартала всегда стояла машина председателя сельсовета, они с участковыми издали следили за происходящим, но близко не подходили. Так продолжалось до того времени, когда пришла долгожданная свобода. Верующие стали беспрепятственно собираться, благовествовать и строить дома молитвы.
   В 2003 году состояние здоровья руководящей сестры Моревой Марии Владимировны стало заметно ухудшаться. Всю жизнь она много трудилась, выполняя тяжёлую, непосильную работу, особенно в послевоенное время. Мужчин было мало, с фронта вернулись не все, а те, что остались в живых, по большей части были калеками, израненными и контуженными.
   У Марии Владимировны к старческим немощам добавились болезни. На ногах варикозное расширение вен, а на животе грыжи. Без бандажа она уже не вставала с постели. А когда совсем слегла, сёстры стали по очереди ухаживать за ней.
   Перед тем, как Марии Владимировне отойти в вечность, она заснула глубоким и спокойным сном и спала несколько дней. Сёстры из церкви собрались, чтобы решить, что с ней дальше делать? Отправлять в больницу или продолжать ухаживать, как и делали до этого? И вдруг Мария Владимировна проснулась. Никого вокруг себя не замечая, стала как бы вглядываться вдаль почти совсем ослепшим глазами. Протянула вперёд руку, как бы пытаясь прикоснуться к чему-то невидимому для окружавших её. Её спросили:
   - Маруся, что ты там видишь?
   - Вижу очень красивые голубые ворота,-ответила она.
   - Ну вот и иди, иди в эти ворота,-подсказали ей сёстры.
   Смерть - это завершение  жизненного пути. Душа человеческая порывает с земной оболочкой и переходит в мир иной. Весь этот процесс покрыт для человека пеленой тайны.
А нам известно об этом настолько, насколько открывает Слово Божье. Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия  исходит из ветхозаветного положения: " День смерти лучше дня рождения". Еккл. 7:1. Сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Таким образом, целью жизни человека является  движение к жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в пустую и праздную мечту. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: "Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий". МФ. 24:44. Умирающий человек - заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром. Смерть - это не конец, а начало жизни вечной.
   Побуждаемая Словом Писания к благовестию, Курганинская молодёжь соорудила необычное транспортное средство. На шасси с мотороллера "Вятка" была прикреплена площадка, на края которой садились верующие и ехали в ближайшие населённые пункты на посещение. В то время молодёжью в Курганинске руководил Осипов Володя. Чаще всего выезды совершались в станицу Константиновскую. В гостеприимном доме Жениховых приезжающие всегда находили доброе расположение сердец хозяев. Дарья Сергеевна выносила домотканные половики и расстилала их в саду, справа от входа во двор, как раз на том месте где сейчас стоит дом молитвы. Устанавливалась не хитрая усилительная аппаратура и настраивались музыкальные инструменты - гитары. Хотя из приглашённых соседей и знакомых очень редко кто приходил на благовестие, служение всё равно совершалось. Дети верующих родителей Чмых, Сычёвых и Прокловых всегда приходили, чтобы послушать проповеди и пение. "Курганцы", как их ласково называли в станице, помогали семьям верующих в посадке огородов и уборке урожая. Попутно совершался духовный труд с неверующими детьми и родственниками хозяев. Финальным аккордом совершаемого служения конечно же был ужин с неизменно полюбившимся блюдом, настоящим кубанским борщом. Его искусно варила Дарья Сергеевна пока проходило благовестие. Прямо в саду на траве дополнительно к половикам раскатывался рулончик красивой цветной клеёнки. Импровизированный стол обильно накрывался фруктами из большого сада хозяев, абрикосами, грушами и яблоками. Всегда было молоко и молочные продукты, то есть всё, что в городе было дефицитом. Господь обильно благословлял Дарью Сергеевну не только духовно, но и материально за все её детские годы голода, сиротства и скитаний.
   В начале восьмидесятых годов пришла долгожданная свобода. Беспрепятственно проходили собрания, проповедовалось Слово Божье. Вернулись из тюрем все узники совести. Поместные  церкви начали строить дома молитвы. В 1989-1991 годах произошёл распад СССР как совокупности социально-экономических и общественно-политических процессов, приведших к прекращению существования Советского Союза как государства. В союзных республиках обострились проблемы межнациональных взаимоотношений, по всему СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов, поэтому многие вынуждены были перебраться в другие регионы бывшего СССР или эмигрировать. В 1990 году из Ферганской области Узбекистана в Курганинск и другие населенные пункты Кубани начали проезжать беженцы, среди них было много верующих, поместные церкви заметно пополнились многодетными семьями. В Константиновской появились свои служители из приезжих. После 2000 года был построен дом молитвы и организовалось служение братского дома.
   Всю организацию и служение нашего братства ЕХБ, которое стремится в небо через трудности земного пути, можно в какой-то мере сравнить со стаей диких гусей. Осенью они  из северных широт летят на зимовку в Голландию. Там они находятся под охраной и их не убивают. Клин так устроен, что первым летит всегда самый сильный и опытный, его часто сменяют такие же как он. Потому, что первому всегда лететь очень трудно, он разрезает воздух. А тем, которые летят следом, по мнению учёных-орнитологов лететь на 71 процент легче. И если какой-то гусь вышел из клина, он тут же старается вернуться назад, из-за сильного сопротивления воздуха. С больными птицами и подранками обязательно остаются те, которые их охраняют и находятся с ними пока не выздоровеют, тогда вместе летят дальше. А если нет, остаются зимовать. Но зимы бывают разные, в зависимости от того, где произошла вынужденная посадка. Если ещё в северных широтах, то гибель неминуема, а если недалеко от места зимовки, есть надежда.
Нам есть чему поучиться у этих прекрасных птиц. Замыкающими летят всегда мамы и следят за всеми. И когда мы услышав крик летящих гусей, до боли в шее провожаем их взглядом, то должны знать, что кричат они не нам. Это просто они "переговариваются" между собой. Прилёт и отлёт птиц всегда сопровождается особыми переживаниями души. Это радость прихода весны, или глубокая тоска о чём-то уходящем, прожитом, не возвратном.


    Урок верности.

Улетает на юг стая диких гусей, крик щемящий, протяжный и гулкий,
Только с виду они одинаковы все, вроде как близнецы на прогулке.
Но тяжёл перелёт и опасен тот путь, может с каждым несчастье случиться
И поэтому клин, никуда не свернуть, чтоб с маршрута нельзя было сбиться.

Вёл ведущий вперёд, а ведомые вслед, все ему как один подчинялись
И в клиновом крыле, предваряя рассвет, все гуськом друг за другом  равнялись.
Вместе легче лететь и учить молодых, ведь не знают пути первогодки,
Среди рек и озёр, среди гор вековых, ведь дни жизни ещё их коротки.

А в конце два гуся замыкают тот клин, впереди они видят всю стаю,
Разрезая крылами небесную синь, вожаку на пути помогают.
И когда из сородичей кто-то устал, опускается ниже и ниже,
То они подают "авангарду" сигнал, чтоб к земле прижиматься поближе.

Ну а если заденет кого в вышине за крыло браконьерская пуля,
Не окажется он в той прекрасной стране, ведь беда его здесь не минула.
То спланирует он на озёрную гладь, кровь омыть и в воде окунуться,
И ещё два гуся будут здесь умирать, на зимовку что с ним остаются.

Вот такие законы в природной среде, в примитивной на вид птичьей стае.
При хорошей погоде и сильном дожде, когда клином на юг улетает.
Ведь бывает что выбросит злая беда за пределы житейского круга,
Не лети ты на юг равнодушно тогда, поддержи, если сможешь ты друга.

А когда мы увидим летящих гусей, то всегда провожаем их взглядом.
И стремимся душою и сущностью всей, полететь с ними по-небу рядом.
Их прилёт - это радость прихода весны, новой жизни, любви ожиданье.
А по-осени в путь, им лететь полстраны, помаши им рукой на прощанье.

                А. Ж.