Непознанное. Мои экзамены. Первый билет по геометр

Зера Черкесова Новеллы
Экзамен по геометрии. Остается несколько недель до экзамена, а я предмета не знаю в полном объеме и на должном уровне. Этому предшествовала интересная предыстория, в которую сейчас отвлетвлять рассказ не стану, это само по себе заслуживает отдельного рассказа, - как я полюбила геометрию, но случилось это за считанные дни до экзамена. А до того геометрия, как и алгебра, были для меня неприступным бастионом. Я уже рассказывала об этом по ссылке см:
 Но за курс неполной средней школы я должна получить пятерочный аттестат. Императив "должна" - ключевой.
Мы еще не решили, буду я продолжать дальше два выпускных класса, идти на медаль.
 Или поступлю в какое-нибудь среднее специальное учебное заведение(медучилище, пед.колледж, юридический колледж и т.д.)с последующей учебой в ВУЗе.
 
Я стала высказываться в направлении поступать в колледж/училище/техникум, куда угодно вон из школы на свободу. Но отпускать меня в семье не очень хотели, ведь это сопряжено с массой хлопот. Ты доучись до выпуска. И поступай в университет или другой институт.

 И все-таки хочу на волю. И мне нужен аттестат весь в пятерках - тогда меня примут без экзаменов в любой техникум/колледж. 
 

Но что же математика? А то, что я не имею права подвести себя, отца. Я должна сдать на 5. Но геометрию я откровенно не понимала, а просто вызубривала теоремы, и несколько раз за год ответила вызубренное. Мои ответы по литературе, другим предметам, мои сочинения - искупали этот позор, может быть, отчасти.
И вот экзамен на носу. На столе будут лежать 25 билетов по три вопроса в каждом. И я должна быть готова ответить на любой из них на "5". Будет комиссия. В ней будут два или более учителей математики, помимо нашего учителя. Будет классный руководитель, завучи и т.д. Будут мои одноклассники. 
А я опозорюсь. Я буду стоять у доски и молчать или лепетать несуразное.
Заболеть, что ли?
Тоже не дело.
А что делать?
 
В общем я выучила на 5+ только один билет. Первый по списку.
Остальные в разной степени. На пять я знаю только первый билет.
И даже понимаю его. Понимаю первый признак равенства треугольников. Понимаю что такое сегмент круга. И т.д.
Но если мне зададут вопросы по остальным билетам - дополнительные - я могу  ответить, а могу и не ответить. Повлияет ли это на оценку? Как знать. Можно вытянуть слабый ответ на 5, но если ты например вообще ничего не ответишь-то что тогда? Тогда самое большее - тройка и прощай, пятерочный аттестат. Или пятерка, вытянутая, но для меня позор плохого ответа на виду у всех.

Теперь спецов по теории вероятности прошу рассчитать вероятность того, что на экзамене мне попадется билет №1 - из 25-ти.  При том, что уже использованные билеты убирают со стола. Вероятность ничтожная. Исчезающе малая.

Я иду по саду и молча грущу. Сегодня экзамен по геометрии, я могу ответить на пять только по первому билету. Вероятность его попадания мне крутится около нуля. Меня ждет позор. Я подошла к речке,  и тут, откуда ни возьмись, выскочил кот. Он был абсолютно черный. "Говорят не повезет, если черный кот дорогу перейдет..."
Черный кот взглянул на меня как-то пронзительно, сверкнув черными очами. А я кисло улыбнувшись, сказала ему, но не вслух, а мысленно, я это четко всё помню, этот день, в деталях:"говорят, черный кот к несчастью, а  ты опровергни суеверие. Окажись к удаче". Черный кот, не мяукая, молча побежал дальше.
А я пошла в школу. Я рассказала про черного кота, что перебежал мне дорогу, и все вместе стали меня делано жалеть:ах, как не повезло!
-Да ну вас, все это суеверия! - отмахнулась я.
-Как она сказала?
-Суеверия.

В углу школьного коридора стоял тот длинный парень, что был в меня - я это знала! - тайно и безнадежно...
Я спросила его:ты уже сдал?
-Он(встрепенувшись):нет.
-Скажи, а какие уже билеты вытащили, ты не знаешь?
Он сказал, что узнает и ушел, а вернувшись, назвал мне несколько номеров и среди них:первый.
Всё внутри меня оборвалось...
Я сказала ему спасибо и понуро пошла к классу.
Всё кончено.
Когда позвали следующую пятерку экзаменующихся, я вошла в класс. Подхожу к столу. Дальше как в замедленной съемке кадры.
Я всё помню...
За столом сидят наши учительницы, а там учитель физики расхаживает.

Назвали меня.
И СПЕЦИАЛЬНО ЧТОБЫ ПОСЛУШАТЬ МОЙ ОТВЕТ - на второй этаж поднялись завуч, члены экзаменационной комиссии из гороно.

Мне это рассказывали потом. Собралось много народу. Некоторые стояли у стены - словно на концерте или киносеансе аншлагом нет мест, и стоят и у стены.

Почему им важно было меня слушать? Это обязательно - как и проверка выпускного сочинения в районо/гороно/министерстве - если речь идет об "идущих на медаль", хотя здесь до медали еще было два года, но, видимо, что и в данном случае было необходимо.

Я стою у стола, на котором веером лежат билеты оборотной стороной. Обычная нарезанная тетрадная бумага, билеты написанные от руки.
 
Учительница математики из параллельного говорит или воркует нежно:возьми билет и садись готовиться.
Четверо из "пятерки", куда я вхожу, уже взяли и что-то выводят за партами на двойных листах.

Я смотрю на стол с билетами. Все билеты белые. Первый уже убрали со стола, так как его вытаскивали уже. Так что вероятность теперь 100% нулевая.

Моя рука потянулась к одному билету, и тут...

Это абсолютная правда, как и всё, что выше. Время не исказило ни на гран детали - я отчетливо помню, что услышала свой голос внутренно:

 -Не этот, возьми вот этот слева рядом.

Моя правая рука в воздухе проскользнула от того, что собиралась взять - к соседнему и вытащила билет.
Подношу к глазам.
Вопрос: Назови номер билета и иди готовиться.
Я смотрю в номер снова и снова.
-Номер билета?
Мой ответ с четко-вопросительной интонацией, я не верю:
-Первый?!

Комиссия записывает и опять говорят мне идти за парту готовиться.
Я стою остолбенелая и снова и снова вглядываюсь в билет. Это сон или явь?

Наконец я нетвердо говорю:я...без подготовки.
-Да? К доске. За ответ без подготовки на балл выше.


Утром у меня болело горло(ангина, что ли? Наверное нужно было мне срочно заболеть).
Но куда девалась мнимая ангина?
Моя голос тверд, звучен, и триумфален.

Вопрос номер 1.

Ответ. Чертеж мелом ровный и красивый.
Вопрос номер 2.
Ответы
Задача. Решение. Чертеж.
 Меня слушают учителя, классрук, приезжие из гороно, одноклассники, бросившие черкать на двойных листах попытки ответа. Все уставились на меня.

Пятерка бесспорна. Ответ без подготовки, но и без этого пять несомненно!

"Отвечает без подготовки!" - услышала я как шепчет математичка кому-то, кажется, инспектору гороно.


Всю дорогу домой я, возбужденная своим сценическим успехом(а это сопоставимо с успехом на большой сцене), размышляю про теорию вероятностей,  по которой первый билет достаться мне не мог.
Про себя вспоминаю черного кота и мою шутливую просьбу обернуться удачей назло суеверию.
Но почему первый билет оказался на столе, если на него уже отвечали? Его положили обратно. По ошибке? Скорее, потому что билетов меньше, чем экзаменующихся.
Это само по себе свело бы мои шансы к минус бесконечности. Но что именно его я вытянула...И что был за внутренний перст, повелевший мне взять не этот, а соседний слева?

И почему я подчинилась этому внутреннему повелению безотчётно?

Я записываю сейчас этот случай в ряду аналогичных, которые последуют(на сей раз обещание "продолжение следует" - твердо и не забуду)- не для рассказа или мемуара. Я хочу понять...Для себя, мне важно. Что за странная фортуна сопутствовала мне на многих экзаменах, словно я знала заранее какой мне попадется билет. Или напротив:мне попадался именно тот билет, который я "откладывала, чтобы лучше выучить", но не успевала(не откладывать ничего в жизни!).

 Почему моя рука в воздухе была перенаправлена к соседнему билету - кто или что это ОНО которое мне указало?


 И при чем здесь черный кот?..
 



P.S.
Буду рада вашим гипотезам в рецензиях!


24.07.2020 18:33