По ту сторону - 3

Савельев
    После долгих метаний юности наступает пора стабильности. Молодому и здоровому организму нужно искать выход в преодолении трудностей. И так появляется идея фикс освоить горные лыжи. Где можно научиться стремительно мчаться, элегантно вертя бёдрами, споря с ветром? Конечно, на Кавказе. Но начинать сразу с Эльбруса равносильно самоубийству. Для начала вполне подойдут Карпаты.
    Закарпатье. Бескиды. Станция Шипот зимой – это что—то невообразимое и нереальное. Такой красоты в нашей стране (сейчас Украина) ещё поискать. Огромные ели, укутанные в пуховые белые шубы. Снег на солнце блестит и сверкает всеми цветами ЛГБТ-сообщества. Ну, в то время это называлось радугой. Лыжи скользят как ножи в масле, озон наполняет лёгкие. Молодеешь лет так на пятнадцать.

А ты остаёшься, мой Бескид,
    Сверкающий, белый, белее белого
Под солнцем февральским, несмелым.
    И ели оделись в зелёные ветви,
А мы все разделись, и все загорели.

Ребята! Вернёмся в Карпаты.
          Карпаты мы любим,
          В Карпатах мы – люди!

На Бескид вернёмся?!
        С горы прокатнёмся
И вихрем промчимся,
        Ветвей вдруг коснёмся,
В снегу очутимся
        И смехом зальёмся!

Куда ж вы, ребята?
        Вернитесь в Карпаты!
Но… мир обернётся сотней дорог,
        На капельку счастья -
                море тревог.

Дорогой одной
Ты пойдёшь вслед за мной…

Мы Бескид оставим
        сверкающий, белый
               Белее белого,
Под солнцем февральским
                несмелым,
И ели оставим,
           в зелёные ветви одетые,
И песни оставим наши,
                неспетые.

      Освоив некоторые приёмы, тренируясь весь следующий год по специальному комплексу упражнений, наращивая, так сказать, свою физическую форму, на следующий год едешь в Терскол.
      Ах, эти терскольские вечера! Ах, Елена Михайловна Фёдорова, наш горнолыжный инструктор! Отдых в Приэльбрусье в марте – это что-то! С одной стороны огромным ледником сияет Донгуз-Орун, с другой – двуглавый Эльбрус. Выйдешь вечером и не надышишься чистейшим горным воздухом, а в вышине неба – Млечный Путь во всей красе. Вечером группа собирается в библиотеке, Елена Михайловна садится за рояль и поёт из репертуара Клячкина «Псков». Внезапно гаснет свет (горы всё же, всякое бывает), а песня не прекращается, и каждый в темноте думает о чём-то сокровенном, о своём.

Звучал рояль,
            окрест пылали тени,
Донгуз-Орун
            светился под луной,
Была печаль,
            в библиотеке пенье,
Игла корунда -
            клавиш над струной.

Негромкий голос
            пел про Псков великий.
Рояля звук
            средь запылённых книг
Как будто полз
            впотьмах, крадучись, тихо,
Сорвавшись с рук,
            чтоб не сорваться в крик.

Лавины пряча, 
             не гремели пушки,   
Терскол притих,
            в вечерней тишине
Был с нами Клячкин,
            словно юный Пушкин.
Стихи и песни
            плыли в вышине...   
    
       Обещал про заграницу, а пока что описываю отдых в нашей стране. Заграница в советское время ценилась тем, что там можно было купить настоящую дублёнку, девушки и женщины могли приобрести приличные зимние сапоги, в общем, ездили туда (а реально можно было съездить только в соцстраны), чтобы прибарахлиться, ну, и заодно мир посмотреть. Путёвка стоила недёшево, и наши девушки – инженеры при зарплате 150-200 рублей, учитывая премии и многочисленные червонцы за рацпредложения, которые писали на свои же технологические процессы (таковы были советские инструкции, что на технологию тут же параллельно можно было написать рацуху и получить червонец), за год накапливали лишних 800 - 1200 рублей, отказывая себе во многом, но зато с гордостью потом носили импортные вещи. Моя же роль, как секретаря комсомольской организации, заключалась в подписывании девушкам-комсомолкам характеристики, без которой путь за рубеж нашей Родины был закрыт. О каком отдыхе за границей в то время можно говорить, если нельзя было сделать ни шагу влево, ни шагу вправо от группы, да ещё в каждой группе был стукачок, который следил за моральным обликом советского человека? Но и таким поездкам многие были рады.
В целом относясь негативно к развалу страны и переходу на капиталистические рельсы, не могу не отметить, что свободы в поездках за рубеж стало значительно больше. Если не принимать во внимание разрушительные, нищие девяностые годы, то, надо отдать должное Путину, всё-таки он выправил ситуацию и середина двадцатых годов 21 века немного улучшила материальное положение бюджетников до такой степени, что стало возможным планировать отдых за границей. Почему за границей? Чтобы понять это, нужно было в течение ряда лет отдыхать в наших санаториях, курортах, на турбазах.
      Например, поездка в Москву. Огромный комплекс «Измайлово».  Туристов тут пропускают как мясо в мясорубке. Плюсы – неплохой гостиничный номер и бесплатные концерты-встречи с известными артистами во дворце культуры. Организация питания отвратительная. Огромные залы. Столы на 10 человек как в армии. Администраторы направляют тебя за стол, где каждый раз новые соседи. Суп почти весь съеден, хлеба не осталось, булочки к чаю разобраны предыдущими туристами. В общем, полнейший бардак. Я зарёкся когда-нибудь ещё раз ездить в Москву в Измайлово.
      Решили отдыхать в санаториях и курортах. Ездили в местные дома отдыха. В одном номере зимой бегала мышь, через щели в окне так задувало, что пришлось затыкать щели самостоятельно ватой. В другом санатории поселили над комнатой дежурной по пионерлагерю (дети-спортсмены отдыхали), которая после отбоя смолила как паровоз сигарету за сигаретой, а в самый разгар среди ночи к ней приходил какой-то хахаль, ну и, понятное дело, что было…
Да и скучно, честно говоря. Даже концерты артистов, разъезжающих по санаториям в поисках заработка, не приносили большого удовольствия. Медицинские процедуры (путёвки с лечением), конечно, были полезны, но вот в одном из санаториев отравился едой и проболел три дня. Пища готовилась , видимо, на сковородках, которые не отмывались годами от прогорклого жира.
       После пяти лет такого отдыха созрели – нужно ехать за границу. Тем более, что друзья уже все успели побывать там и рассказывали много интересного.
       <Продолжение следует>

Фото из Интернета. Бескиды.