Джауфре Рюдель. Песня о дальней любви

Тео Бальд
КАНСОНА.

Длиннее дни, алей рассвет,
Нежнее пенье птицы дальней,
Май наступил, спешу я вслед
За сладостной любовью дальней.
Желаньем я раздавлен, смят,
И мне милее зимний хлад,
Чем пенье птиц и маки в поле.

Я верой в господа согрет —
И встречусь я с любовью дальней.
Но после блага жду я бед,
Ведь благо — это призрак дальний.
Стать пилигримом буду рад,
Чтоб на меня был брошен взгляд,
Прекраснейший в земной юдоли.

Услышать на мольбу в ответ
Жду, что готов приют мне дальний;
Я мог бы, если б не запрет,
Быть рядом с ней и в дали дальней;
Польются наши речи в лад
И близь и даль соединят,
Даря усладу после боли.

Печаль и радость тех бесед
Храню в разлуке с Дамой дальней,
Хотя и нет таких примет,
Что я отправлюсь в край тот дальний:
Меж нами тысячи лежат
Шагов, дорог, земель, преград...
Да будет все по божьей воле!

Даю безбрачия обет,
Коль не увижусь с Дамой дальней,
Ее милей и краше нет
Ни в ближней нам земле, ни в дальней.
Достоинств куртуазных клад
Сокрыт в ней, в честь ее я рад
У сарацинов жить в неволе.
 
С Творцом, создавшим тьму и свет,
Любви не позабывшим дальней,
Я в сердце заключил завет,
Чтоб дал свиданье с Дамой дальней,
Чтоб стали комната и сад
Роскошней каменных палат
Того,  кто ныне на престоле.

Мой только тот правдив портрет,
Где я стремлюсь к любови  дальней.
Сравню ль восторги всех побед
С усладою любови дальней?
Но стать горчайшей из утрат —
Ибо я крестным был заклят —
Ей предстоит. О, злая доля!

О сладость горькая утрат!
Будь крестный мой врагом заклят!*
Страсть без ответа — что за доля!

---    ---    ---

Перевод Анатолия Наймана.

---    ---    ---

«Будь крестный мой врагом заклят!» – согласно средневековым представлениям, крестными родителями могли  становиться ведьмы и оборотни. Есть, однако, мнение, что под крестным отцом здесь имеется в виду Гильем Аквитанский» (А.Найман).

Гильем Аквитанский (1071—1127)  –  http://stihi.ru/2020/05/30/1936

---    ---    ---

Куртуазная  любовь.

Куртуазная любовь  ориентирована не на достижение цели, а на переживание, которое одно способно принести высшую радость влюбленному. Эта радость достигается долгим путем страданий, но уже само добровольно принятое страдание оборачивается для трубадура радостью.
Не порывая с изначальным эротизмом, новая концепция, сделавшая Даму принципиально недоступной, сосредоточила энергию любви на ее идеальном аспекте. Явившись источником духовного совершенствования для мужчины, эта любовь в какой-то мере освобождала и женщину от господствовавшего не протяжении средних веков отношения к ней как к существу низшего порядка, виновнице грехопадения и сосуду зла.
Трубадуры воспевали не свою чувственность, а нечто совсем иное - любовь человека к Благу, Красоте и Совершенству как к началам, обладающим абсолютной властью в мире, наполняющим его смыслом и нравственной теплотой. Новаторство же их заключалось в том, что они впервые решились отождествить это благо не непосредственно с Богом и Девой Марией, а с идеализированной женственностью, воплощающей высшие духовные ценности, сосредоточенные и персонифицированные в образе Дамы.

Джауфре  Рюдель  – певец “дальней любви”. Воспевал далекую Даму.  Жизнеописание говорит, что это была принцесса Триполитанская. Изощренный стиль, полный иносказаний и намеков, не дает  возможности установить с абсолютной точностью, имел ли автор в виду расстояние географическое или социальное.
 
---    ---    ---

Эта же кансона в переводе Валентины Дынник – http://stihi.ru/2020/06/02/643

("Мне в пору долгих майских дней...")

Джауфре Рюдель. «Наставников немало тут…»  – http://stihi.ru/2020/06/03/596

Джауфре Рюдель. «В час, когда разлив потока...» – http://stihi.ru/2020/06/01/498