Предисловие к книге о Русском Барокко

Зера Черкесова Новеллы
Я буду писать свое Барокко. Задумала статьи о культуре Барокко и стихо-упражнения в стилистике Барокко, о композиторах Барокко, о русской традиции, почти не изученной, ведь до Екатерины на Руси по улицам медведи ходили :)). Пора сузить круг своих интересов, взяв самое-самое. То, что давно хотелось. Организовать работу и не распылять силы на случайные темы и импульсы. 
 
Я задумала эту тему лет 12 назад, а может 15.
Это отражено в моих дневниках. Соблазнилась казусом Чечилии Бартоли, ее подвижничеством на ниве возрождения Барокко и как певицы, и как между прочим музыковеда, исследующей пласты забытого в муз. и нотных библиотеках. Что фирма Decca специально отмечала в анонсах дисков:Ч.Б. несколько лет изучает Музыку Барокко и как музыковед, возродила ряд имен и много произведений.
Я поняла, что это и моя тема, что я этого хочу.

Другой импульс - это книги и статьи Мариэтты Шагинян, в частности ее книга о воскрешении чешского композитора Йозефа Мысливечека, "чешского Моцарта".

А наше как же?

Когда-нибудь ведь надо собраться с силами и сделать.

Я люблю это искусство: музыку, поэзию, архитектуру, философию(и натурфилософию), даже теологические изыскания барочных мыслителей мне не чужды, даже мистические - блистательного Барокко. Это было два века. 17-18вв. Но - целая эра в истории искусств и возвышение человеческого гения.
 
Только сейчас я стала понимать почему Русского Барокко в этом культурологическом дискурсе как бы не существует. Пара имен, не слишком исполняемых и почти неизвестных публике. Русская музыка начинается привычно с Глинки. А до?! А до ничего не было!
Я искала многие годы, шарила по форумам, спрашивала музыкантов, но они ничего не знают, кроме духовных соч.Бортнянского, и того никто толком не слушал.
Русская цивилизация существовала и до Романовых, это медленно начинает до нас доходить.
 
Чечилия Бартоли произвела революцию в сознании. Конечно, это был пиар-ход:певица она слабогласая, не для современной большой оперы, но даже в Италии Барокко малоизвестно, и потому ее имя прогремело. Но это и "карма", и подспудный запрос масс на возврат к утраченным временам в их неповторимой стилистике и метафизике.  А что говорить о Русском Барокко? Русской цивилизации, которой "не было".
Не было ли?
Или  ее "забыли"?
 
 
О том, что русская музыка существовала и до М.Глинки - я убедилась, послушав оперу "Сокол" Дмитрия Бортнянского в давней возрожденной постановке театра Покровского. Увертюры Джузеппе Сарти(работал в России) и светских и духовных соч. Евстигнея Зимина, "русского Моцарта". Послушайте, ведь это нельзя отличить от Моцарта!
А нас приучили, что Моцарт непревзойденный всех времен и народов...

1 августа 2020
0ч.15минут