И сотворили Школу так, как велел им дьявол...

Педсовет
И сотворили Школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться, стали понурыми и пассивными, утратили интерес к жизни, ушло их счастье и здоровье, пропали Любовь и Доброта. <...>

© Адольф Ферьер*

___________

* Адольф Ферьер (1879-1960) - швейцарский педагог. Подвергал критике официальную школу с её словесно-схоластическим и догматическим характером обучения, формальным отношением к детям и призывал к преобразованию её на иных педагогических началах.

Защищая свои убеждения, Ферьер написал притчу, как иллюстрацию отрицаемой им системы образования. И все поныне спорят, высказывают крайние точки зрения, но никто не остаётся равнодушным, читая это маленькое сочинение. И, как бы не относился к этим строкам, что-то до боли узнаваемое (и потому-то и страшное) встаёт в нашем воображении.

Об Адольфе Ферьере мы почти ничего не знаем. Он не совершил «революцию в школе», но сумел войти в историю этими двадцатью строчками.


Источник:
Птичка моя, О-ки