По ту сторону мифов. Лагерные хроники

Яков Капустин
            
                (Из записей Марка Неснова)

Лагерная тема занимает непомерно большое место в жизни нашего

 общества.

Может быть оттого, что народ всегда жил не по законам, а по понятиям.

А может быть потому, что каждый житель страны чувствует себя

 потенциальной жертвой государства, которое легко может его захватить

 неводом своей карательной системы.

В силу этих и многих других причин лагерная тематика прочно обосновалась

в нашей культуре и стала такой же естественной, как  многие иноземные

 слова, которые мы считаем исконно своими.

Как и любая  малоизвестная культура, она очень  романтизирована и

 мифологизирована.

Немалый хаос в сознание наших граждан внесли наивные и далёкие от

 реальности романы и фильмы, где проводится мысль, что добрым словом и

 хорошим отношением легко перевоспитать человека.

Хотя  любой человек знает, как ему самому непросто избавиться от своих

 черт характера, пристрастий и привычек, которые, в конечном итоге, и

 определяют вектор его поведения.

Одним из самых распространённых  мифов о лагере является тот, что

в лагере зэки, по  понятиям, отомстят насильнику и совратителю, а маньяка

 ночью придушат.

Должен сказать, что за двенадцать лет пребывания на усиленном и строгом

 режиме, мне издевательств над насильниками видеть не приходилось, а

 маньяки просто не встречались.

Скорее всего, этот миф распространяет следствие, для запугивания

 подследственных.

Никто не наедет на человека в лагере беспричинно, если он не готов стать

 жертвой.

А причину всегда придумать можно.

У сильного всегда бессильный виноват, как сказал классик.

Отсидевших много лет людей не интересует то, что было с человеком на

 воле.

Важно только то, что представляет собой человек в лагере.

Да и кто в России верит в справедливость приговоров.

Может быть, мать посадила любовника своей дочери.

А может быть, следствие закрыло дело тем, кто попался под руку.

Сам вопрос, за что сидит человек, в лагере просто неприличен.

Опытным сидельцам это не интересно.

Им и без этого ясно, кто перед ними.

                …Однажды мне встретился экземпляр  по фамилии Володя Кузнецов,

который не только не скрывал, что он насильник, но даже бахвалился своим

 злодейством и лихостью.

Никаких последствий это для него не имело, хотя тёрся он среди уважаемых

 людей, потому что лагерных проколов у него не было.

Его рассказы вызывали скорее недоумение и усмешку, чем осуждение.

Мне эта история запомнилась  необычайным цинизмом и

 беспричинной жестокостью.

А так же наивностью и глупостью  жертв – людей взрослых и

 образованных.

               …Володя с друзьями был в ресторане.

Неподалёку от их столика  сидел лётчик с женой и подругой.

Володин дружок пошёл приглашать жену лётчика на танец, но получил

 вежливый отказ.

Это вызвало крайнее негодование у всей «блатной» компании, и они

 решили проучить строптивого лётчика и его спутниц.

Они пошли за ними по улице, отпуская скабрезные шутки и угрозы, а когда те

 вошли в дом, постучались и сказали, что хотят извиниться.

О чём только думали вполне трезвые и образованные люди, когда

 открывали дверь тем, кто пять минут назад им угрожал.

Войдя в дом, оскорблённый танцор направил на лётчика пистолет и заорал:

- Снимай штаны, козёл!

А когда лётчик отказался, выстрели ему в живот.

Лётчик упал.

Тогда пьяная кодла окружила его жену и, угрожая ножами, стала требовать,

чтобы женщина  разделась.

Но, когда та упёрлась насмерть, они стали её резать и тыкать ножами до

 тех пор, пока окровавленная женщина не потеряла сознание.

Тогда озверевшая от водки и крови компания набросилась на их подругу и

 отыгралась на ней в меру своих фантазий.

Без всяких опасений они покинули дом, смеясь и бахвалясь.

Нашли их быстро, потому что в ресторане все их знали.

На суде, в отличие от прокурора и общественного обвинителя, лётчик и его

 жена, которая осталась инвалидом, просили строго не наказывать

 обвиняемых, указывая суду на тот факт, что они и так несчастны, раз смогли

 такое сотворить.

И, что наказаниями никого исправить нельзя.

Это очень развеселило обвиняемых, которые никакого раскаяния не

 испытывали и исправляться ни от чего не собирались.

Именно этот факт Володя Кузнецов всегда рассказывал со смехом, от всей

 души  потешаясь над  наивностью и тупостью этих «лохов и баранов».

У зэков же, повторяю, его рассказы вызывали лишь лёгкое презрение, но

не осуждение.

В конце - концов, какое дело уркам до проблем каких-то фраеров.

У них своих забот хватает.

И даже тот лёгкий презрительный осадок, который возникал после

 Володиных рассказов, был вызван не самим фактом дикого и жуткого

преступления, а только тем, что рассказчик настолько глуп, что не научился

 помалкивать.