Победители. Конкурс памяти Микаэля

Творческая Мастерская Ежи
Творческая Мастерская Ежи и судья Ольга Аникина - http://stihi.ru/avtor/anikinaolga
второго конкурса памяти Микаэля
МИхаила Горевича объявляют победителей

1 МЕСТО заняли 2 стихотворения каждое получает 2000 призовых баллов
Ирина Чуднова - вода, вода, замри и помолчи - http://stihi.ru/2020/04/18/3881
и
Нина Злаказова - куда захотим - http://stihi.ru/2019/12/30/9380

2 МЕСТО получает 1400 баллов
Лина Маго - Без художника - http://stihi.ru/2020/01/02/13433

3 МЕСТО заняли 2 стихотворения каждое получает 800 призовых баллов
Алёнка Овсянникова - И сказал Господь... - http://stihi.ru/2019/06/26/5829
и
Ульяна Валерьевна - Хроники из зоны комфорта - http://stihi.ru/2020/04/30/4824

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

ДАЛЕЕ комментарий Ольги Аникиной - http://stihi.ru/avtor/anikinaolga

Я была другом Михаила Горевича, и когда меня попросили участвовать в судействе конкурса, посвящённого его памяти, я согласилась не раздумывая, несмотря на очень жёсткие временные рамки, в которых я сейчас живу и работаю. Поэтому пусть меня простят те авторы, про кого я не написала ни слова в этом обзоре. Простите. Я не могу найти нужных слов для разговора о Ваших стихах, потому что считаю этот разговор преждевременным. Прошу Вас понять меня правильно: для того, чтобы стихотворение состоялось, вовсе необязательно употреблять в нём хлёсткие, солёненькие слова. Необязательно писать философские категории - память, любовь, вера, итд - с большой буквы. Даже необязательно высказывать оригинальную мысль, которую до Вас ещё никто не высказывал. Нужно, чтобы просто появилось вещество поэзии, а его не так-то просто добыть.
Впрочем, Михаил всегда в этом вопросе был мягче, чем я; он мог полюбить какое-нибудь неудачное стихотворение всего лишь за одну-единственную  удачную строчку и поддержать поэта, и попытаться указать ему путь. Я сегодня не ставлю перед собой такой цели, да и поводырь из меня никудышный.( В этом месте Михаил посмеялся бы и сказал: это точно.)
Что касается остальных стихов, их я считаю достойными обсуждения, даже в том случае, если я поставила им невысокие баллы. Мне кажется, в каждом из стихотворений, о которых я буду говорить ниже, есть замечательный потенциал - реализованный полностью или нет, это другой вопрос, но он есть. Мне кажется, в этих стихах есть это самое "вещество поэзии", которое так ценил Михаил Горевич. Он сам всю жизнь искал его, и радовался, как дитя, когда находил его.
Фроузен Черри "Почему вы не курите трубку?", стихотворение в меру дурацкое, этим и симпатичное. Очень похоже на чей-то хороший стёб, с отсылкой к Ахматовой. "Я надела узкую юбку, чтоб казаться ещё стройней" - 7 баллов
Почему Вы не курите трубку?
Вам бы очень она подошла.
Я надела б с разрезами юбку
И прилипла, как липнет смола.
Сергей Богомолов "Я не знаю, как там всё у вас". В стихотворении удался только первый катрен; в нём есть потенциал и хорошая затравка для развития идеи; такой катрен мог бы написать, наверное, Игорь Куницын или, может быть,  Данила Давыдов. Но, к сожалению, поэтика автора не предполагает ироничного выхода за пределы языка, и в стихотворении, по сути, ничего интересного не происходит. 4 балла.
Симон Слуцкин. "Табор уходит". Стихотворение добротно сделанное, хотя, на мой вкус, несколько затянутое. Автор попытался скрестить несколько времён и культур, здесь и идиш, и компьютерный слэнг, и упоминание европейской валюты, и не вписавшееся в ритм " позлАтишь ручку". Есть словосочетания, на мой взгляд, абсолютно надуманные, взятые , что называется, "из головы": например,  "Горизонталь парнОсы", или афоризм "реквием по культуре – племя визАпросящих". Авторская попытка сконструировать новые словообороты не встретила во мне ответного энтузиазма признать эти словообороты удобочитаемыми. Впрочем, я могу быть не права.  6 балллов.
Надежда Бесфамильная "Лодка". Хорошее, звучное стихотворение, написанное вне отрыва от авторской поэтики. Смутило только четверостишие про "выдру Офелию", которое сразу же превратило это лирическое высказывание в некое стихотворение для детей. Нужен ли здесь этот персонаж- выдра Офелия? Мне кажется, текст ничего не теряет, если убрать данный катрен . Если бы автор согласился со мной и не было бы  лишней ( на мой взгляд) отсылки к "Гамлету", я бы поставила 9 баллов. А так  - 7.
Алёна Костина "В последней жизни". Стихотворение. написанное от имени кошки; лирический герой открывается нам своё лицо в самом конце - очевидно, автор попытался придать стихотворению недостающий "пуант". Пуант не получился, потому что подобный приём уже настолько избит, что данное стихотворение нового смысла к уже имеющимся не приращивает. Очень смущает избыточность эпитетов. Невесть откуда взявшиеся "акробаты" в конце стихотворения ( очевидно, они пришли сюда для рифмы) создают ощущение искусственно созданного образа и пространства. 5 баллов.
Ян Бруштейн "Ангелы на ветвях". Обнаружив в подборке стихи Яна Бруштейна, я обрадовалась: само имя автора мне обещало хороший текст. Текст на самом деле вышел неплохим, но... Дорогой Ян, я люблю и знаю Ваши стихи. А относительно этого текста скажу: у Вас ест тексты гениальные, а этот просто хороший.  Интересный финал с диссонансной рифмой и яркими "стерхами", на мой взгляд, стихотворение не спасает. Может быть, это стишок для детской книжки?  Милый, добрый, простой. 7 баллов.
А что же ангелы - давно упали в сон,
Перезимуют в дуплах и застрехах.
Неведомы им наши взрывы страха,
Посапывают с вьюгой в унисон.

Весной проснутся, вспыхнут над землёй,
И встретят всех, не выживших зимой.
Ирина Чуднова "вода, вода, замри и помолчи" - Собственно, вот то стихотворение, которое я с уверенностью могу назвать одним из лучших в подборке. Построенное на терцетах, оно, несмотря на объём, не звучит затянуто; дело в лаконизме самой мысли, высказанной в каждой строке и в том веществе поэзии, которое автору удалось сохранить, не потеряв при этом технику. 
я стану соль, ты станешь снегопад —
и кто кому судьба, лекарство, яд?
кто нас с тобой в морскую кровь смешает?
посмеет кто единое разъять? —
хрустален шторм, аквамаринна гладь
и твердь распахнута, волны не разрушая..

10 баллов.


Яков Левин " Зачем мне закат?". Несмотря не несколько удачных находок ("Звуки падают в воду, на ноты закат дробя.", "Солнце плавит асфальт, потому как июль пока"), стихотворение предстаёт набором банальностей.  А где нет банальности ( вернее, где есть попытка уйти от неё), там проступает небрежность.  "Поджимают машины намокшие лапы шин". Очень спорная строка, отдающая торопливостью. Небрежность заметна и в том, что сначала автор пишет слова Мессия с большой буквы, а потом с маленькой.  5 баллов

Лайда "Праздник".
"Жёлтою прессой уже не торгует клён" - спорная строка."Пачкает краской лица сырой рассвет" - ещё одна спорная строка. "Ты - это праздник, который  в с е г д а" - строка у читателя вызывает однозначные ассоциации с Хэмингуэем. Поэтика ХХ века -  поэтика  иронии, ей свойственна игра на понижение и отказ от пафоса.  В любой пафосной фразе читатель ХХ века уже научился видеть иронию.  Автор под ником Лайда  из фразы "Праздник, который всегда с тобой", уже представляющей собой некое клише, попыталась создать воззвание к Богу, и воззвание это - не получилось. 4 балла.

Ульяна Валерьевна "В зоне комфорта" .Очень лаконичное и нежное стихотворение.
Предлагаю автору сделать с этим стихотворением кое-что, а именно - убрать начало и конец. И получится:

В зоне комфорта воздух прозрачен.
Просто
наш карантин сходится в точку роста
функцией нелинейной.

Время желейно,
море внутри медово,
радости вдоволь.
Солнечный лайм на небе ласков и жёлт.

Бог меня бережёт

Да, вышло гораздо короче, но, на мой взгляд, концентрированней и ярче. Ни на чём не настаиваю, просто чеховский способ создания текстов - когда отрезаются начало и конец  - в данном случае был настолько любопытен, что я решила поделиться с уважаемым автором, которого я поздравляю с удачей.  8 баллов

Анна Арканина "Не пускай меня, мама, на улицу". Отличные, "пробивные" окончания строф и сильно проигрывающие им зачины. "Не пусти", употреблённое после "Не пускай" звучит проигрышно; рифма "рукам - облаках" - рифмой можно признать с очень большим допущением. Рыжехвостый луч - сомнительный эпитет всегда заметен в стихах. Оборот "ведомая рыжехвостым лучом впереди" - не получился;  Лишнее "впереди" как раз поставлено на место ключевого слова, на которое опирается рифма - и читателю видно, что поставлено оно сюда именно для рифмы. У автора отличный слух, он знает, что концовка - главное, и знает, что умеет делать хороший финал; из-за этого, к сожалению, он слишком мало внимания уделил собственно стихотворению, его телу и плоти.  7 баллов

Алёна Овсянникова "И сказал Господь". Рифмованное переложение библейских цитат и философский выход на образ лабиринта. Автору удалось и первое и второе, и довольно мастерски. Лабиринт, в котором человек блуждает, а потом по первому звуку иерихонской трубы рушатся стены - зрим и оправдан. Другой вопрос: при всей своей любви к лапидарности я при чтении этого стихотворения не могу избавиться от ощущения, что прорыва в конце автор не достиг, несмотря на эффектный образ рушащихся стен. Дело в том, что новое в этом стихотворении - лабиринт - представленное как уникальная авторская находка - решение своё находит в старой метафоре ( "рухнут стены"). На мой взгляд, стихотворение является несомненной авторской удачей, но оно не докручено. 8 баллов

Лина Маго "Без художника" . Нужно обладать определённой смелостью, чтобы писать о такой вещи, как закат: автор всегда рискует скатиться в романтику и сентиментальность. И здесь читателя ждёт сюрприз:  стихотворение состоялось. Видна работа со строфикой, стихотворение насыщено оптическими эффектами и сенсорными крючками: "день туманом окурен и вдоль горизонта раскатан".  Единственная строка "календарь в облачении датном" - слово "датном" - большой фонетический проигрыш стихотворения, в остальном безупречного.  9 баллов

Нина Злаказова "Куда захотим" - очень удачное стихотворение, с хорошей концовкой. На протяжении первой части текста автор выдерживает звукопись, акцентирует звук "у", взывая в памяти читателя звук гудка паровоза. Замечательный топоним "Бугульма" в сочетании с "хурмой" апеллирует к хронотопу южного города. Автор передаёт скорость летящего поезда неровной строкой и в конце приходит к образу спящего пассажира,  беззащитного и маленького.
"И если ты не любишь всё это, то не находишь слова". Автор нужные слова нашёл, и читатель, следуя за автором, радуется находкам вместе с ним.
в тишине можно услышать дыхание малых сих,
из которых наименьшее – человек.
10 баллов

Алекс Трудлер. "Дон".  Автор намеренно ведёт диалог с Шолоховым , когда начинает стихотворение со слов "Мой тихий Дон". Хотя Дон здесь может вполне олицетворять более широкое понятие - некий архетипический образ реки, вокруг которой некогда существовали поселения. На мой взгляд, диалог удался не вполне, а что до современности, то это стихотворение  и не задумано как современное. Оно вполне могло быть написано в конце ХХ века, и, полагаю, автор знает об этом, делая свою стилизацию намеренной. Что он хотел высказать нового в этих строках? Возможно, попытался передать некое новое чувство, которое охватило автора при создании стихов. В русской и особенно постсоветской литературе подобная тоска о деревне, о земле, о бренности -  хорошо отражена у писателей-почвенников; если брать прозу, можно сразу же вспомнить Валентина Распутина. Расходится со стройной поэтикой постсоветского пространства авторская лексика; например, непонятно откуда взявшееся слово "логотип". Кроме того, обилие эпитетов не прибавляет стихотворению точности, а наоборот, снижает её: "плач, заезженный до хрипа" да ещё и "горький плач", представляет собой оксюморон: если это плач горький, то он не может быть "заезженным". 
На берегу скрипит могильный крест
под горький плач, заезженный до хрипа.
Горит звезда, нашив дурную весть
на небо - проходящим логотипом.

"Бетонные строения черны/их мысли чёрны". - ещё одна неудачная строчка, говорящая о торопливости автора, а может, о его самоуверенности? Почему автор так уверен,что ему под силу прочитать мысли бетонных строений - и почему он уверен, что мысли черны, а не, допустим, серы? Ведь доказательств этой черноты он не приводит.
Строка "Дон плывёт, не ведая станицы" также является спорной. ДОказательств "неведения" Дона автор не приводит, а о том, что на дону станицы сейчас существуют, это неоспоримый факт.
6 баллов.

Итого: Ирина Чуднова и Нина Злаказова - 10 баллов
Лина Маго - 9 баллов
Алёна Овсянникова и Ульяна Валерьевна - 8 баллов
____________________________________________________

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ОЛЬГЕ за судейство и сотрудничество с ТМ Ежи.