Колокола - АКРО

Лидия Толченникова
К/ак  на Руси  и  в какие  года,
О/тливать  стали  колокола?
Л/юд честной  наш  всегда  должен знать,
О/ткуда лютого ворога ждать.
К/то и как передаст  послание,
О/бъявит  благое вещание?
Л/ьётся звон колокольный по свету,
А люд  честной ждёт  весточку эту!

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:Первые христианские колокола появились на Западе в конце IV – начале V веков. По одной из легенд, родиной христианских колоколов является христианский город Нола в провинции Кампань. В предании говорится, что, однажды, возвращаясь домой, св. Павлин Милостивый прилег отдохнуть на поле, поросшем колокольчиками. Во сне он увидел, как с неба сходят ангелы и раскачивают колокольчики, издающие серебристые звуки. Вернувшись, св. Павлин приказал отлить большую копию полевого цветка. У нас, в России, колокола стали применяться не сразу, примерно с XVI века. Как западное веяние они долго не приживались.
http://eparhia.onego.ru/zvon.htm«У них (славян) есть множество городов, так же как и церквей, в которых они вешают колокола…» , -сообщает о наших предках живший в конце X века известный арабский историк имам Абуль Хасан Аль-Масуди. Вместе с пришедшим на Русь православием «звонение» очень быстро и навсегда занимает подобающее место в культурной жизни наших предков. В "Слове о полку Игореве" (1185-1187 г. г. ) мы читаем: «Для него в Полоцке позвонили к заутрене рано у Святой Софии в колокола, а он в Киеве звон тот слышал» . В житиях самых первых русских святых постоянно упоминается «звон велик, разносящийся над городом» .
http://www.pyatkov.ru/cb/cb_main.htm
Колокола на Руси почитают издревле и искренне. В Великом Новгороде первые колокола появились в 1051-ом году, когда был построен Софийский собор.
http://www.vor.ru/outside/corr_koi.html

Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV в. , когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. Также литейным делом в это время занимались венецианцы Павел Дебоше и мастера Петр и Яков. В начале XVI в. уже русские мастера с успехом продолжали начатое дело, превзошедшее во многом, по части литья колоколов, своих учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди.
Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной)и Ирининской церквях.В Новгороде колокола упоминаются при храме св.Софии в самом начале XIв.В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем "великий звон".Также упоминаются колокола в храмах Полоцка,Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в.
О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. В Суздале "а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и своих, иных олову льяти… " В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.

После нашествия татаро-монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.
Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старо немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин освящения колоколов.
При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г. , Богдан 1565 г. , Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.
В XV веке после татаро-монгольского нашествия началось возрождение литейного дела на Руси, сначала в северо-восточной части государства, затем, к концу века, первенство в этой области перешло к Москве, где был открыт "Пушечный двор", и где лили и пушки, и колокола. Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. Надо сказать, что русские литейщики оказались хорошими учениками и скоро превзошли учителей. На Руси сложился способ звона, отличный от западноевропейского - "языковый", когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню. В 1532 году был отлит 500-пудовый (8 т) колокол, а в 1533 - первый на Руси "тысячник", то есть тысячепудовый колокол (больше 16 т).
Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров. http://www.bryansk.fio.ru/vipusk/00030/artyuhovata/ist.htm.