1925 Рене Магритт Оазис

Елена Юрьевна Амелина
Размышления над работой Рене Магритта "Оазис" (1925)

Название: "Oasis" - "Оазис"
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль: Сюрреализм
Размеры: 20 х 23 см
Дата создания: 1925
Местонахождение: Частная коллекция


В пустыне знойной жаром пышет,
Безжизненны дюны песка,
Лишь иногда оазис жизни
Здесь встретишь, и ушла тоска.

Когда источник подземелья
Поднимет на поверхность влагу,
Оазис, всем на удивленье,
Вдруг Раем станет пустыни жаркой.

Всегда оазис обрамляют
Пальмы, акации синегала,
Путники жажду утоляют,
А тень их караван спасала.

Магритт назвал свою картину
"Оазис", но взгляни туда,
Ты не увидишь - оживила
Пустыню свежая вода.

Мы видим белый стол в пустыне,
На нём акации растут,
И никакой воды в помине,
Лишь облака в ветвях плывут.

Акации синегала -
Гуммиарабика источник,
Смола с акации стекала,
На солнце жарком высыхала,
Её использовал художник.

Гуммиарабик растворялся,
Он ценный был, и он был вязок,
Столетиями применялся
Связующим клеевых красок.

Для акварели он - основа,
И для гуаши применим,
В печатной графике он снова,
Как компонент, необходим.

И, как оазис для пустыни -
Источник  тени и воды,
Так для художника краситель -
Источник денег и еды.

Рисуя белый стол в пустыне
С акациями синегал,
Он показал, что их отныне
Поставил, как на пьедестал.

И облака плывут неспешно,
Так белоснежны в небесах,
Оазис дарит мир безбрежный,
О том рассказано в стихах.


***
Рецензия Дима Свирелина:

Деревья эти неслучайно
Магритт поставил на столе,
Хотя Оазис изначально -
Берёт основу на Земле...
Ведь творчество - животворит!
Напомнил нам Рене Магритт!

***
Рецензия Натали Ривара:

Семья художников -
И термины, и материалы
В подробностях имеют всем.
Магритт - с "Оазисом" недаром
На видном месте - и почёт
Мечтателю - прекрасному поэту мысли -
Теперь воспет и сам
Прекрасным Стихом,
Увековечен словом...
Экс

И

ОАЗИС - наше отвлечение,
При напряжении душевных сил,
И, даже если тяготы всамделишной пустыни - ты не переносил,
То возникают чУдные картины
Из просветленного всего,
И ночью, днём - то созерцаться готовы,
Не предрекая ход и тикание часов.
Экс

***
Рецензия Сергея Кузнецова 32:

Оазис или в мираже,
А может быть в воспоминаньи,
Когда он путнику уже
Отдал плоды очарований...

Стоят на столике мечты...
И цвет песочный у паркета,
И словно видятся зонты
Акаций в небе - по сюжету...

И перед Вами не углы,
А невысокие барханы,
Как будто не в квартире Вы;
В гостях у тётушки Сахары...

И зелень комнатных цветов
Вас привлекает в мир пустыни,
Где тень оазисных садов
Желаннее всех тЕней в мире...

А настоящая вода -
В бутылке тает из под пепси,
Окна небесная среда...
И всё вокруг со словом «если»!

***
Рецензия Антонины Парусовой:

Пронзил "Оазис" - кружевом акаций,
И белоснежным видом облаков,
Застывшими в спокойствии восточном
В объятьях тишины таинственных миров...

Приветлив стол, где ждут гостей...
Там искра жизни, что воскресла,
Приют заблудшим и нагим...
Оазис - это робкая надежда,
И дар судьбы, чтоб выжить и дойти!


***
Википедия:
~~~~~~~~~~~~
Оазис - место выхода подземных вод в пустынях и полупустынях. Резко отличается от окружающих пустынных ландшафтов богатой древесной, кустарниковой и травянистой растительностью. Крупные оазисы имеют свой микроклимат. В водоёмах растут пресноводные растения – рдест, пузырчатка, ряска, роголистник, их берега покрыты зарослями тростника и рогозы. В оазисах Сахары наиболее распространены финиковая пальма, виды акаций, из которых получают гуммиарабик, дум-пальма. Здесь же сосредоточено население пустынь. Почти во всех оазисах развито интенсивное земледелие на искусственно орошаемых участках. Многие оазисы в Сахаре были созданы искусственно и с древних времён служили остановочными пунктами на караванных путях. Часто оазисами называют также долины крупных рек в пустынях, где сосредоточено население и возделываются с.-х. культуры.

Гуммиарабик используется столетиями в качестве связующего клеевых красок   акварельной живописи, потому что он легко растворяется в воде. Одна часть порошка гуммиарабика, растворяется в четырех частях дистиллированной воды для получения  клеевой раствора, необходимого для смешивания с пигментами.
Пигмент любого цвета находится  в камеди в виде тонкой суспензии, в результате чего образуется акварельная краска. Вода действует как носитель или разбавитель для тонких слоев акварельной краски и помогает переносить краску на бумагу.
Добавление небольшого количества гуммиарабика в воду, которой разбавляют готовую акварельную краску, уменьшает впитывание краски в бумагу и тем самым уменьшает высветление акварельной живописи при высыхании.
Некоторые виды гуаши содержат гуммиарабик.

Гуммиара;бик (лат. gummi — камедь и arabicus — аравийский, отсюда также устар. аравийская камедь) — твёрдая прозрачная смола, состоящая из высохшего сока различных видов акаций. Первоначально гуммиарабик собирался из Acacia nilotica, в настоящее время гуммиарабик преимущественно собирается из двух родственных видов, а именно Acacia senegal и Vachellia (Acacia) seyal. Смола собирается в коммерческих объемах  с диких деревьев в основном в Судане (80%) и на всей территории Африки от Сенегала до Сомали, хотя исторически акация произрастала в Аравии и Западной Азии.
Зарегистрирован в качестве пищевой добавки E414.

Живопись

Гуммиарабик используется столетиями в качестве связующего клеевых красок [1]–  акварельной живописи, потому что он легко растворяется в воде. Одна часть порошка гуммиарабика, растворяется в четырех частях дистиллированной воды для получения  клеевой раствора, необходимого для смешивания с пигментами.
Пигмент любого цвета находится  в камеди в виде тонкой суспензии, в результате чего образуется акварельная краска. Вода действует как носитель или разбавитель для тонких слоев акварельной краски и помогает переносить краску на бумагу.
Добавление небольшого количества гуммиарабика в воду, которой разбавляют готовую акварельную краску, уменьшает впитывание краски в бумагу и тем самым уменьшает высветление акварельной живописи при высыхании.
Некоторые виды гуаши содержат гуммиарабик.
Акварельные и гуашевые краски общего назначения производят на более дешевом связующем –  декстрине и т.п.
В отличие от декстрина, растворы натурального гуммиарабика не окрашиваются йодом в фиолетовый цвет.

Керамика

Гуммиарабик длительно применялся в качестве добавок к керамической глазури. Он действует как связующее вещество, помогая глазури прилипать к глине до ее обжига. В качестве вторичного эффекта он также увеличивает текучесть смеси глазури.
Гуммиарабик обычно растворяют в горячей воде (обычно 10-25 г/л), а затем добавляют к раствору глазури, после чего его концентрация становится от 0,02% до 3% к сухой массе глазури.
При обжиге смола сгорает при низкой температуре, не оставляя следов в глазури. В настоящее время, особенно в промышленном производстве, гуммиарабик часто заменяют   альтернативными веществами, например карбоксиметилцеллюлозой (Na-КМЦ).

Печатная графика

Гуммиарабик также используется для травления и защиты изображения в литографических процессах на печатных формах, как на традиционных литографских камнях, так и на алюминиевых пластинах. В литографии [2]чистый раствор (без добавления кислоты) гуммиарабика может использоваться для травления очень легких тонов, например, сделанных твердым литографским карандашом. Фосфорную или азотную кислоты добавляют в различных концентрациях (1-5%) к гуммиарабику, чтобы качественнее протравить темные тона изображения. Процесс травления создает на печатной форме слой адсорбированной смолы, который удерживает  воду, гарантируя, что печатная краска на основе олифы не прилипнут к этим областям.
В XX веке российская промышленная литография  заменила дорогой импортный гуммиарабик  отечественным декстрином, получаемым из крахмала.
Один из ведущих экспортеров (около 80 % мирового производства) - Судан.

***
https://www.renemagritte.org/oasis.jsp
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Магритт написал « Оазис» в 1925 году - более простую работу с буквальным названием, не представляющим никаких проблем.

Столик, на котором стоят деревья (следовательно, нереальные деревья), нарисован в китайской перспективе, перевернутой и не систематизированной, как в перспективе европейского Возрождения. Облака частично появляются перед кронами деревьев и частично за ними, а расстояние между облаками и землей слишком мало, чтобы быть реалистичным. Таким образом, Магритт изменил здесь пространственные пропорции и показал, что перспектива относительна. Другими словами, он пытался освободить мир природы от правил и обычаев, которым он подчиняется в соответствии с нашим представлением о нем. Благодаря его представлению наше восприятие становится более интенсивным, а наше восприятие пространства становится более интимным. В этой картине бесконечная тишина. В облаках (но не на них) яркий свет, и голубизна неба на горизонте меняет цвет, пока не приближается к глубокой полуночной синеве только в итальянской живописи четырнадцатого и пятнадцатого веков. Например, Мантенья в своем «Св. Себастьяне» нарисовал такие облака сильного холода мощным, пронзительным синим цветом. Кроме того, концепция пространства здесь, которая не была подвергнута академической формуле, может заставить нас подумать о Пьеро делла Франческа и Уччелло. Привлекательность может заставить нас подумать о Пьеро делла Франческа и Уччелло. ПривлекательностьОазис - это отсутствие всех стереотипных эффектов или простая ловкость; стиль написания кропотливый, строгий, прямой.