Статус Брэда

Натали Пахомова
Комментарии к одноименному фильму...
Приходит время, когда в жизни мало-мальски думающего человека начинают возникать вопросы: так ли он жил? Тем ли занимался? Все ли сделал, что мог? Успешен ли я? Чего я добился? Ценят ли меня другие? Пришли они и к Брэду, герою этого фильма…
«Иногда вдруг осознаешь, что труд твоей жизни смехотворен и тебе нечего предъявить миру. Кто - то создал свою империю, а что создал я? Я не тот, кем хотел бы стать и не о такой жизни я мечтал…» 
В его личной истории эта ситуация осложняется еще и тем, что его бывшие однокурсники по университету достигли общественно-значимого статуса: они богаты, имеют прибыльный бизнес, известность, мелькают на экранах телевизоров, являются кумирами многих…Его же некоммерческая организация  дает ему, конечно, средства к существованию, но не возносит его на Олимп в общественном смысле, ведь занятие «помогать людям» не стало еще в обществе котируемой ценностью, да и  его бывшие друзья не исповедуют похожих ценностей. Да и видит он их лишь на страницах социальных сетей, где все стараются показать себя в лучшем свете, об их настоящей  жизни герою фильма неведомо. Он в плену собственных иллюзий, как выяснится потом.
Но какой он, этот  внутренний критерий успешности? Не имея его внутри, не чувствуя внутренней гармонии, находясь не в ладу с собой, люди и наш герой тоже, ищут его  снаружи, пытаясь  соизмерять свою жизнь с жизнью и социальным успехом других. У Брэда есть ориентиры – это его успешные друзья по колледжу и университету
Повысить статус, ориентируясь  с социальными нормами: это летать бизнес - классом, иметь золотую или платиновую карту, заказать лучший столик в ресторане.
В общем и целом проблема героя на поверхности, легко читаема и судя по количеству комментариев к фильму на Ютубе, не новая. Многие даже узнают себя в данном герое.
Но это только на первый взгляд…Наверное, кто-то  заметил реплику одной из героинь фильма – подружки его сына, молодой девушки Анании - студентки Гарвардского университета, одержимой целями лучшего социального благоустройства. Звучит она так: «Вы счастливый человек, в Ваши 50  вы еще думаете, что мир вертится вокруг Вас. У вас проблемы  привилегированного, белого, и к тому же состоятельного мужчины ». Вот он, истинный ключ к пониманию ситуации. И это истинная правда. Каким-то одной ей ведомым способом молодая студентка вскрыла причину проблем нашего героя. Но в фильме эта фраза дальше не получает развития, а ведь могла бы…
Дело в том, что герой Бэна Стиллера – идеалист со  всеми  сопутствующими этому качеству проблемами, комплексами, страхами. Внутри себя он чувствует себя выше других (это его  значимое «я помогаю людям»), и даже некоторое превосходство от реализации своей роли. Но жизнь – и в фильме это очень четко показано  в разных бытовых ситуациях – покупка билета на самолет, столик в ресторане – постоянно указывает ему на то, что он аутсайдер, лузер, неудачник. Общественная оценка сурова и непреклонна, чтобы вы там не исповедовали и какой бы важной работой с вашей точки зрения вы не занимались. По крайней мере, герой начинает сомневаться в своей высокой миссии и начинает чувствовать себя  неудачником на самом деле. Он даже пытается анализировать причину -  может у него недостаточно требовательная жена, которую все устраивает, может….Но в итоге все-таки решает, что  в том, что он не достиг  высокого общественного статуса виноват он сам, ведь он делал выбор сам. Странно, что все эти годы он не задумывался  над  вопросом: а все-таки, чего он хочет от жизни и какие цели ставит перед собою?  Только сейчас  его жизнь, его деятельность, его семья  перестают быть ценными даже в его собственных глазах, все его достижения нивелируются. Все теряет смысл – на время. В данном состоянии он уязвим, мнителен, его сопровождает постоянная рефлексия. Мир кажется ему враждебным, ничего хорошего от него не дождешься, сколько бы ни старался. А ведь когда-то он был влюблен в мир, и он отвечал ему взаимностью…Наш герой не сидел сложа руки. Что он только не пробовал делать в своей жизни, но в конечном итоге, деятельность эта не была востребована. Еще он постоянно менял свои интересы, ни на чем долго не останавливаясь. Возможно его не устраивал результат? Ведь идеалистам нужно, чтобы все было идеально,  а главное – чтобы  скоро и быстро, в противном случае, не стоит этим заниматься. Скромная участь их не устроит.
Требовательность к делу перебрасывает  мостик дальше. Критицизм и требовательность по отношению к людям,  молчаливое  осуждение  тех, кто,  по их мнению,  не соответствует идеальным стандартам  человека. Идеалисты часто живут в вымышленном мире и  слово «должны» по отношению к другим людям у них – на первом месте. Они – люди - должны быть не только такими и такими, но и к ним так-то и так-то относиться, а если  ожидаемого не происходит, то  незамедлительно следует оценка и  человеку приклеивается ярлык. В глубине души Брэд презирает своих  бывших друзей и невысокого мнения о них, особенно о своем бывшем друге Крейге Фишере, которого он считал своим вечным соперником еще со времен колледжа…Вечный  его соперник –  это только в воображении Брэда, живет в реальном мире, своих знакомых он не идеализирует, знает все их достоинства и недостатки, и  воспринимает жизнь вокруг такой, какова она есть...Да, как сказали  его студентки, он напыщенный и важный, но не отказал же Брэду, все-таки помог его сыну – Трою с собеседованием, но Брэду этого было мало, и он устроил  в ресторане своему бывшему «другу» целый допрос с пристрастием.  Со стороны кажется, что Брэд – прав, ведь так называемый друг не пособолезновал, когда умерла мать героя, не ответил на его деловое предложение, список «грехов»  Крэйга можно пополнить.  Да, так друзья не поступают, но может они и не друзья вовсе, может Брэд завысил  в отношении своих однокурстников  свои ожидания, и хочет от них того, чего они ему дать не в состоянии.  И сам же страдает от этого. Идеализация  окружения – тоже одна из проблем таких как Брэд.  Они идеализируют окружающих, а потом, разочаровавшись в них, свергают с возведенным ими же самими пьедестала…По сути, Крэйг Брэду ничего не «должен», у него своя жизнь, так только представляется  нашему герою. И может Крейг, согласившись на встречу с Брэдом, почувствовал необходимость в других контактах, более искренних, ведь играть  ему на публику уже надоело. Он же не виноват, что Брэд ему завидовал, что его жена – известный драматург, что его все узнают и предлагают ему лучшее место в ресторане. Уязвленное самолюбие Брэда страдает от  того, что его обогнали…
 Юношеский максимализм проявляется и в сыне героя (яблочко от яблони недалеко падает).  И хотя он и одергивает Троя, который дает жесткую оценку идеализируемого им до собеседования профессора музыки, по сути,  он  такой же. Вот уж поистине всем ходом сюжета  мы подбираемся к таким известным, но мало кем реализуемым  постулатам  христианской этики: «Не судите, да не судимы будете» и «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы к тебе относились». Ведь если бы Брэд хоть  в какой-то форме поддерживал со своим бывшими  друзьями реальные, а не формальные  контакты (быть друзьями в социальных сетях – это не тот статус), то я думаю, они бы о нем не забывали, ведь все они, такие неидеальные, откликнулись на его просьбу, не проигнорировали ее.  Более того,  возможно, благодаря такому его качеству как отзывчивость он мог быть востребован ими. Ведь в их жизни не все так  безоблачно, как окажется потом. За мишуру внешнего успеха приходиться платить: временем, свободой, а иногда и здоровьем детей…
  У Брэда есть то, чего не имеют другие:  чистая совесть, прекрасный умный и талантливый сын, любящая жена, а это уже ого – как много. Когда он наконец-то устав от своей рефлексии и внутреннего монолога, и в расстроенных чувствах от беседы с Крэгом слушает прекрасную классическую музыку на концерте,  его посещает  внутренний покой и умиротворение: « Музыка была прекрасна…Я возносил себя на пьедестал и низвергал,  а теперь я просто сидел и слушал, позволив себе просто чувствовать жизнь…»
 Проблема контакта героя с миром  в том, что он – крайне субъективен, мнителен и строит мало связей с  окружающими,  завышая планку  и выдвигая претензии, и несмотря на все свои позитивные качества,  по сути  эгоцентричен.  Он мало интересовался сыном  и с удивлением узнает о его успехах в школе. Он начинает им гордиться только сейчас и  только потому, что у самого не так много достижений и успехи сына могут стать и его успехами (ведь он же его воспитал). Мир  в его представлении крутится вокруг него….
Пожалуй, слова «Я тебя люблю» слишком часто произносят герои фильма, им уже не веришь, но в мире, не изобилующем любовью,  пусть хоть они напоминают о том, что любовь – главная  норма общежития  между людьми
Психологически точная игра Бэна Стиллера  увлекает и затягивает, за его внутренним монологом хочется следить… В конце концов герой Бэна Стиллера приходит к  выводу: Я могу любить мир, не обладая им. Его внутренний конфликт разрешен. Надолго ли?