Просто быть

Владимир Бегунов-Седов
"ПРОСТО БЫТЬ".

Чтобы хоть как-то скрасить обычный утренний душевный обвал, выползаю во двор и бреду на детскую площадку. Усевшись на удобной скамейке, достаю телефон. На площадке начинают появляться ее ежедневные посетители -  подружки пятиклашки с планшетами, мама с малышом, два закадычных друга, одному лет 6 , другому 8... Выключаю музыку, делаю вид, что увлечён телефоном, и вдруг понимаю , что самое главное кино происходит вот здесь, на этой площадке...происходит жизнь, отражаемая в движениях и репликах детей.
Девчонки обсудили отношения с родителями в семье одной из них.
Спокойный голос, без малейшего возмущения:
"С утра на меня наорали..."
"Мама...то есть мачеха..."
"Потом придет отец и тоже наорет"
"Иногда мне хочется тупо взять  планшет и прийти сюда и сидеть целый день ..." (реакция второй девочки на рассказ подруги).
Мама с мальчиком запускали огромные мыльные пузыри. Мысленно попытался улететь на самом большом - к облакам. Но он лопнул, как только я мысленно сел на него.
Потом пришли две другие подружки и некоторое  время упражнялись в школьном английском, повторяли слова.
Интересно, что ни разу в разговорах детей "на свободную тему" не прозвучало слово "школа".
И ещё девчонки что-то говорили о войне, про концлагерь и заключённых, фильм "Т-34", причем говорили как-то легко, без особых эмоций и сочувствия, но и не легкомысленно. Просто говорили.
Два закадычных друга обсуждали майнкрафт и даже пытались играть в него в пространстве этой  площадки: "Теперь надо раздобыть лес, много леса...потом алмазы..."
Прозвучало слово "Туалет".
Старший герой игры возразил: "В майнкрафте нет туалета", и повторил эту фразу несколько раз.
Мне тут же захотелось спросить, а нет ли в майнкрафте ТЕЛАУТА. И что вообще теперь лучше говорить телаут, а не туалет, чтобы соблюдать секретность. Но вмешиваться в жизнь не посмел. Это ведь жизнь! Она соизволила мне немного открыть себя вот так, непринужденно, не стесняясь моего присутствия.
А может быть, она, Жизнь меня не заметила? Потому что меня, в общем-то, нет НА САМОМ ДЕЛЕ, о чем я догадываюсь давно...
Нет, заметила все же. Если не меня, то мою тень, это точно. Потому что вдруг все стихло. И площадка продолжила жить без голосов, лишь в скрипе своих раскрашенных маленьких каруселей. Почти все ушли, появилась годовалая Соня с мамой.
"Соня, держись..."
Наверное, если сидеть здесь с утра до позднего вечера, жизнь все равно время от времени будет появляться, напоминать о себе, без страхов и тревог. Кто я такой для неё? Не "подозрительное лицо", и не кусаюсь. Я тень (или оттенок) один из множества тех, кто в эту секунду сидит или стоит, или полулежит в смартфоне, с ботинками вместе, а значит, не опасен, и меня как бы нет.
А жизнь - она есть. Она ЕСТЬ всегда и везде. Она не может не Быть.
И для нас, теней, полутеней и оттенков это непостижимая загадка, "взрыв мозга", почти шекспировский вопрос:
Что же такое Быть, и как научиться снова, как в детстве (которое, говорят, было у каждого), быть ПРОСТО ТАК, не "загружаясь" и не рассеиваясь, не заморачиваясь анализом метафизики бытия?
P.S. Так я и думал. Жизнь вернулась.
Много "колясочников" (папы и мамы с малышами в колясках), а большой  тренажер из лестниц облепили девчонки, как обезьянки, и ползая по ней, продолжили увлеченно и весело  болтать  на тему...о смерти. Обо всем и о смерти. Так легко! "Кать, тебе какие цветочки положить на могилку?
В некрополь?" "Сейчас я сбегаю за цветами..."
Захныкал малыш. Ему заехали мячиком. Горе, конечно. А папа ему говорит: "Ну хватит, успокойся, переигрываешь уже, вон сопли ручьём, носом дыши, иди к маме..."
Жизнь вернулась. Девчонки всей командой перешли с лестниц на карусель. Карусель нехотя заскрипела. А в детских голосах тот же задор и едва скрываемый восторг от "просто-бытия", который есть загадка для теней. Вот жизнь совсем близко. Рядом с моей скамейкой. Значит, она (жизнь) привыкла ко мне, или к моей тени.
А я, в силу привычной уже своей затененности, от нее отвыкаю, затеняясь все глубже и неотвратимо и не зная, как остановить эту странную и противоестественную дематериализацию. Как начать к ней, к жизни живой, привыкать?  Может, спросить у нее, у Жизни?
А она вновь упорхнула куда-то. В другое жизненное пространство.
Две подружки вернулись.
И вот наконец - о школе.
"Тургенев... Достоевский... А что? Мне нравится Достоевский. Особенно "Преступление и наказание"...Тем более, что я его не читала, ха-ха. Нравится, пока не прочитаешь..."
"А моя сестра, представляешь, читает "Войну и мир". ЧЕТЫРЕ ТОМА! Один том ...страниц, второй.... страниц.... четвертый шестьсот страниц!".
"А как думаешь, русичка уйдет?
А математика? Может, и уйдет. А, короновирус..."
Неудобно, однако, подслушивать. Надо бы подняться и уйти, продолжив искать свое тело, чтобы тень не была сама по себе. Трудно подняться. Эта детская болтовня правдивее и содержательнее  всех выпусков новостей. Жаль только, кофе никто не приносит к скамейке. Хотя...разве тени могут пить кофе? Продолжу сидеть. Скоро Жизнь вернётся опять, новой шумной колясочно-карапузной волной, подарив моей тени ещё один шанс вернуться к своему хозяину. И прикоснуться к забытому и такому, должно быть,  приятному "просто быть".