Смерть Артавазда Второго

Эдгар Мирзоян
Смерть Артавазда II Теоса
(Акт из трагедии "Артавазд II")

Сцена Первая

(Осень 31 года до н. э. Тени Митридата VI и Артавазда I Безумного*  перед Артаваздом II)

(Египет, Александрия. Артавазд один в покоях, удручен и подавлен)

Артавазд II:

Я помню деда, помню я отца,
Как старый Царь просил у нас защиты.
Ушли во тьму, они давно забыты,
Но мы не зрим причин, не зрим конца.
Уйти, заснуть, не думать, кануть в Лету,
Вот, то, чего хочу, желаю сна!
И в свете красном, ныне Мать Луна!..
В ее лучах найду я путь к ответу!

(Артавазд впадает в ступор) 

Тень Митридата VI:

Ты, слышишь глас того, кто правил Миром,
Того, кого предал родной собрат,
Того, кто жизнь любил и был бы рад,
Узреть победу перед алчным Римом!
Ты должен пасть, то — месть, мое проклятье,
За роль царя Тиграна, ты один,
Живешь среди теней, и холод льдин,
Влечет тебя на жертву, казнь, распятье!**   
Умолкни! Стой и чувствуй запах смерти!
Как агнец ты, взгляни на свой алтарь,
Уж близок твой конец, смирись бунтарь,
Вокруг тебя танцуют только черти!

Артавазд:

Ты Понта Царь – правитель силой славный ...
Узнал уже я тень твою, Владыка;
Увы, ты прав, мне стыд не скрыть от лика...

Тень Митридата VI:

Прощай и жди! Ты был всегда забавный!

(Царь один, в ужасе от увиденного и услышанного)

Артавазд слышит голос.

Тень Артавазда I:

Вновь ты один стоишь. Готов к ответу,
Приняв без страха ложность всех мучений.
Борец и Царь, хранитель всех учений!
Блажен среди людей и рад Рассвету!
 
Артавазд:

Средь мыслей, чувств своих, себя корю,
За глупость, страх, за спесь перед людьми.
Судьба так сильно бьет меня плетьми,
Что скоро я в своем стыде сгорю!
О, Боги, дайте Знак иль Весть подайте!
Ты, Свет! разверзнись пред мольбой Царя!
Я твой покорный раб! Я ждал, творя!
Вы, тени Тьмы, вы ныне прочь ступайте!

(Царь в экстазе падает на колени, взывая к Богам)

О, Тир Благой! Сейчас сойду с ума!
За что, скажи, Отец мой, я наказан?
За что, кому, о Боги, я обязан?
Я слышу глас иль это просто тьма?!

О, кто здесь встал?! Как будто я во сне?!

Тень Артавазда I:

Восстань! Услышь! И вспомни обо мне!
Я предок твой по древней нашей крови!
Ты, Царь армян, насупил мрачно брови,
Желая все узреть в кромешной тьме?
Однако, слышишь ныне голос мой;
И этот глас времен несут туманы.
Несут они и страх, и боль, и раны,
И все же глушат всех сомнений вой!
Людская чернь не зрит полета мысли,
Трепещет в страхе вся перед Богами.
К добру глуха, теряя ум с годами;
Дела ее среди теней зависли!
Очнись и помни, смерть твоя – отрада!
Она простой итог мирских деяний.
Ведь жизнь влекла к пути твоих страданий:
В ней самость, ложь, обиды, гнев, награда! 
Твоя стезя, печальный сын Царя!
Узри ее! Замри! Ты видишь лики?
Ты жертвой стал придворной старой клики,
И был всегда гоним средь всех, как я!
Но ты давно свершил свою ошибку,
Раскрыв завесу таинств всех Богов.
Теперь сплетай венок из бранных слов,
Терпя и злых рабов, и злую пытку.
За смелость мысли, плата будет кровью,
И, зная это, будь спокоен ты.
Свершивши путь, узри и луч мечты;
Ведь Царь желал уйти всегда с любовью!
Прощай же помня, ты рожден великим!
Бессмертен ты! Бессмертен вечный Дух.
В тебе одном благой и горний слух;
Ты Рим склонил к ногам, он стал безликим!
 
Артавазд:

Скажи мне, кто я? Тень Владыки царства,
Что мне явилась в мрачный час ночной.
Молю, ответь мне. Я уже больной,
И, я, как Дарий дал врагу богатства!
Мне смерть милей позора, страха, гнева.
Да, я устал от всех, но жаль семью;
Пусть я отдам за жизнь ее — свою,
И путь извергнет Рим всю желчь из чрева.
Как быть, ответь? Один и должен всем!
Я, нищ! И был всегда и слаб, и глуп!
Теперь же я живой, ненужный труп,
Но, жду с надеждой свет, скажи зачем?

Тень Артавазда I:

Я пред тобой, но вызвал ты меня,
Я, словно гладь стекла. Во мне твой образ,
Ты зришь лишь мысли ход и слышишь возглас,
В который раз скорбишь, себя виня?!
Я, тень, увы, и знаю то, что знаю!
Не Бог я, Царь, далек мой светлый Дух!
Моя стихия — мрак, к мольбам я глух...
Я вестник твой! И разум твой читаю!

Тень Артавазда I (громогласно):

Ты слышишь свой же ум, не зришь себя?

Артавазд (с ужасом):

О, Боги Света, дайте мне погибель!
От мрака пред глазами только выбель!
О, Боги Тьмы, подайте яд, любя!
О, был я слеп, виня отца, родных.
Во всем один Закон причин и следствий!
Во мне роились сотни грозных бедствий,
Лишь слабый ум создал чудовищ злых!
Познавши Дух, впадет ли в мрачный круг?!
Я, сам! Служитель Митры — Бога Света?!
Пусть мир умрет, не меркнет дух обета;
За Мудрый Свет терплю я много мук!
Избавит Смерть меня? Сожжет ли тлен?!
Но старый бич уж взвился в свисте громком,
Ударом сгину я в рассудке ломком,
За слабость дум, познаю жуткий плен!
К Светилам дальним свой полет вершим,
Страдая, мы в Луче своем восходим!
Во лжи, влача наш путь, химер разводим,
Но в теле плотном, алча зла, дрожим!
Ты дал мне Свет, отвергну ль я его?
Прости мой Царь за блуд во тьме кромешной.
В мечтах скорблю! Кончины жду успешной,
И стал вновь духом нем, не зрю всего!
Прости мой Бог, и плоть мою убей!
Ведь жалость — мерзость! Скользкий червь коварный!
Рождая в сердце боль и сон кошмарный,
Гнобит в мечтах умы больных людей!

Тень Артавазда I:

Твой глас услышан. Ныне все решится!
Твой сад зачах, настал и твой черед...
Ты слышишь ход? То, смерть уже идет!
Узнай ее. Она уже стучится!

(Тень исчезает.  Пред Артаваздом вновь встает призрак слепца)

Призрак:

Теперь все понял ты, великий Царь!
И стать, храня, ты с честью примешь смерть!
Войдешь во тьму, свершишь ты круговерть,
И в новом теле встретишь свой Алтарь!


Артавазд:

Прости святой Отец, молю тебя!
Хранил меня ты, я же, был слепцом,
Безумным, слабым, гордым был глупцом...

Призрак (исчезает, но слышен спокойный голос):

Уже простил, не смей корить себя!

Артавазд:

Пройдя все тайны гор, пещер подземных,
Я Хрестом был, Христом умру от яда!***
В земном плену не будет в сердце лада,
Пока не выйдет кровь из вен яремных!


Сцена Вторая

(Входят слуги Клеопатры, римские легионеры и хромой палач с мечом. Царь мрачен, с холодным спокойствием, обращается к стражнику, но смотрит, как бы сквозь него. Слуги, скорбно молчат. Никто не решается подойти к Царю. Артавазд встает и спокойно подходит к палачу)
 
Артавазд:
 
Желая жизнь любить, ты губишь дух!
Умрешь, как червь, покинешь бренный мир!
Узришь во Свете славный пышный пир?!
Нет! В страхе будешь ты и нем, и глух!
Блуждая тенью, станешь мрак искать,
И саван тьмы тебя в ночи накроет,
Душа твоя от боли жутко взвоет;
От этой боли, знай — тебе страдать!
Зажат, забит, измучен был Загрей,****
Толпой безумных, дерзких дев фиад.*****
Он плоть отдал, сойдя в кромешный ад.******
Увы, в аду теперь вся жизнь людей!

(Слуги в смятении, некоторые плачут. Палач, не решается убить Царя).

Один из слуг:

Прими Владыка этот сильный яд,
Ведь кровь твоя и нас рабов сразит.

Артавазд:

Не боли я страшусь, она с огнем роднит,
Но дар приму, и Чаше с болью рад!*******

(Артавазд пьет ядовитый настой, смотря на палача)

Артавазд (радостно, торжественно):

Верши, верши свой суд хромой палач,
Кромсай и рви! Убей во мне надежду.
Пронзи скорей, Зарежь, прошу, невежду,
Не смей робеть! Рази мечом, не плачь!

(Палач отказывается добивать Царя)

Палач (горестно):

Не смею я, тебя мечом коснуться!
Убив Царя, Богов весь гнев узрю!
Пусть я умру, свершив свою стезю…
О страшный сон, быстрей бы мне очнуться!

Артавазд, держа палача за руку, падает:    
 
Свершилось! Я, один! Я, перед Богом!
Великим Митрой! Свет кругом, Заря!..
Отец, прими дары! К Тебе, скорбя,
Взлечу над Миром, встану пред Порогом!******** 

(Артавазд погибает)

(Входит Клеопатра с телохранителем нубийцем)

Клеопатра (обращаясь к рабу):

Главу его руби же, с плеч долой!
Мидийский царь узрит подарок наш.
Достань свой меч, мой верный сильный страж,
Закончив все, залей главу смолой!********* 

(Удаляется)

Сцена Третья

(Египет. Александрия. Серапеум. Ночь. Два жреца храма Сераписа наблюдают за звездным небом, как вдруг замечают странное свечение, исходящее из наоса храма)

Старый жрец:

Печально все, так ночь скрывает правду.
В такую ночь, лишь Боги нам вещают!

Молодой жрец:

Ты видишь свет, огни меня смущают.

Старый жрец:

Иссохло в горле, чую боль и жажду!

(Падает в ужасе)

Молодой жрец:
 
Отец, очнись, то Свет благого Бога!

Старый жрец:

Египет грех свершил, убив святого,
Падет во мглу, мой сын, я слышу Слово!
Страну накроет мгла войны и тога!

Голос из глубины:

Уйди во тьму, во блуд женой сведенный!..

(Жрецы умирают)
 
Голос Митры:

Молчи Земля, молчи Небесный свод,
Оставил плоть свою могучий Дух!
В своей борьбе один, он стоил двух,
Теперь плывет средь тайных темных Вод.
Венец Царей таит лишь Скорбь Миров!
И тот силен, кто эту Скорбь приняв,
Ворвавшись в жизнь, и трусость в ней поправ,
Не станет ждать в миру златых плодов.
Прощай Армянский Царь. Ты мудрым был,
И Радость сердца, сам направил ввысь.
И словно Лев пустынь иль словно рысь,
Погиб за честь, но Славой свет затмил!

ЭПИЛОГ
 
(У пирамид и Сфинкса. Три Матери Ночи. Голос Бога Тира)

Первая Мать Ночи:
 
Святой и грозный Рок, могуч и беспощаден!

Вторая Мать Ночи:

Творец времен мирских, слагающий лишь год,

Третья Мать Ночи:

Не видит люд больной: беспечен он и жаден.

Три Матери Ночи:

И в гневе строит он лишь зависти оплот!

Голос Тира (прощая):

Воздайте честь тому, кто жил скорбя,
Тому, кто смерть избрав, восславил Дух.
Склонитесь перед тем, кто был не глух
К звучанью Муз, достойно сан храня!
Он был простым и знал свой краткий путь,
И верен был своей родной стезе;
Богатый сердцем, Свет храня в себе,
Он сеял радость, болью множил суть.
Простив ему обиды, страх и грех,
Не сможем мы отдать огромный долг.
И малый воин строит мощный полк,
А мелкий долг, сплетает сеть для всех.
Избрав оковы, лязг златых цепей, 
И, Власть отдав, людскую тьму узрев,
Презрев и Славу, мир, народный гнев,
Бессмертным стал среди живых Царей!


ПРИМЕЧАНИЯ

* Сын Арташеса I Великого, Артавазд I, прозванный Безумным (годы правления: 160-115 гг. до н.э.), по сути, является самым загадочным Царем Великой Армении. Будучи успешным в войне с Митридатом II Парфянским, он, все же проиграл конфликт дипломатически и передал на воспитание Парфянскому Двору своего племянника Тиграна - будущего Тиграна II Великого. Исторических свидетельств об Артавазде практически не сохранилось, за исключением, искаженной до неузнаваемости древней легенды об Артавазде и Тени Царя Арташеса, которая проклинает Артавазда на вечное изгнание и заточение в скалах Масиса. Эта легенда является отголоском более древнего Сказания об Артавазде-Титане. По всей вероятности Артавазд I был в постоянном конфликте, как с князьями так и со жрецами, что и послужило смешению образов эпического авестийского Героя и армянского Царя.
  ** Имеется ввиду разногласие между Тиграном и Митридатом Евпатором в политике относительно Рима. После поражения Лукулла в войне с Тиграном, Митридат вновь был посажен на Понтийский Престол в 68 -67 гг. до н. э. Однако, вскоре Помпей, изгнав Митридата, напал на Армению и Тигран, из-за начавшихся брожений в приграничных регионах и враждебности жены Клеопатры - дочери Митридата, пошел на "мировую" с Помпеем, до этого объявив Митридата виновником распри между Арменией и Римом и между ним и его сыном Тиграном Средним - наместником, Софены.
  ***Имя Христос (;;;;;;;), которое ныне трактуют, в угоду иудаизму, как перевод с иврита Машиах (Мессия), на самом деле древнее самой еврейской письменности и восходит к индо-иранскому (индоевропейскому) корню Хар, отсюда и древнеармянское ;;;;;;; (Харуйк) – священный костер или очаг. Отсюда и славянское имя Хорс – одна ипостасей Солнца. Древние обозначали этим именем Помазанного огненным маслом  (;;;;;;) – освященным священным огнем. Таким образом, имя Христос относилось к высшей степени посвящения в Мистериях Солнечных, таких как – Митраические. Именно с этой степенью связано Помазание на Царство, т.к. данный обряд проводился только в подгорных Мистериях, и символизировал Высшую Жертву – Царство. По этой причине Иисус – носитель Принципа Христа, что также созвучно Принципу Логоса, был назван Царем. Христос – Высший Жертвенный Принцип – Агнец Божий. Однако, кроме данного имени в эллинистическом мире было распространено имя Хрестос (;;;;;;;) – добрый и благочестивый человек. По сути, Благочестие способствовало обретению высшей цели – жертвенности во Благо Мира – становление Христа. 
  ****Загрей – древнее имя Диониса.
  *****Фиады – Вакханки. 
  ******Намек на древние Дионисийские Мистерии, известные во всем Эллинистическом мире.
  *******Не известно, как на самом деле был убит Артавазд II. Однако, учитывая, что он, будучи плененным, не был официально свергнут и сохранял за собою ряд священных привилегий, и вопреки расхожему мнению о том, что был сразу же обезглавлен по приказу Клеопатры, был, скорее всего, сначала тайно отравлен или заколот. Убийство Царя, а тем более Царя с титулом Божественный, в Древнем Мире было намного сложнее осуществить, нежели это кажется многим современным историкам.   
  ********Митра издревле почитался также и Богом-Судией в загробном мире. Именно Митра есть Истинный Христос-Искупитель.
  *********Голову Артавазда II Клеопатра отправила в Мидию. Здесь смола противопоставляется мирре. В действительности, голову Артавазда могли забальзамировать и отправить в Атропатену. Таким образом, по иронии Судьбы, как подумают многие, Клеопатра, сама того не ведая, упрекнула Артавазда Атропатенского в том, что тот добился смерти Посвященного – Помазанного (Христос).


Рисунок автора.