Улица Водопроводная в Одессе

Евгений Прохоров 6
На снимке: Здание Главной водонасосной станции в Одессе.

У нас есть улочка такая,
О ней известно всем давно:
Водопроводной называют,
Берёт начало у Депо.

Везла отсюда в город конка
Когда-то первый наш трамвай,
Но сел за руль младой мальчонка
И току крикнул: «Эй, толкай!»

А тут один технарь французский,
По трубам, прямо из Днестра,
Подал воды нам южнорусской -
Из крана пить, не из ведра.

Мы были первыми в Европе,
Кто водный выполнил проект,
С тех пор вода течёт в нон-стопе,
Французу - пламенный респект!




Улица от Александровского полицейского участка до переезда
Юго-западной железной дороги, мимо старого еврейского кладбища.
Появляется  на картах города 20 сентября 1902 года.
Открытие водопровода в Одессе состоялось 3 сентября 1873 года.

В те время проблема питьевой воды очень волновала одесситов,
а её нехватка была следствием многих смертельных болезней.

Французский эмигрант Пишон решился на прокладывание водопровода.
Общая длина труб до реки Днестр составляла 250 км. Это был самый
грандиозный проект в Европе. Он сохранен до сих пор.

Пролегал  как раз по улице Водопроводной, которая является одной
из главнейших автомагистралей Одессы, соединяющей ее с районом
Черемушки, поселком Таирова и Черноморка.

Исторические места на улице Водопроводной:

По нечётной стороне улицы, ближе к железнодорожному вокзалу,
находится Старосенной сквер.

По чётной, на углу с Новощепным рядом, построено современное
здание автостанции «Привоз».

Далее - старейшее в Одессе трамвайное депо, действующее до сих пор
с 1898 года. Здания построены по проекту архитектора А.Б. Минкуса.
На территории депо открыт музей , рядом со зданием администрации
депо — памятник воинам, работникам трамвайно-троллейбусного
управления, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Далее находится Ватманский переулок. Назван в честь водителя
первого трамвая, который прожил 100 лет.

Первый переулок по чётной стороне Водопроводной , знаменитый тем,
что на стене одного старого здания сохранилась дореволюционная
мозаичная реклама.

Дом № 8 ранее принадлежал господину Гарину, отцу писателя
Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (вспомним  его
автобиографическую тетралогию: "Детство Темы", "Гимназисты",
"Студенты", "Инженеры") .

2-й и 3-й Водопроводные переулки ограничивают территорию когда-то
знаменитого завода "Стальканат". Он был первый в России кто
начал это производство.

Дом № 16. Сталепрокатный завод. Старинное здание постройки 1913
года проектировал архитектор Х.Г. Бейтельсбахер. Новый
(административный) корпус построен в 1953 году (архитектор
Л. Белкина). На этом здании — мемориальная доска М.Ф. Глушко,
работавшему на этом заводе. Академик, военный строитель.
На территории завода — находится памятник
работникам сталепрокатного завода, погибшим в годы Великой
Отечественной войны.

Напротив завода — гора «Чумка» — рукотворный памятник жертвам
эпидемии чумы 1812 года.
Под этой горой захоронены жертвы - около 4тыс. человек - эпидемии
чумы 1812 года.

Далее, по нечетной стороне улицы, когда-то было первое еврейское
кладбище города (основано в 1792 году, снесено в 30-е годы ХХ-го
века). О кладбище напоминают лишь остатки элементов входа на
территорию.

Дом № 15. Водонасосная станция (1892 года постройки) — резервуар
«Чумка» — расположена по обеим сторонам улицы. Здесь находится
запас воды для города. Красивый ансамбль зданий станции построен
по проекту архитекторов Л. Влодека и С. Ландесман

На чётной стороне улицы — запасной (дополнительный) бассейн: два
резервуара из пяти. Между ними - техническое здание.

Возле арки у входа на эту территорию, был оборудован бесплатный
источник питьевой водой — вода текла из пастей двух львов, которых
позже заменили ракушками.

У железнодорожного переезда заканчивается улица Водопроводная и
начинается Люстдорфская дорога.



Использованные источники:

Чисто одесский сайт - ODESSKIY.COM
Водопроводная улица
РАЗДЕЛ - УЛИЦЫ В ИСТОРИИ ОДЕССЫ




Отклик:

Источник жизни - чистая вода,
Её не будет, городу беда!
И помнит с благодарностью народ
Того, кто проложил водопровод.

Татьяна Нистюк


Есть такая улица в Одессе,
Нам о ней расскажет интересно,
Про историю и про водопровод,
Женя Прохоров, Одессы патриот!
••••
Галина Циманович 


Французский эмигрант Пишон -
был в жизни вовсе не пижон!
А умник и кудесник!
Он для Одессы пот пролил,
водопровод ей сотворил!
Воистину, прелестный!

Ирина Скачкова Брызгалова


Знает историю каждого дома,
Каждая улица с детства знакома,
Парки и скверы, порт и базары
Любит Евгений. Он гид наш недаром!

Светлана Черникова -Чернокожих 



Хочется у вас немножко ума занять,
а то нам нечего хорошего сказать.
У вас, в Одессе, шаг и историческая память,
и что не дом, то знаменитость, или знать.

Николай Крутько 



Первый в Европе водопровод построили ещё в Древнем Риме.

Владимир Гусев Тульский   29.08.2020 12:19   


+ добавить замечания

Одесса в начале 18 века превратилась в крупный порт по вывозу зерна
на юге России. Не хватало рабочих рук и воды в городе.

Дело сдвинулось с мертвой точки, когда частные предприниматели
Стефан Пишон и отставной ротмистр Виттенберг обратились к
городским властям с предложением построить водопровод от Большого
Фонтана за свой счет. В 1843 году они взяли этот источник в
аренду на 12 лет по контракту, заключенному с колонией Люстдорф.
При этом они обязались отпускать воду жителям за умеренную плату,
а на некоторые потребности города – бесплатно. Для одесситов
стоимость сорокаведерной бочки составляла 15 копеек в летнее время
и дороже 5 копеек – зимой.

В этом же году по ходатайству генерал-губернатора городская казна
предоставила Пишону и Виттенбергу ссуду в 16 тысяч рублей на
5 лет.

В 1847 году к компании Пишона и Виттенберга присоединился
таганрогский купец Тимофей Ковалевский.

Чугунные трубы для сооружения водопровода были заказаны за
границей, и в 1848 году начались их поставки. Поскольку трубы
ввозились предприимчивыми компаньонами за черту порто-франко,
пошлину за них платил город.

В 1849 году Стефан Пишон умер, и строительство фактически
возглавил Тимофей Ковалевский. Именно от него начинается
грандиозный проект осуществления строительства водопровода
в Одессу за 250 км от источника. В проекте было задействовано
около 50 предприятий и построены в Одессе новые, которые обеспечили
проект современным оборудованием для перекачки и хранения
огромного объема речной воды и её очистки. Вот почему он
назван был самым грандиозным и первым в Европе.

Евгений Прохоров 6