Виниловые пластинки с оперой. Мемуарное

Зера Черкесова Новеллы
Начну с конца. Тетради пухлой
Синий коленкор
Подшитые листы.

Год начало 2000-х.

Свою активную работу в тот год я почему-то закончила на опере "Дон Жуан" Моцарта. Дальше мои интересы смещаются в другие стороны, не сразу, но постепенно гаснет экзальтированная страсть к опере. Может быть, потому что не было возможности ее полноценного воплощения. Больших оперных театров там, где я живу, нет. Музыкальный театр давно не работает "по специальности", отдавая в аренду уже много лет помещения театра под что угодно, только не постановки оперных спектаклей. Это называется "выживать в условиях рынка".

Опера по ТВ? Теперь я понимаю, что г-н Бэлза скорее сознательно отвращал от оперы, чем пропагандировал ее в программе "Шедевры мирового оперного и балетного искусства", я уже писала об этом. Но я смотрела многие выпуски, и ни одной удачной постановки, чтобы она воплощала в себя всё, что вкладывается в понятие "опера"("дело" по итальянски, коллективное причем)- я не помню. Это были всё чаще какие-то "модерновые" извращения классики или откровенная халтура. Записей полноценных постановок не помню ни одной! В музыкально-вокальном отношении запомнила чудесную комическую оперу "Итальянку в Алжире" Россини, осуществлённую силами молодых певцов под открытым небом в очень скромных декорациях на летнем фестивале,  и написала об этом статью.

Ну и выдающаяся постановка в La Scala реж. Франко Дзеффирелли "Кармен"Бизе с молодыми Еленой Образцовой и Пласидо Доминго 1970-х гг.

Мне оставалось искать грампластинки, хотя компьютеры уже были, но у меня не было, а интернет делал самые первые шаги. Эра магнитной записи на магнитофонах подходила к концу, кассеты выходили из обращения, хотя еще продавались, но уже появились компакт-диски, еще очень дорогие для обычного человека. Я смотрела в магазинах музыки и больших книжных магазинах отделы дисков записи опер на компакт-дисках, стоимостью в тысячи рублей, и страшно переживала, что не могу купить ни одной. Ну и, конечно, кроме меня и может быть изредка ещё кого-то(но я ни разу не видела этого "кого-то") их никто не смотрел, они лежали годами нераскупаемые. Нет бы, уценку продавцам произвести или даром раздать на благо просвещения, хоть  в учебные заведения, но нет...рынок.

Однако оставался Отдел искусств Нац.Библиотеки, откуда и натаскивала все, что могла найти. Каждая пластинка была великой радостью. И я тут же переписывала на магнитофонные кассеты и записывала в тетрадки названия. Качество записи таково, что в наше время ни один самый фанатичный меломан не стал бы слушать даже при отсутствии альтернатив...Искажение тембров инструментов оркестров, рояля, голосов при перезаписи с виниловой пластинки на магнитофон - чудовищное. Всё очень гулкое и матовое. А еще пластинки часто были с дефектами, но, к счастью, пластинки классической музыки, стояли на полке в фонотеке незапрашиваемые десятки лет, я вытаскивала их чистыми из нетронутых конвертов фирмы Мелодия, изданий 60-80 х гг. 20в. Я часами рылась в каталоге пластинок и нот. Потом библиотекарши мне выносили драгоценные пластинки. Я слушала некоторые здесь же на электропроигрывателе, проверяя звучание, и проигрыватель был лучше моей радиолы, качество записи выше.

Жаль, что винил ушел в историю. Хотя бы в виде внешнего подобия стоило бы его возродить, ибо компакт-диск и тем более магнитофонная лента не обладают той магией, которая есть у черной пластинки, вытаскиваемой из конверта и ставящейся на диск проигрывателя с наведением иглы на звуковую дорожку...

Мои тетради того времени некоторые сохранились и любопытно сейчас перечесть странички, а может и вам интересно, читатель? Тогда приглашаю. В следующий раз обещала о концерте Рене Флеминг в Альберт-холле с барочным репертуаром и произведениями Рихарда Штрауса, а сейчас об опере "Дон Жуан" Моцарта в постановке городского театра города Милана, Италия, запись с пластинки 80-х. Не на сцене, и даже не на телеэкране(это я потом увидела), а только с пластинок. Зато следя по клавиру текст либретто на итальянском с русским подстрочником. Сейчас это все входит в актуальность:концерты виртуальные без зрителей, трансляции по интернету. а тогда я испытывала комплекс от того, что никогда не бываю в настоящих театрах, и очень редко в концертах симфонической и камерной музыки, обычно с надписью на афише "Вход свободный"(в провинции все концерты классики бесплатны, и все равно зрителей раз, два и обчелся, нагоняют из студентов-музыкантов, если возможно, но и они сачкуют прямо во время концерта).
Это можно считать вольным музыковедением, не казенные статьи за деньги, а душа, что водила пером ...
Я должна выложить эти записи, ибо не верю в булгаковскую веру в нетленность рукописей. Увы, всё тлен, и все нужно запечатлеть стилетом на песках времени. В поисках утраченного времени я листаю сейчас свое прошлое, ища в нем смысл, был ли он?
29/08/2020