Рене Флеминг и о коммерциализации искусства

Зера Черкесова Новеллы
Выкладывания избранного из тетрадей разных лет.
Статьи, эссе, стихи.

с.46 Тетради с Балеринами Э.Дега на сцене - на синей глянцевой обложке.
 Вслед за впечатлениями от просмотра постановки "Пиковой дамы" театром Метрополитен- опера.

06/07/2004

В следующее воскресенье на "Культуре" показали "Концерт Рене Флеминг", прошедший в Альберт-холле, летом 2001г.
  Это был не вполне сольный концерт, так как не менее половины времени оркестр исполнял инструментальные сочинения Антонина Дворжака, Йоганеса Брамса. Причем протяженные во времени.
  Рене Флеминг исполнила "Эскультате юбилляте" В.-А.Моцарта и вокальный цикл для сопрано Рихарда Штрауса. И то, и другое минут по 15.
Голос Рене Флеминг - свежее лирико-колоратурное сопрано, с упором в лирическое сопрано. Слушая в ее исполнении Моцарта, я подумала. что это правильно:то, что от колоратуры отказались все, кроме природных колоратурных сопрано. Эти трели и рулады красивы только в исполнении тонких светлых ангельских голосов - истинных колоратурных сопрано. Таких как, Тоти даль Монте, Галина Ковалева, Гоар Гаспарян, Белла Руденко. А также контртенора, для которых колоратура и была создана изначально(барокко). А уже в исполнении л.-к. сопрано колоратура тяжелит, об остальных голосах покрепче и гуще и говорить нечего.
В голосе Рене Флеминг мне понравились низы, грудной регистр - красивые, прохладные низкие ноты. Колоратурная техника у Рене Флеминг хорошая, но не настолько виртуозно-полётная, как у перечисленных выше. Верхи не столь свободные, как у соловьев и других голосистых пташек. Рене более хорошее лирическое сопрано. Кем она сама и называет себя.

Папа тоже присоединился - ему очень понравилась Рене Флеминг, особенно со стороны ее внешней выразительности, миловидности и тонкого артистизма, а особенно понравились ее глаза и прекрасный голос. Теперь у него прибавилось полку любимых певцов и певиц, хотя классику он любит выборочно, а более предпочитает советскую песню и жалеет, что лучшие оперные певцы почти не поют хорошие песни. В молодости он сам пел крепким баритоном.

 04042004
-------------------------------------

-------------------------------------
Добавление от сегодня, 290820

Указанное сочинение Моцарта (Моцарт. Мотет Exsultate, jubilate, K. 165) я слышала на пластинках в исполнении множества певиц. Обладательниц "легких" голосов. Репертуар советских певцов в классической литературе был весьма ограничен, и одни и те же произведения кочуют с одной пластинки на другую. Я имела удовольствие ввиду невозможности покупать компакт-диски- переслушать многое из фонотеки крупной областной библиотеки, записей 50-80-хгг 20в. в том числе архивных записей 20-40-х гг20в. И даже совсем ранние записи например, Шаляпина, а также Медеи и Николая Фигнер(современники Чайковского!).
Так что репертуар мне хорошо известен.
Чечилия Бартоли внесла новизну в этот крайне узкий репертуар, раздвинула репертуарные границы. Ну и сейчас я уже не скажу, что только колоратурные сопрано хорошо звучат в виртуозной технике и в верхнем регистре. Чечилия показала, что и меццо-сопрано может справиться блестяще и даже намного превзойти в виртуозности  и феноменальной сложности сочинений Барокко - всех самых прославленных колоратур, каких мы знаем по записям с их ограниченным репертуаром, не забирающимся вдаль времён за Моцартом. Даже баритоны и басы Барокко владели виртуозной техникой, и это факт. Отчасти то же можно сказать и о Джоан Сазерленд - не колоратура по природной тесситуре, но спела колоратурный репертуар по-своему. Тут, конечно, нельзя не заметить, что и Сазерленд, и Бартоли - обладательницы средних голосов в тембральном отношении и динамике охвата больших залов. Это камерные голоса. Но вот творческий и смело-новаторский подход приносит плоды:появляется свежий ветер перемен в затхлом и застоявшемся без перемен консерватизме "классических жанров".
Наше время - в отношении искусств - время деградации высших способностей и оскудевании массовых запросов.
Увы, это так.
Последней великой эпохой оперы и эстрадной песни - стала эпоха большой сталинской оперы и еще на пару десятилетий после Сталина поколением, воспитанным в эпоху Большого стиля. Дальше-тишина...а точнее какофония. И "мейнстримы" и "бренды", но уже не искусство для народа. Современность уже не мыслит такими категориями.

Кстати, недавно я нашла и прочла давно искомую книжку Рене Флеминг, о которой она рассказала на беседе с Святославом Бэлзой:"Внутренний голос". Это поразительное бытописание сегодняшних реалий, в каких должен искать свой путь артист. Достаточно сказать, что Рене, рассказывая о том, как строить каръеру(типичная тематика западной литературы об "успехе") - честно рассказывает читателю о подводных камнях. И называет следующие цифры:7 (семь) лет  - в среднем лежат на полках магазинов даже крупных магазинов музыки компакт-диски. Производители заранее знают о коммерческой дыре, которую создаст издание компакт-дисков с классикой и делает это исключительно по разнарядке сверху, как и было в СССР тоже. Издание компакт-дисков на Западе в большинстве случаев - "статья убытков" компании! В эру интернет-скачивания, надо думать, это не временные убытки на 7 лет, а черная дыра. Куда бесследно пропадают вложенные средства. Теперь понятно, почему западные певцы заламывают сумасшедшие цены на билеты. Не от каприза "звезд" и неуважения к простому зрителю, любящему музыку, но не имеющему таких тугих кошельков, - но по жестокой нужде! Недавно в прессе ругали Анну Нетребко за цену 150 тысяч за билет в  первых рядах. Она откликнулась и ответила, что постановила своему импресарио не повышать цены свыше 100 тысяч рублей... Но коммент. А стоит ли её вокал таких денег за один концерт? .. А также помнится, что даже на Дмитрия Хворостовского в России в  2007-10 где-то гг. в пору его певческого расцвета и славы - массово престали ходить, и ругали за цены на билеты.
Ну так если диски на полках западных магазинов даже в пору написания звездой западной сцены Рене Флеминг мемуаров стоили дорого и не раскупались публикой по 7 лет со дня издания, то сейчас они вообще ничего не стоят, все скачивается. И единственной статьей дохода успешного певца становятся гастрольные турне в годы лучшей формы и массированной рекламной компании в СМИ. А мы то удивлялись ценам на Ч.Бартоли в начале 2000-х ее приезда в Россию.

04 июня 2004

29 августа 2020