Феликс Гойхман. Читательский обзор. Август-2020

Большой Литературный Клуб
1 АЛИНА ДАДАЕВА «Рожденный в ночь на ахангаранскую долину»

В этом лонге мне попалось несколько стихотворений, устроенных, как гравюры Эшера, что понятное дело, не ново. Стихотворение про крестьянина и короля мне понравилось двумя вещами.
Во-первых, умелым синтезом газетного стиля с "серябряным веком", а во-вторых,  то что квази-симметричная композиция преобразуется вербально не в абстрактный (как у Эшера) узор, а в живую стерео-картинку. Смутило меня только одно место.
"Их толстые, влажные тела//и раздвинутые ноги//напоминают мне непристойных женщин..." Чувствуется, что инвективу произносит человек, знающий, почем фунт изюма не с чужих слов. Тут одно из двух: либо "газа" поменьше, либо "тормоза" побольше.


2 АРСЕНИЙ Ж-С «Так ты садишься на моё лицо»

Прочитав стихотворение Арсения, вспомнил недавно услышанный анекдот.
- Как вы относитесь к кунилингусу?
- Читал, но не все его пророчества мне понятны.
У Арсения мне понятны решительно все пророчества и воспоминания. В коментарии к его тексту прочел, что он балансирует между порно и эротикой. Насчет эротики не знаю, но в Весне Багрицкого порнографии значительно больше.


3 ЛАДА МИЛЛЕР «До нашей эры».

В центре стихотворения Лады Миллер момент разрыва человека с живой природой, момент ее отмщения ему, единственному виновнику этого разрыва. Центральный образ, образ гвоздя, как символа агрессивного вторжения человека, я бы поменял на что-то более соответствующего моменту, более пластичное в плане драматизации текста.


4 АЛЛА ШАРАПОВА «Как пыль иных миров по застекленным кубам...»

Признаюсь, я впервые прочел это стихотворение Аллы Шараповой, и с первой строки попал под чары его обаяния, меня закружил его вальсирующий ритм. Любопытно, что с легкой руки Штрауса, о котором речи нет в этом тексте, буквально, пронизанном музыкальными аллюзиями, попадая в Вену, путешественник ждет вальсов. При этом видно, что писалось это человеком молодым: за смычками влекутся пиджачки с веточками... Все немного выспренное, жеманное. Думаю неслучайно в тексте слышатся отголоски стихов непосредственных предшественников Аллы, шестидесятников, Беллы Ахмадулиной, Булата Окуджавы:
Мы будем счастливы - благодаренье снимку!//Пусть жизнь короткая проносится и тает.//На веки вечные мы все теперь в обнимку//На фоне Пушкина! И птичка вылетает...


5 ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «импровизация без пальцев»

Стихотворение о-очень затянутое, и я понимаю автора, как устоять и отказаться от местами блистающего изобилья, как выбрать и отбраковать то  что кровоточит? Рука не подымается, особенно, когда на повестке дня любовь. На мой взгляд, значительную роль играет посвящение, сразу переводящее текст в интимный "регистр". Я осознал авторскую дилемму, но пусть поймут и меня, я тоже не сумел отвертеться.


6 МАРИНА ИЗЕРГИЛЬ «Жимолость»
http://stihi.ru/2020/07/23/3464 отборочный тур

Отличный текст, где мелодический образ развивается между тремя созвучиями: жимолость-живность-живопись. Не первая Марина протягивает эмоциональный мост между человечеством и миром насекомых. Традиция эта ведет в 18 век, но Марина превращает потенциально линейный сюжет в очаровательную, лапидарную виньетку, арабеску незаметной, ненавязчивой адресацией давая читателю понять, что это - не эпоха просвещения,  а напротив наши родные постиндустриальные пенаты, со своими тараканами в голове.


7 СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВ СТИХИ «Небесная Москва»

Замечательный пейзаж написанный болью. Знаю это чувство, когда боль - не боль. Тут не то, что небесную Москву увидишь, но и небесный Иерусалим с потусторонним Нью-Йорком. И то, что я лично люблю: пропасть на ровном месте, между холодильником и тарелкой с капустой. И еще одна странная ассоциация: Эсмиральда из Собора Гюго, и ее предпочтения.


8 ЕЛЕНА ЭЛЕНТУХ «если стылое утро»

 Что есть стихотворение Елены Элентух? Эмансипация княжны и развернутое оправдание Степана Разина: не бросал он ее за борт в набежавшую волну, сама прыгнула, забросив кокошник. И опять тот же, что и у Марины Изергиль поворот. История старая, но я слышу, не могу не слышать голос современницы.


9 ЕЛЕНА ТАГАНОВА «Плацкартный шансон».

Что тут скажешь, еще одно возвращение в юность, в ее безбытность,  в ее свободу, и его (возвращения) восторг и тщета. И тень Сэлинджера, возникающая в финале ее (тщету возвращения) подчеркивает.


10 СОЭЛЬ КАРЦЕВ "Блокада"

Каким-то чудесным образом стихотворение Соэля связалось в моем сознании со знакомыми до боли строчкам: двое в комнате: я и Ленин - фотография на голой стене. Конечно, зорко со стены мог смотреть не Сталин, а скажем Спас или, на худой конец, Егорий Победоносец. Думаю главная творческая удача текста Соэля, это - смена привычных акцентов. Да, Родина мать зовет, но и "как равнодушно гибель нес ребенку моему" (Ахматова), "Мама, закутай дочку в простынку. 
Пой, балалайка, плакать нельзя" (Липкин). Соэль выбрал срединный путь: умирающая в блокадном Ленинграде семья и образ на голой стене, это - рубежи, что не сданы!