Встречи, Ерун Антонисон ван Акен

Клуб Слово
Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, - нидерландский

художник эпохи Возрождения,
Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе.
 Его семья, происходившая из немецкого города Ахен издавна была связана
 с творческим промыслом.
Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей,
в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.
 Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен,
 золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари.
 Вероятно,  именно здесь Иероним Босх и получил первые творческие уроки.
После смерти отца Босх становится владельцем художественной мастерской.
Он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен,
взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит
от названия его родного города.
В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент:
он вступает в Братство Богоматери — религиозное общество,
 посвященное культу Девы Марии. Он выполняет творческую работу
 — оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь
 для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные
 мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.
 Первые известные картины Босха, «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»,
 «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).
 Эти произведения гипнотизируют современников.
Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов...»
в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры
ощущались более остро.
 Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений»
Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего.
 В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них —
животные и птицы, поражающие своими размерами.
Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд».
 В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где
праведникам противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники.
На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы,
на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора,
а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема.
На правой створке триптиха изображен Ад.
Босх тяготел к подаче творчества через триптих.В  полотнах художника
находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись,
 анималистика и декор.
Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе
Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои
 произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были
подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня,
возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.
При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок.
В 1481 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене,
 с которой, по предположениям, был знаком еще с детства.
Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.
Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие.
С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили
 ему моральное, а не материальное удовольствие.
Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой
капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем
 идеи Братства Богоматери.
Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя
— на тот момент художнику шел 67 год.
Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об
удивительных событиях. В 1977 году могила была вскрыта, но там не
оказалось никаких останков.
Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что
в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп,
он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки
было решено прекратить.