Четвёртое измерение... Часть II. 1

Елена Зернова
ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА*

ЧАСТЬ II

I. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Творчество для человека такая же изначально необходимая рациональная потребность, как потребность в пище, сне, тепле. Представляется, что движущей силой здесь является страх перед непознанным, вызванный чувством самосохранения. Столкновение с неизведанным, пугая и одновременно привлекая, заставляет человека осмысливать это неизведанное с различных точек зрения – польза, вред, опасность, практическое использование и так далее. Невозможность многое объяснить, осознание зависимости от множества явлений окружающей действительности заставляет человека искать способы защиты от враждебных сил, способы привлечения удачи для получения насущно необходимого. Это усиливает потребность возможно более подробного изучения окружающего мира. В процессе такого изучения развивается и усложняется эмоциональная сторона в психике человека, ему становится знакомо чувство прекрасного, он начинает постигать гармонию. Множество сильных впечатлений, чувств, внимательных, детальных наблюдений и их осмысление завершается освобождением – созданием произведения искусства. Иными словами, творчество – это способ освобождения от всевозможных чувств, эмоций, вызванных впечатлениями от окружающей действительности путём их осмысления, упорядочения, гармонизации. Создавая нечто, человек перемещает, возвращает вовне в преображённом его духовным, интеллектуальным, жизненным опытом то, что ранее было получено им от окружающего мира.
То, что во многом ушло в подсознание у современного человека, в эпоху каменного века было вполне явным. Изучая творчество первобытного человека, мы получаем возможность многое понять в поистине «настоящей цивилизации каменного века, со сложной общественной структурой и определёнными духовными ценностями» (6).
В тот гигантский временной отрезок, который мы называем каменным веком, зародились, по существу, все основные виды искусства: архитектура, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, зрелищные виды. Несмотря на то, что письменность появилась значительно позже, истоки литературы можно так же обнаружить в той бесконечно далёкой эпохе. Кроме того, достаточно легко определяется глубинное единство всех этих видов, их неразрывная связь друг с другом, обусловленная ясно прослеживающимся источником творчества первобытного человека.

1. Эпоха палеолита, представленная по-своему непревзойдёнными произведениями искусства, даёт повод прийти к некоторым выводам с точки зрения интересующего нас вопроса.
Характерным для этой эпохи является отсутствие композиции, которая каким бы то ни было способом объединяла разрозненные изображения животных на стенах и потолках пещер. Художник палеолита, безусловно, реалист, но реализм его строго избирателен. Для человека верхнего палеолита как бы нет ни прошлого, ни будущего. Важность, преобладающее значение настоящего, прошлое и будущее важны постольку, поскольку они имеют значение в настоящем – вот каково восприятие времени палеолитическим человеком. Эта изолированность от прошлого и будущего, конечно, не абсолютна, но четвёртое измерение предстаёт в этих не связанных друг с другом изображениях как концентрированный сгусток настоящего, как бы вовсе не нуждающегося ни в продолжении, ни в воспоминании о предшествующем. Время здесь – мощная спираль, воронка, засасывающая самоё себя. Естественно, что такое восприятие времени диктует определённые художественные приёмы. Каждое изображение сконцентрировано в самом себе, прочие связи и взаимозависимости игнорируются. Острое впечатление от натуры передано с высочайшим мастерством и строжайшим отбором самого существенного, самоценность каждого отдельного изображения не даёт повода к возникновению каких бы то ни было центробежных сил внутри объекта изображения. Здесь и только здесь заключён сейчас весь мир, весь его ужас и вся его красота. И именно тут сфокусировано единство всех форм человеческого сознания – и наука, и религия, и искусство.

2. В эпоху мезолита картина меняется. Изменение внешнего содержания искусства говорит об изменении в восприятии четвёртого измерения. Время теперь осознаётся как процесс, последовательное движение от прошлого через настоящее к будущему. Увеличение схематизма в изображениях говорит о смещении интереса в осознании действительности. Первостепенное значение приобретает не сам по себе объект, а действие. Центростремительные силы в изображении заменяются центробежными. Резко увеличивается внимание к взаимосвязям явлений и предметов окружающего мира. Центром многофигурных композиций, главным их персонажем становится человек. Именно в этом и кроется суть произошедших изменений, так как, осознав себя как сущность, человек осознал и направленное течение времени.
Появление сюжетных композиций обусловило возникновение такого характерного для мезолитического искусства явления, как повествовательность. Все эти сцены – эмоциональный, драматический, насыщенный динамикой рассказ о мире и о человеке в нём. Именно здесь кроется исток, откуда со временем возникнет, многократно трансформируясь и совершенствуясь, такой вид искусства, как литература. Именно здесь ясно и определённо проявила себя возникшая потребность последовательного высказывания. И именно здесь возникло осознание возможности сообщить нечто при помощи последовательной цепочки временных отрезков. В этой почве кроется корень единства живописи, графики, литературы.

3. Характерной особенностью культуры неолита оказывается распространение мелкой пластики, различных художественных ремёсел, орнамента. Без сомнения, именно это время – время рождения декоративно-прикладного искусства. Схематизм, упрощение форм, наблюдаемое в эпоху мезолита, нашло своё логическое продолжение в возникновении орнаментов, которыми украшались произведения ремесленников, в упрощении и геометризации форм в произведениях скульптуры. Обобщённость, абстрагирование образов реального мира, доведение их до символов – вот черты искусства эпохи неолита. Время как осознанная сущность осваивается человеком этого периода истории на микроуровне, максимально приближенном к повседневности, хотя и преобразованной мифологическим сознанием. Характер орнаментов и форма предметов быта ясно говорит о том, что человек осмыслил реальный мир как закономерность, как геометрическую целостность, подчиняющуюся некоему мерному ритму. Четвёртое измерение предстаёт перед неолитическим человеком как мерная цепочка чётко ощущаемых периодов.

4. Эпоха бронзы, безусловно, характерна прежде всего тем, что человек стал осознавать себя как активное, способное к созиданию существо. Теперь не только освоение предметов и явлений окружающего мира интересует его, абсолютная конкретность палеолита, обобщённая конкретность мезолита, преобразованная в условно-схематическую форму, только стремящуюся к абстрагированию конкретность неолита отступают перед созиданием абстрактных форм, рождённых умом и силами самого человека. Своеобразный космизм мышления – вот то главное, что присуще человеку эпохи бронзы. Если, как уже отмечалось, в неолите время осваивается человеком на микроуровне, то в бронзовый век человек выходит на макроуровень, осознавая течение времени как бесконечное циклическое движение небесных светил. Грандиозные, величественные мегалитические сооружения – прежде всего, кромлехи, – ясно свидетельствуют о таком мироощущении древнего человека эпохи бронзы. Цикличность и мерность – таким теперь понимается движение времени. И направленность его – вовне, от человека к мирозданию.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сапего И.Г. «Предмет и форма», М., «Советский художник», 1984.
2.Раушенбах Б.В. «Пространственные построения в живописи», М., «Наука», 1980.
3.Замятин Е.А. «Лекции о литературе», «ЛУ» №6, 1988.
4.СЭС, М., «Советская энциклопедия», 1988, изд.4.
5.Якимович А. «О построении пространства в современной картине», «Пространство картины», сборник, М., «Советский художник», 1989.
6.Ларичев В.Е. «Прозрение», М., Пл., 1990.
7.Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения», М., «Мысль», 1982.
8.Климов Р.Б. «Искусство Нидерландов», Всеобщая история искусств, Т.3.

                1992-1993 гг.

Из книги "Пра'звук мира. Мысли по существу" (2007 год издания, Москва)

* Работа печатается в сокращении.