Четвёртое измерение... Часть II. 2

Елена Зернова
ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА*

ЧАСТЬ II


II. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА.

1. ЕГИПЕТ.

Под ногами – вечная земля, над головой – вечное небо, а там, впереди, за последним жизненным пределом – вечная загробная жизнь. Кто ты, человек, маленький и слабый среди этого бесконечного величия, где всё так незыблемо и определённо, где правят могущественные боги и могущественные фараоны, равные богам? Медленно, медленно несёт свои воды великая Река, медленно, медленно плывут годы, века, тысячелетия…
На вечной земле, под вечным небом во славу великих богов и великих фараонов стоят грандиозные, величественные храмы и гробницы, сурово и отрешённо смотрит поверх земной тщеты могучий сфинкс. Да, да, человек, есть на земле то единственное, ради чего ты обрабатываешь и таскаешь тяжёлые камни под сжигающим огненным солнцем, возносишь к самому небу сверкающие на солнце пирамиды, глотаешь душную пыль, вырубая в известняке прекрасные рельефы. Имя ему – Вечность.
Таково мироощущение. И весь строй древнеегипетского искусства таков, чтобы позволить художнику передавать в произведениях архитектуры, скульптуры, живописи, рельефа незыблемые сущности предметов и явлений окружающего его мира. Метод изображения трёхмерного пространства на двухмерной плоскости, подобный методу ортогональных проекций, свойственный чертежу, позволял египетскому художнику с непревзойдённым мастерством создавать своеобразные, высокохудожественные произведения искусства, не зависящую от случайностей «неизменную объективную форму» (2, стр. 41). Самоценность формы, цвета предметов, осознаваемая древним египтянином, позволяла ему создавать произведения, несущие впечатление незыблемости, неизменности, вечности.
Но мир так богат и сложен! Каким же должен быть язык художественного произведения, чтобы иметь возможность внутри такой строгой изобразительной системы да ещё заключённой в жёсткие каноны, отразить всё это богатство и разнообразие? «Передача геометрии объективного пространства неизбежно ведёт к плоскостному изображению, поскольку она принципиально не допускает иллюзий пространственности, основанных на каких-либо перспективных приёмах» (2, стр. 38). Это, конечно же, требовало своих, особых способов достижения художественной выразительности. И они были найдены. Собственно говоря, сам метод плоскостного изображения диктует свои художественные приёмы для достижения совершенства произведения искусства. Основное значение в этом случае приобретают ритм, линия, силуэт, орнаментальность и декоративность. Богатство ритмов – это богатство временных периодов, а в совокупности с общим ощущением времени как вечности это создаёт необыкновенное, величественное и прекрасное созвучие. Вся система композиционных построений в живописи и рельефе обусловливается такими характерными особенностями, как соединение различных, в том числе и разновремённых, сцен, повествовательность изображения, необходимость толкования множества применяемых условностей, знаковый характер изображения и тому подобное. Плоскостность живописи и рельефа позволяла включать в композиции как равноправные элементы и иероглифические тексты, которые были не просто текстами, но декоративными частями произведения. А всё это – ярчайшие доказательства как основополагающего значения четвёртого измерения для искусства, так и неразрывного по своей сути единства изобразительного искусства и литературы, которая к этому времени уже вполне оформилась как вид искусства.


2. ГРЕЦИЯ.

Греция. Маленькая – и великая, колыбель всей современной цивилизации, взрастившая идеалы высокой нравственности, гуманизма, красоты, силы и достоинства человека.
Всюду царит её величество Гармония. Золотое сечение правит линиями, плоскостями, объёмами. Тёплый мрамор, обработанный искусными руками мастеров, под лучами яркого солнца на фоне синего-синего неба создаёт удивительную игру светотени. Хрустальная чистота и ясность – в каждом произведении, в каждом сооружении. Время идёт соразмерно свободному, лёгкому дыханию. Волшебное богатство ритмов, создаваемое скульптурой зофорных фризов, где, задрапированные в ниспадающие красивыми складками одежды, фигуры создают непревзойдённую по красоте симфонию с ритмичным шагом стройных колонн, которому вторит нежный, звонкий ритм каннелюр. Треугольники фронтонов – логическое, осмысленное место для целостных, гармоничных, пластически совершенных скульптурных групп. Чуткая душа мастера безошибочно точно выбирает в окружающем пейзаже место для сооружения храма или целого архитектурного ансамбля, и тогда сама природа начинает дышать в одном ритме с биением человеческого сердца. И становится ясно, что человек достоин высокой трагедии, называемой жизнью.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сапего И.Г. «Предмет и форма», М., «Советский художник», 1984.
2.Раушенбах Б.В. «Пространственные построения в живописи», М., «Наука», 1980.
3.Замятин Е.А. «Лекции о литературе», «ЛУ» №6, 1988.
4.СЭС, М., «Советская энциклопедия», 1988, изд.4.
5.Якимович А. «О построении пространства в современной картине», «Пространство картины», сборник, М., «Советский художник», 1989.
6.Ларичев В.Е. «Прозрение», М., Пл., 1990.
7.Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения», М., «Мысль», 1982.
8.Климов Р.Б. «Искусство Нидерландов», Всеобщая история искусств, Т.3.

                1992-1993 гг.

Из книги "Пра'звук мира. Мысли по существу" (2007 год издания, Москва)

* Работа печатается в сокращении.