Сысой
Лучи заходящего солнца коснулись купола и колокольни давно разоренного, но по-прежнему величественного Покровского храма, ласково скользнули по кронам гигантов-сосен, венчающих холм огромного лесного урочища - Ендовы, и перед тем, как скрыться за горизонтом, отразились в водах реки Пары, своим прощальным светом позолотив её гладь.
Со стороны Пары до нашего села доносится сначала гулкий, но с каждой минутой всё усиливающийся, устрашающий рёв деревенского стада. С первыми лучами и до захода солнца животные провели на выпасе и теперь, гонимые пастухом, возвращались в село. Для нас, городских ребят, вырвавшихся летом на вольные рязанские просторы, это зрелище было в диковинку. Каждый вечер мы с волнением ожидали появления животных, плотной стеной входивших в Морозовы-Борки, поднимая копытами клубы густой дорожной пыли.
Беспрерывно мычащие коровы гордо и неторопливо вышагивали вдоль Церковной улицы, а впритирку к ним семенили вечно суетящиеся козы и овцы. Приблизившись к Базарной площади, мелкие рогатые животные выбивались из стада и устремлялись к нашему огороду, чтобы поживиться сочными побегами. Легко и грациозно перепрыгивая через длинные жерди, невысокую ограду, отделявшую наше хозяйство от дороги, ненасытные животные с завидным аппетитом набрасывались на растения. Пытаясь бороться с нашествием незваных гостей, я вооружалась прутиком-погонялкой и приступала к охране наших владений. Но опытный противник превосходил восьмилетнего защитника огорода и числом, и умением. При моем приближении рогатые грабители с недовольным блеянием врассыпную перебегали на другие грядки, и, как ни в чём не бывало, продолжали наносить ущерб нашему хозяйству. Я на них не сердилась и вся моя оборона больше походила на игру.
Животных я любила и не боялась. Но когда завершающий шествие огромный бык по кличке Сысой, сметая всё на своем пути, нёсся по деревне, мне и всем жителям села становилось по-настоящему жутко. В своей дикой ярости могучий красавец-бык был неуправляем и непредсказуем, и поэтому крайне опасен. С появлением Сысоя улицы пустели, калитки затворялись, все разбегались по домам с криками: «Сысой-Сысой!!!», что означало – «Берегись!!!».
Сысоя боялись все. Все, кроме пастуха. Пастухов на селе выбирали из людей смелых и надёжных, которым можно доверить жизни и здоровье домашней скотины. О том, какими качествами должен обладать пастух красноречиво говорят народные пословицы: «Каков пастух, таково и стадо»; «Пастуху дремать – так стада не видать»; «Где стадо – там и волк»; «Из волка пастуха не выйдет»; «Дёшево волк в пастухи нанимается – да мир подумывает»; «В пастухи наймёшься – весь мир в долгу»; «Добрый пастух не о себе печётся — о скотине».
Отдавая должное труду пастуха, по издавна установленному на деревенском сходе правилу, владельцы животных обязывались в порядке очередности, как дорогого гостя, вечером принять у себя в доме хранителя стада, накормить, предоставлять ему ночлег и снабдить пастуха едой на предстоящий, долгий и непредсказуемый, новый трудовой день.
Наш деревенский пастух был небольшого роста, пожилой, немногословный человек. Держать в повиновении дикого Сысоя ему удавалось с помощью длинного пастушьего кнута. Мне однажды довелось внимательно рассмотреть это, сплетенное из сыромятной кожи, ударное орудие. С разрешения пастуха я даже попыталась щёлкнуть кнутом, который для меня, тогда хрупкой девчушки, оказался неподъёмным. А с какой кажущейся лёгкостью управлял им пастух! Много позже я узнала, что при нанесении удара с замахом, завязанный узлом конец пастушьего кнута может развивать сверхзвуковую скорость, производя громкий звук – щелчок или хлопок. И что именно этот характерный звук пугает рогатый скот и принуждает животных подчиниться воле пастуха, не применившего к животным физического насилия.
Вот так, с помощью сыромятного кнута, пастуху, как правило, удавалось смирять большое стадо и беспорядочно метущегося по сельским улицам Сысоя, сдерживая его дикие порывы. Но удавалось не всегда. Намного опередив преследовавшего его пастуха, Сысой налетал на чьи-либо хозяйственные постройки, превращая их в щепки. Но народ на Сысоя зла не держал. Понесшие убыток хозяева только разводили руками и со словами: «Ну, тык, чё ж теперь? Пущай!», и принимались за восстановление порушенного добра. И только тогда, когда животное, наконец-то, подчинившись воле пастуха, оказывалось взаперти, мы могли чувствовать себя в безопасности. Но ненадолго. Быстро минует короткая летняя ночь и чуть свет, по утренней заре, пастух снова погонит стадо на привольные рязанские луга. И Сысой снова промчится по селу, направляясь к подёрнутому легким утренним туманом пастбищу. И так, изо дня в день, из года в год.
Да, мы боялись Сысоя, но в то же время гордились тем, что именно в наших Морозовых-Борках появился на свет Божий и рядом с нами живёт, такой могучий сказочный зверь. Ежедневно мы все становились свидетелями и участниками увлекательного и таинственного сказочного действа. Действа, которое, благодаря стараниям и умению пастуха, ежедневно завершалось победой человеческого разума и добра над бушующей в жилах грозного зверя непредсказуемой силой стихии.
Сысой! Могучая природная сила чувствовалась и в самом звучании имени животного. Вспоминая эти, более чем полувековой давности события, я задала себе вопрос: почему народ дал тогда зверю именно это имя и что оно может означать?
Неподалёку от Морозовых-Борков стоит древнее село Сысои. Возможно, там надо искать ответ? Но никакой связи происхождения животного и его имени с этой местностью мне не удалось установить.
Известно, что имя «Сысой» было дано огромному колоколу весом 2000 пудов отлитому в 1688 году для звонницы Успенского собора Ростовского кремля и отличавшемуся неповторимой глубиной мажорного звучания.
Вспомнилось также, что название «Сысой Великий» в 18-19 веках носили четыре мощных легендарных корабля русского флота, названные в честь христианского святого Сисоя Великого.
Но свое имя новорожденный теленок Сысой получил, когда ничто не указывало на его будущую могучую силу и габариты.
Зато, по воспоминаниям селян, Сысой с самого рождения «шалил», показывая всему миру свой непокорный, буйный нрав.
Свои поиски я продолжила, обратившись к словарям личных имен и к помощи интернета. Так, в Словаре русских личных имён Петровского Н.А., содержится такое объяснение: Сысой. Народная форма имени Сисой. Предположительно от древнееврейского слова, означающего «шестой». Современный словарь личных имен Суперанской А.В. содержит следующие сведения: Сысой рус. Из греческого Sisoe, возможно из древнееврейского, означающего «шестой» или «белый мрамор».
Но эти значения, никак не совпадали ни с характером, ни с обликом героя моего повествования. И всё же, с помощью интернета мне удалось получить удовлетворивший моё любопытство ответ.
В русском литературном памятнике XV века "Хождение за три моря" Афанасия Никитина встречается слово «сыс», означающее природную стихию, непогоду, «ветр велик»:
"Божиею милостию приидох до третьяго моря Черного, а парсийским языком дория Стимбольскаа. Идох же по морю ветром 10 дни, доидох до Вонады, и ту нас сретили великый ветер полунощный, възврати нас къ Трапизону, и стояли есмя в Платане 15 дний, ветру велику и злу бывшу. И с Платаны есмя пошли на море двожды, и ветр нас стречает злый, не даст нам по морю ходити. Олло акь, Олло Худо перводигерь! Развие бо того иного Бога не знаю. И море же пройдох, да занесе нас СЫС къ Баликаее, а оттудова к Токорзову, и ту стояли есмя 5 дни. Божиею милостию приидох в Кафу за 9 дни до Филипова заговениа. Олло перводигер!".
Большой толковый словарь донского казачества («Русские словари. АСТ, Астрель», 2003) определяет значение существительного «сыс», как метель : «Када на зямле кура идёть, сыс называица».
В Церковнославянском словаре глагол «сысати» означает «свистать», «шипеть».
В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля, глагол «сысоваться» означает «гневаться»: «Не сысуйся, не прогневайся» - так объясняет значение данного глагола автор словаря.
Возможно, что от славянского корня «сыс» и произошла кличка животного? Ведь именно таким он и был, наш Сысой, гневливым, порывистым, буйным. С рождения впитавший силу и мощь рязанской земли, Сысой от всей своей бычьей души одинаково бурно выражал как радость от пребывания на белом свете, так и гнев, внезапно овладевавший всем его могучим существом. Многие поколения животных унаследовали силу и вольную натуру своего легендарного родителя-богатыря.
Свой дикий нрав Сысой с годами так и не смирил и до конца дней своих продолжал гневаться - сысоваться.
С тех пор прошло более полувека. А мы со старожилами Морозовых-Борков и по сей день, с улыбкой вспоминаем этого грозного зверя, который, как и всё, что веками связывало и ныне продолжает прочно связывать нас с родной рязанской землей, стал неотъемлемой частью нашей жизни.
Июль-сентябрь 2020.